Политические идеи Античности, Средневековья и эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи Античности, Средневековья и эпохи Возрождения



В истории политических учений выделяют следующие основные этапы: политические идеи античности и Средневековья, политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени, современная политическая наука.

Политические идеи античности. В работах античных мыслителей политика рассматривается как форма цивилизованного бытия человека. Государство и общество не отделимы друг от друга и не противопоставляются друг другу. Целью правильно организованного государства является создание условий для счастливой жизни, при которой человек может раскрыть свои способности, не проявляя своих низменных качеств. Поэтому античные мыслители значительное внимание уделяли поискам модели совершенного государства.

Выдающийся мыслитель античного мира Платон (427-397 гг. до н.э.),рассматривалидеальное государство как сообщество правителей («справедливое правление лучших», олицетворяющих совещательное начало государства) воинов (защитное, яростное начало) и производителей (деловое, вожделеющее начало), выполняющих строго определенные общественные функции. Возможные формы отклонения от идеального государства (по степени удаления от образца) Платон определяет как тимократию (власть честолюбцев, стремящихся к обогащению), олигархию (господство немногих богачей, раскалывающее общество на противоборствующие группы – богатых и бедных), демократию (власть большинства – демоса, ведущую, при отсутствии разумного регулятора, к анархии и хаосу) и тиранию (наихудшую форму государственного устройства, когда самый ловкий и коварный, из среды борющихся за власть, становится тираном).

Аристотель (384-322 гг. до н. э.),будучи убежденным в том, чточеловек - политическое существо - гражданин по природе, представляет политическую общность людей – государство как высшую форму общности людей, в которой все прочие общности достигают своей цели и завершения. Он разделяет существующие формы государственного правления на правильные и неправильные. К правильным формам Аристотель относит монархию, аристократию и политию. В качестве наилучшей формы Аристотель рассматри­вает политию, для которой характерны: умеренность в правах, средний достаток в имуществе, преобладание среднего слоя во власти. Отклонением от монархии он считает тиранию, от аристократии - олигархию, от политии - демократию. Все отклонения приводят к возникновению неправильных форм правления.

Если для античной политической мысли был характерен космологический характер (жизнь в полисе, являвшимся городом-государством, рассматривалась как проявление действия космических закономерностей, циклов), то уже для средневековой политической мысли характерен теоцентризм. «Всякая власть от Бога» – так словами апостола Павла можно выразить политическую суть теоцентризма. Раннехристианские мыслители (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан не вступать в конфронтацию с государственной властью и повиноваться ей, поскольку она божественного происхождения.

Один из самых авторитетных мыслителей европейского Средневековья Августин Аврелий (354-430 гг.) в трактате «О граде Божьем» представляет всемирную историю как противоборство двух сообществ: града земного и града небесного. В первом, по мнению Августина, господствуют похоть, вражда, войны. Пороки в одинаковой мере одолевают и правителей и подвластные им народы. Во втором - осуществляется служение друг другу по любви. Функцию связи и различения двух градов призвана выполнять церковь. Августином подчеркивается временный, преходящий характер государственной власти, которая допущена Богом якобы для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. С учетом этих ограничений средневековый мыслитель рассматривает государство как «орудие Бога», а правителей как «слуг господних» и утверждает их право применять методы принуждения в интересах церкви, призванной главенствовать над государством.

Другой известный христианский мыслитель Средневековья - Фома Аквинский (1225-1274 гг.)считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души, забота о которых принадлежит церкви, чья верховная всеобъемлющая власть неизмеримо выше земной власти государства. Главное предназначение государства, по мнению Ф.Аквинского, заключено в том, чтобы вести сообщество людей к начертанной Богом цели - спасению их душ. Сравнивая государство с рулевым, а человеческое сообщество с кораблем, он пишет: «Так же и корабль, гонимый разными ветрами, плыл бы в самых различных направлениях и никогда бы не пришел в нужный порт, если бы не направлялся единой волей рулевого».

Ф. Аквинский вводит различия между сущностью власти (сам институт государства) и ее формой (способ правления, структура власти).Он допускает, что форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеющий свободную волю, способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки.

Различая монархию, олигархию, демократию и тиранию, Ф.Аквинский относит демократию (как и тиранию) к несправедливым формам власти, так как народ, по его мнению, воплощает собой коллективное тиранство. Мыслитель допускает право восстания против государственной власти, если, во-первых, власть выступает против законов Бога и элементарных нравственных принципов; во-вторых, при превышении властью своих компетенций (введение чрезмерных налогов, незаконных поборов и т.п.). Определение законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями - прерогатива церкви.

В политической мысли эпохи Возрождения (с XIV века в Италии и с XV века в других странах) выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти. В этот период постепенно утверждается рационально-критическое понимание политики, котороебазируется на анализе политической практики и определяет содержание гражданской концепции политики. Мыслители стремятся понять и объяснить природу существующих политических отношений, рассматривая государство как уникальную независимую организацию, необходимую для защиты и безопасности людей.

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) впервые разработал концепцию светского государства, выводя закономерности его функционирования не из божественного откровения и теологии, а из разума и опыта человека. Выдвинутый им принцип политического реализма предполагает подчинение политических действий практическим интересам. Макиавелли допускал возможность в интересах решения таких стратегических задач как объединение государства и др. игнорировать нормы нравственности. Достижение таких политических целей оправдывает используемые для этого средства.

Из соотношения борющихся в обществе сил (противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих) Макиавелли выводит конкретные формы государства: правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию и «распущенность»). В качестве идеала Макиавелли выдвигает смешанную форму государства, в которой бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти.

В рассматриваемый период наряду с Макиавелли сторонником идеи сильного централизованного государства был француз Жан Боден (1530-1596 гг. ). Подчеркивая необходимость безусловного господства единой властвующей воли, он выступал за абсолютную монархию, которая может успешно противостоять теократии, феодальной децентрализации и сословной раздробленности.

В эпоху Возрождения появляются и первые утопические социалистические теории, в которых отражались интересы и чаяния широких народных масс, их мечты о лучшей жизни. В трудах многих мыслителей этого периода резкой критике подвергается общественный и политический строй, государства и издаваемые ими законы рассматривались как заговор богатых против бедных. Предлагались модели идеального политического устройства на основе равенства и свободы граждан, демократических принципов управления государством, выборной системы формирования органов власти, отмены частной собственности и ликвидации эксплуатации человеком человека. Эти мысли нашли отражение в трудах гениальных мыслителей англичанина Т. Мора (1478-1535 гг.) и итальянца Т. Кампанелла (1568-1639 гг.) Будущее общества они связывали с народовластием, с самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами, с коллективной собственностью и обязательным трудом для всех.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.005 с.)