Развитие политических идей в XIX - начале XX веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие политических идей в XIX - начале XX веков



Существенный вклад в развитие политической теории XIX-XX веков был внесен К. Марксом (1818-1883 гг.), Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.), Г.Спенсером (1820-1903 гг.), Э. Дюркгеймом (1858-1917 гг.), М. Вебером (1864-1920гг.), Л. Гумпловичем (1838-1909 гг.).

Марксизм, сформировался к середине XIX века и оказал значительное влияние на развитие политической мысли и политическую практику XX столетия.

Для марксизма политическая сфера является не чем иным, как надстройкой над базисом - совокупностью производственных отношений. «Способ производства материальной жизни, - писал Маркс, - обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Марксизм видит причины возникновения государства в материальных интересах людей, закономерное развитие которых приводит к социальному расслоению и возникновению политических институтов, причем политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся политическая сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов, она - результат и форма классовой борьбы. Ведущим в марксистском анализе поли­тики является положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. Таким образом, анализ общественного положения классов и социальных слоев является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, партий и отдельных лидеров.

Марксизм утверждает существование закономерного движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания государства и всякой политики,в результате чего должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов. Утверждая экономическую обусловленность политической жизни, марксизм в то же время не вполне учитывает действие других факторов политической активности и деятельности: социально-психологических, социокультурных, правовых, демографических и биологических.

Влияние марксизма на Западе проявилось через превращение отдельных его положений в часть современной научной методологии, распространение идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Вместе с тем, развитие политической мысли конца XIX-XX веков происходило в значительной степени как дискуссия с идеями К. Маркса и привело к оформлению различных направлений, отличающихся спецификой толкований происхождения, характера и содержания политики. В частности, марксистский взгляд на политику как проявление классовой борьбы повлиял на становление конфликтологического направления в понимании политики (К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.). Политика, по Шмитту, представляет собой особый тип социального отношения «враг-друг», «вертикальную ось», как бы пронизывающую насквозь всю общественную структуру и, в частности, экономическую и духовно-культурную жизнь.

С выходом работ Г. Спенсера, Э. Дюркгейма в политической мысли продолжает развиваться социологическое направление, акцентирующее внимание на раскрытии связей политики с социальными отношениями.

Г. Спенсер создалтеорию социально-политической обусловленности власти, согласно которой общество в процессе своего развития эволюционирует от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. В военном типе социального устройства общество представляло собой, по мнению Г.Спенсера, принудительную организацию сотрудничества людей в достижении общей цели. В промышленном - осуществляется добровольное сотрудничество. Изменение типа общественных отношений способствует и изменению характера власти. Военный тип порождает деспотические и авторитарные режимы. Промышленный тип способствует утверждению демократии. Г.Спенсер связал характер власти с особенностями международных отношений. Подготовка к войне, политика экономии ведут к централизации, подавлению личных свобод. Обстановка мира, наоборот, способствует упрочению прав и свобод.

Идею общественной солидарности, основанной в цивилизованном обществе на разделении труда,всесторонне обосновал Э. Дюркгейм. Он полагал, что обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предопределяет зависимость членов общества друг от друга, обусловливающую, в свою очередь, их солидарность, которая выступает как высший моральный принцип, высшая универсальная ценность, существующая не только между людьми, но и между классами и группами. Решающая роль в деле солидарности социальных групп принадлежит идеалам и верованиям. Дюркгейм истолковывал государство как «коллективный разум», надклассовый орган, обеспечивающий безопасность общества. Важнейшей функцией государства он считал «освобождение индивидуальных личностей».

Особое место в социологическом направлении принадлежит немецкому социологу М. Веберу, считавшему, что политика - это область общественных отношений, складывающихся по поводу власти, по оказанию влияния на распределение власти как между государствами, так и внутри государств. Им акцентируется внимание на социокультурные факторах политического развития (ценностях, верованиях, идеалах и т.д.). Под влиянием М. Вебера в политической науке сложилось устойчивое убеждение о демократии как специфической западной ценности, неразрывно связанной спротестантской этикой, духом индивидуализма, культурой консенсуса.

Политика, согласно концепции М. Вебера, является особым видом человеческой деятельности.Она представляет собой как предприятие, аппарат легитимного господства, так и специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество и все люди в зависимости от своего места делятся на три категории: политиков по случаю (рядовые избиратели); политиков по совместительству (партийные активисты); профессионалов. Политика, по Веберу, образуется как самостоятельная сфера общественной жизни с возникновением государственно-административного аппарата, а также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти.

Попытка учета биологических факторов в общественной жизни, в том числе и в сфере политики, проявилась у одного из виднейших представителей социал-дарвинизма - австрийского мыслителя польского происхождения Л. Гумпловича. Общественная жизнь представляется им как постоянная беспощадная борьба между группами людей. По мнению Гумпловича, в начале истории вражда разделенных расово-этническими признаками орд привела и к возникновению государств, при которых на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями, вызванная прогрессивным разделением труда, духовными факторами, коллективными представлениями, верованиями, международными отношениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.004 с.)