Тема 1. Политология как наука: объект, предмет, история возникновения, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политология как наука: объект, предмет, история возникновения, функции



Тема 1. Политология как наука: объект, предмет, история возникновения, функции

Развитие политической мысли в России

Российская политическая традиция сложилась под влиянием стремления постичь природу Российского государства, желания сохранить и укрепить его культурно-исторические основы, найти оптимальные для России формы политического устройства и национальное своеобразие.

Этапы развития политической мысли России совпадают с основными периодами в становлении и развитии русской государственности.

Тема 2. Власть

Источники и ресурсы власти

Изначальным источником власти является объективная неоднородность положения людей в любом социальном образовании, дифференцированность их ролевых функций. И это важно подчеркнуть, ибо при равном положении, при тотальном равенстве власти нет; она возникает только из субъективных различий людей. При этом власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающих право одним влиять на других.

С незапамятных времен власть всегда была связана с проявлением силы как в физическом, так и в социальном смысле. Поэтому нередко именно сила (принуждение) рассматривается как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все другие средства (влияние, право и т.д.) срабатывают лишь на фоне этого источника власти. Есть и другие, более глубокие источники власти. Одним из них является богатство, владение материальными ценностями в виде денег, собственности - или средств производства. Субъекты, обладающие богатством, осуществляют власть в обществе и государстве самыми различными способами и средствами: самим фактом концентрации в своих руках ключевых рычагов экономики, финансированием определенных политических партий, движений, избирательных кампаний; влиянием на формирование общественного мнения, на деятельность различных групп давления в парламентах, государственных учреждениях, общественных организациях и т.д.

К важнейшим источникам власти относятся знании и информация. Обладание знаниями и контроль над информацией дают реальную власть в экономической и политической жизни общества.

Наконец, специфическим источником власти является сам человек. Люди - это универсальный, многофункциональный источник власти, который создает все другие ее источники. Человек - создатель богатства, фактор силы, носитель и распространитель знаний и информации.

Ресурсы власти - это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект в соответствии с его целями. В системе властных отношений ресурсы используются для поощрения, убеждения, принуждения и наказания объекта власти. Они многообразны и обычно подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, с помощью которых субъект власти, особенно государство, может «покупать» не только отдельных по­литиков, но и целые социальные слои населения. Эти средства используются как для поощрения, так и для наказания. Например, предоставление определенных социальных льгот различным категориям людей (увеличение заработной платы, снижение налогов и т.д.) или, наоборот, лишение этих льгот (уменьшение заработной платы недобросовестным работникам, различного рода штрафные санкции и т.п.).

Принудительными ресурсами обычно выступают меры силового и административного воздействия или угроза санкций за невыполнение распоряжений власти. Дело в том, что власть как таковая немыслима без применения принудительных средств. Ресурс принуждения силен тем, что субъект власти с его помощью имеет возможность непосредственно подчинить себе волю объекта и распоряжаться им. При этом принуждение может выступать в различных формах (подавление, насилие в тоталитарных государствах; убеждение, руководство, формирование общественного мнения - в демократических).

Нормативные ресурсы - это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Их предназначение состоит в том, чтобы убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий - с влиянием непосредственно на сознание человека.

Все перечисленные ресурсы власти применяются ее субъектами, как правило, комплексно, особенно крупными политическими субъектами, такими как государство.

 

Политическая роль СМИ

СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ обусловлена тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по «производству» политической информации. Поскольку в демократических политических системах они действуют достаточно автономно, то создаваемая ими информация может иметь далеко не нейтральный характер, в частности, резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам. Политические возможности СМИ умножаются и благодаря тому, что они имеют доступ к населению, формируют его отношение к политической системе. Известны факты, когда статьи в газетах, или трансляция по телевидению определенных материалов приводили к политическим скандалам, отставкам политических лидеров (например, уотергейтское дело Президента США Р.Никсона).

Колоссальное влияние СМИ, особенно электронных, на сознание и даже на подсознание многих людей вызывают в последнее время серьезные опасения. В Европе они настолько сильны, что в последнее десятилетие там появилась новая социальная дисциплина «Медиалогия» - наука о СМИ.

Философы, психологи, социологи, лингвисты стремятся предупредить своих граждан об опасности некритического восприятия рекламы (скрытой и явной), «как политической, так и коммерческой, и тем самым уберечь их оттого, что получило название «промывание мозгов». Европейские интеллектуалы настаивали на создании различного рода общественных советов, дабы избежать неограниченного влияния крупного капитала (финансирующего СМИ, и, стало быть, определяющего их политику). С другой стороны, они пытаются ограничить поток «низкосортных поделок» массовой культуры. Например, во Франции был запрещен показ по государственному телевидению сериала «Богатые тоже плачут», хотя размещение рекламы сулило прокатчикам немалые деньги.

 

Тема 1. Политология как наука: объект, предмет, история возникновения, функции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.229 (0.006 с.)