Политическая мысль Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль Нового времени



В гражданской концепции политики Нового времени распространяются идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. Совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями данного исторического периода, получила название идеологии либерализма (от лат. liberalis - свободный).

Первые шаги в создании теорий естественного права и общественного договора сделаны нидерландскими мыслителями Г. Гроцием (1583-1645 гг .) и Б. Спинозой (1632-1677 гг.). Дальнейшее систематическое развитие данные теории получили в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка.

Т. Гоббс (1588-1679 гг.)рассматривал государство как человеческое установление, возникшее на основе общественного договора, как средство избавления людей от неизбежно возни­кающей между ними борьбы («войны всех против всех»), делающей невозможной нормальную жизнь. Люди устанавливают государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Наделение властью в государстве одного лица образует монархию, властвование собрания представителей всех сословий образует республику, власть одного сословия - аристократию. Т. Гоббс - сторонник абсолютной монархии.

Дж. Локк (1632-1704 гг.) впервые в буржуазной политической литературе выдвинул идею разделения властей. Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная - проводит законы в жизнь, а союзная (федеративная) - занимается вопросами политики. Принцип разделения властей означает, по Локку, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть является верховной и должна повелевать другими властями.

Дж. Локком сформулирован вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества, включающего в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

Французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.) по праву считается основоположником теории правового государства. Он развил идею разделения властей до своего логического конца, сделав их равнозначными и взаимоконтролирующими. В трактате «О духе законов» он подчеркивает: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Свободу и равенство он рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы. Понимая свободу как независимость, Монтескье считал, что свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда - «разрешено все, что не запрещено законом». При анализе политической сферы Монтескье считал необходимым учитывать наряду с прочими (социальными, религиозными и т.д.) действие факторов географической среды.

Правовая концепция «неотчуждаемых» прав человека, идея общественного договора как основы образования государства и учение о разделении властей получили развитие в североамериканской политической мысли. Джеймс Мэдисон (1751-1831 гг.)разработал концепцию сдержек и противовесов. Суть данной концепции заключается в утверждении принципа равноценности всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), обеспечивающих взаимный контроль и сдерживание каждой от властного произвола.

Существенный вклад в содержание идеологии либерализма в европейской политической мысли внесли И. Кант и Г. Гегель. Согласно политической теории И. Канта (1724-1804 гг.),каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике необходимо стремиться к гармонии целей и средств. Право, по Канту, обладает принудительной силой, носителем которой является государство. Назначение государства должно в максимальной степени соответствовать принципам права, все устройство, деятельность государства подчинены праву (в этом суть правового государства). Кант выступал против проведения политики с помощью войн. Считая, что на народ ложится основное бремя войны и поэтому он объективно в ней не заинтересован, немецкий мыслитель выдвигает требование, чтобы «каждое государство имело такую внутреннюю организацию, при которой решающий голос о том, быть или не быть войне, принадлежал бы онароду, за счет которого она ведется».

Г. Гегель (1770-1831 гг.) разрабатывает и разграничивает категории «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество, по Гегелю, - это сфера господства частных интересов, их свободная игра, но отличающаяся высокой степенью организации. Единство общества может быть достигнуто путем согласования частных интересов через их представительство в органах власти. Для согласования множества интересов необходимо государство как высший судья. Общество становится гражданским в условиях управления со стороны государства, обеспечивающего ему саму возможность стать гражданским.

В Новое время политическая мысль оформляется в основные политические идеологии - либерализм, консерватизм, социализм  и др.

Либерализм, исходя из приоритета гуманизма, естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их священности и неотчуждаемости, политически ориентировал на реализацию идей правового государства, руководствующегося справедливыми законами гражданского общества, обеспечивающего самореализацию индивидов в условиях свободного рынка и конкуренции, независимости экономической деятельности от государства.

Консерватизмсформировалсякак антибуржуазная идеология. Основные идеи консерватизма были сформулированы английским мыслителем и политиком Эдмундом Бёрком (1729-1797 гг .), французскими общественными деятелями Жозефом де Местром (1734-1821 гг. ) и Луи де Бональдом (1753-1840 гг. ). Существующие в обществе политические институты, прежде всего, семья и государство, по мнению консерваторов, являются отражением естественного хода событий, в который не следует вмешиваться. Э. Берк в работе «Размышления о французской революции», критикуя идею естественного права и общественного договора, считал, что государство есть результат естественной эволюции и допускал лишь его умеренное политическое реформирование в пределах существующих форм. Идеалом правления де Местр считал абсолютную монархию. Де Местр и де Бональд называли революцию «сатанинским делом», несущим разрушение и не способным к созиданию. В русле консерватизма отдавалось предпочтение идеям традиционализма, умеренного реформизма, аристократизма, а не идеям равенства и свободы.

В рамках социально-политической утопии и социальной концепции политики формируется идеология демократизма, для которой характерен учет реального соотношения многих факторов: анализ соотношения государства и социальных субъектов (классов, наций, человечества) и рассмотрение индивидуумов как продуктов своих социальных групп; анализ характера государства в связи с процессом исторического развития; учет влияния экономических факторов на политику. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), видя, что субъектами политики выступают социально неоднородные группы, между которыми постоянно возникают противоречия и борьба, в противоположность либеральной идее компромисса интересов, выдвигает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Народ в целом - источник и носитель политической власти. Руссо - последовательный сторонник самоуправления народа, реализуемого в республиканском строе. Каждый закон, по его мнению, должен быть принят не парламентом, а всем народом - плебисцитом. Избранники же народа должны заниматься исполнением законов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.006 с.)