Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа и социальное назначение политики
Политикой как одной из наиболее важных сфер общественной жизни мыслители интересовались издавна. Представления о ней менялись от одной исторической эпохи к другой, и к настоящему времени культура располагает целым арсеналом самых разнообразных идей о природе, сущности и назначении политики. Первоначально политическое знание имело религиозно-мифологический характер. С религиозно-мифологических позиций политика объяснялась в контексте божественного происхождения всего сущего. Возникновение и развитие философии не только обогатило знание о политике, но и, по сути, послужило формированию концептуальных основ политической науки. Взгляды на политику Платона, Аристотеля, Конфуция и ряда других древних философов во многом определили философский подход к пониманию политики. В философской мысли прошлого явно просматриваются два противоположных воззрения на природу политики, которые определяют различие подходов к пониманию политики как общественного явления. Согласно первому воззрению политика – явление первичное, исходящее из сущностных основ социальной жизни, согласно второму - политика производна от других, более глубинных пластов общественного бытия. В европейской философско-политологической мысли Аристотель одним из первых заявил о первичности политики в мире общественных явлений. Из выдвинутого им положения о человеке как политическом существе, естественным образом предназначенном для жизни в обществе, следовало, что политическое начало общественной жизни является одним из фундаментальных социальных начал человеческого бытия. Идея производности политики от других общественных явлений реализовывалась в различных вариантах. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант объясняли политику из права. Марксисты считали, что политика производна от экономики. В ленинской интерпретации марксистский подход представлялся следующим образом: политика – это концентрированное выражение экономики. Известны попытки обусловить политику моралью (Конфуций и др.). Для сторонников данной точки зрения без нравственной «пропитки» политика не может всерьез рассматриваться в качестве рационального средства управления развитием общества. У М.Вебера, власть – первична, а политика – вторична: участие в политике означает возможность участвовать во власти и влиять на ее распределение. Отношение к государственной власти больших социальных групп было взято за основу распространенного в советской обществоведческой литературе понимания политики. Политика определялась как отношения между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу завоевания, удержания и распоряжения в своих интересах государственной власти.
В разрабатываемом в социальной философии сферном подходе к анализу жизни общества политика выделяется в отдельную сферу, обеспечивающую наряду с другими (экономической, социальной, духовной) сферами целостность социального развития. При таком подходе политика как общественное явление представляется в виде системного образования, имеющего в своем составе в качестве элементов политическую деятельность, политические отношения, политическую организацию и политическое сознание. Государство (государственная власть) как ключевой институт политической организации регулирует основные общественные функции внутри страны, проводя внутреннюю политику, и на международной арене, осуществляя внешнюю политику. С учетом места и роли государства в проведении политики вполне оправданно говорят о политике как об искусстве управления государством. Как бы ни были различны философские представления о политике как об общественном явлении, в них всегда признается ее неразрывная связь и с самыми глубокими основами человеческого существования, и с повседневными насущными проблемами жизни людей. В связи с этим изучение политики, получение и систематизация знания о ней всегда было вызвано практической потребностью в углублении понимания процессов развития общества и гармонизации общественной динамики. Реализация практической потребности в развитии политического знания привела к «отпочкованию» политической науки от философского «древа». Во второй половине XIX века в ряде учебных заведений США стали появляться кафедры политологии. В 1903 году была создана Американская ассоциация политических наук. Завершением процесса выделения политической науки в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать создание под эгидой ЮНЕСКО Международной организации политической науки (1949 г.).
В системе высшего образования России политическая наука представлена учебным предметом «Политология». «Политология» - это общий интегративный курс о политике во всех ее проявлениях. Социальное назначение политики: политическая грамотность граждан нужна, чтобы быть открытым, демократическим и цивилизованным социумом сознательных, свободных и ответственных людей, которые не дадут власть в руки эгоистичных и некомпетентных политиков, не допустят произвола и беззакония, антигуманных и неэффективных форм социальной жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.216 (0.007 с.) |