Природа и социальное назначение политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и социальное назначение политики



Политикой как одной из наиболее важных сфер общественной жизни мыслители интересовались издавна. Представления о ней менялись от одной исторической эпохи к другой, и к настоящему времени культура располагает целым арсеналом самых разнообразных идей о природе, сущности и назначении политики.

Первоначально политическое знание имело религиозно-мифологический характер. С религиозно-мифологических позиций политика объяснялась в контексте божественного происхождения всего сущего.

Возникновение и развитие философии не только обогатило знание о политике, но и, по сути, послужило формированию концептуальных основ политической науки. Взгляды на политику Платона, Аристотеля, Конфуция и ряда других древних философов во многом определили философский подход к пониманию политики.

В философской мысли прошлого явно просматриваются два противоположных воззрения на природу политики, которые определяют различие подходов к пониманию политики как общественного явления. Согласно первому воззрению политика – явление первичное, исходящее из сущностных основ социальной жизни, согласно второму - политика производна от других, более глубинных пластов общественного бытия.

В европейской философско-политологической мысли Аристотель одним из первых заявил о первичности политики в мире общественных явлений. Из выдвинутого им положения о человеке как политическом существе, естественным образом предназначенном для жизни в обществе, следовало, что политическое начало общественной жизни является одним из фундаментальных социальных начал человеческого бытия.

Идея производности политики от других общественных явлений реализовывалась в различных вариантах. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант объясняли политику из права.

Марксисты считали, что политика производна от экономики. В ленинской интерпретации марксистский подход представлялся следующим образом: политика – это концентрированное выражение экономики. Известны попытки обусловить политику моралью (Конфуций и др.). Для сторонников данной точки зрения без нравственной «пропитки» политика не может всерьез рассматриваться в качестве рационального средства управления развитием общества.

У М.Вебера, власть – первична, а политика – вторична: участие в политике означает возможность участвовать во власти и влиять на ее распределение. Отношение к государственной власти больших социальных групп было взято за основу распространенного в советской обществоведческой литературе понимания политики. Политика определялась как отношения между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу завоевания, удержания и распоряжения в своих интересах государственной власти.

В разрабатываемом в социальной философии сферном подходе к анализу жизни общества политика выделяется в отдельную сферу, обеспечивающую наряду с другими (экономической, социальной, духовной) сферами целостность социального развития. При таком подходе политика как общественное явление представляется в виде системного образования, имеющего в своем составе в качестве элементов политическую деятельность, политические отношения, политическую организацию и политическое сознание. Государство (государственная власть) как ключевой институт политической организации регулирует основные общественные функции внутри страны, проводя внутреннюю политику, и на международной арене, осуществляя внешнюю политику. С учетом места и роли государства в проведении политики вполне оправданно говорят о политике как об искусстве управления государством.

Как бы ни были различны философские представления о политике как об общественном явлении, в них всегда признается ее неразрывная связь и с самыми глубокими основами человеческого существования, и с повседневными насущными проблемами жизни людей. В связи с этим изучение политики, получение и систематизация знания о ней всегда было вызвано практической потребностью в углублении понимания процессов развития общества и гармонизации общественной динамики.

Реализация практической потребности в развитии политического знания привела к «отпочкованию» политической науки от философского «древа». Во второй половине XIX века в ряде учебных заведений США стали появляться кафедры политологии. В 1903 году была создана Американская ассоциация политических наук. Завершением процесса выделения политической науки в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать создание под эгидой ЮНЕСКО Международной организации политической науки (1949 г.).

В системе высшего образования России политическая наука представлена учебным предметом «Политология». «Политология» - это общий интегративный курс о политике во всех ее проявлениях.

Социальное назначение политики: политическая грамотность граждан нужна, чтобы быть открытым, демократическим и цивилизованным социумом сознательных, свободных и ответственных людей, которые не дадут власть в руки эгоистичных и некомпетентных политиков, не допустят произвола и беззакония, антигуманных и неэффективных форм социальной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.216 (0.007 с.)