Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь жизнестойкости и копинг-стратегий у юношей с личностными расстройствами
Савин А.Э.¹, Большакова Т.В.² artem.savin00@gmail.com¹, tvb8201@gmail.com² Ярославский государственный медицинский университет Кафедра клинической психологии, Ярославль, Россия
Актуальность: Изучение совладающего поведения и жизнестойкости особенно актуально у лиц с расстройствами личности, которые в силу характерологических особенностей могут использовать неадаптивные стратегии, что может приводить к заострению психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и социальной адаптации. Если в отношении психически здоровых лиц данная проблема изучается, то практически нет исследований данных вопросов относительно лиц, имеющих разные типы личностных расстройств. Научная новизна работы заключается в том, что изучена не только взаимосвязь уровня жизнестойкости и копинг-стратегий в юношеском возрасте, а рассмотрена данная проблема у юношей с личностными расстройствами по тормозимому и возбудимому типу. Цель исследования: изучить взаимосвязь жизнестойкости и копинг-стратегий у юношей с личностными расстройствами. Материалы и методы исследования: опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, «Тест жизнестойкости» С. Мадди (адаптация Леонтьева Д.А., Рассказовой Е.И.). Результаты и их обсуждение: В исследовании приняли участие 45 респондентов мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет, проходящих обследование в отделении пограничной нервно-психической патологии для подростков и юношей с функциями ВВК ГБКУЗ ЯО "ЯОПБ". Для формирования выборки были проанализированы истории болезни пациентов отделения и отобраны пациенты с личностными расстройствами: 1 группу составили 17 юношей с расстройствами личности по тормозимому типу (тревожные, шизотипические, шизоидные и зависимые личностные расстройства), 2 группу - 28 юношей с расстройствами личности по возбудимому типу (эмоционально-неустойчивые расстройства личности). Анализ полученных результатов показал, что юноши с личностными расстройствами по тормозимому типу отличаются низким общим уровнем жизнестойкости; понижение общего уровня жизнестойкости и таких ее составляющих как принятие риска и контроль повышает вероятность использования во фрустрирующих ситуациях такой копинг-стратегии как “избегание”, а повышении такого компонента жизнестойкости как принятие риска повышается вероятность использования во фрустрирующих ситуациях такой копинг-стратегии как “положительная переоценка”.
Юноши с личностными расстройствами по возбудимому типу отличаются высоким общим уровнем жизнестойкости и во фрустрирующих ситуациях они склонны использовать такие копинг-стратегии как “избегание”, “конфронтация” и “дистанцирование”. В этой группе пациентов понижение уровня сформированности такого компонента жизнестойкости как принятие риска повышает вероятность использование во фрустрирующих ситуациях таких копинг-стратегий как “конфронтация” и “избегание”, а понижении уровня сформированности такого компонента жизнестойкости как контроль повышает вероятность использование во фрустрирующих ситуациях такой копинг-стратегии как “дистанцирование”. Выводы: Юноши с личностными расстройствами по тормозимому типу отличаются низким общим уровнем жизнестойкости, что может влиять на их способность к социальной адаптации. Существует взаимосвязь общего уровня и различных составляющих жизнестойкости и склонности использовать во фрустрирующих ситуациях различные копинг-стратегии у юношей с личностными расстройствами по тормозимому и возбудимому типу. Результаты, полученные в ходе настоящей работы, могут быть использованы клиническими психологами и другими специалистами с целью разработки и осуществления эффективных вариантов психологической помощи юношам с различными типами личностных расстройств в повышении уровня жизнестойкости и выработке адекватных копинг-стратегий. Список литературы:
2. Журавлева А.Л., Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. Журавлева А.Л., Крюковой Т.Л., Сергиенко Е.А. Москва: Институт психологии РАН, 2008. 474 с. 3. Леонтьев Д.А., Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Москва: Смысл, 2011. 680 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ И ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМАХ Горбунов А.А.1, Кривобоков А.С.2 chacovchick@mail.ru1, psyexpert@list.ru2 Ярославский Государственный Медицинский Университет Кафедра клинической психологии, Ярославль, Россия
Актуальность. Знания о наличии взаимосвязи между особенностями испытываемого студентами вузов одиночества и степенями выраженности тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности могут быть полезны для более детального и всестороннего понимания внешних и внутренних последствий вынужденной изоляции. Научная новизна исследования состоит в изучении и получении дополнительных данных о влиянии вынужденной изоляции на личность человека. Цель работы: исследовать особенности взаимосвязи между различными аспектами психологического одиночества и уровнем фрустрации у студентов, обучающихся в очной и дистанционной формах обучения. Методы: «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г. Корчагина), «Методика диагностики самооценки психических состояний» (Г. Айзенк). Методы статистического анализа. Результаты и их обсуждение. Студенты, проходящие обучение в очной и дистанционной формах, испытывают схожие переживания связанные с чувством одиночества и фрустрации. При усилении проявлений конструирующего образа «Я» респондента как одинокого человека будет возрастать ощущение отсутствия значимых связей с окружающими людьми, а также учащаться проявления возбудимости, тревожности и выраженной неспособности к сотрудничеству. В свою очередь, при увеличении тревожности, возбудимости и демонстративности характера, чувство общего, недифференцируемого одиночества будет также обостряется. При усилении у исследуемой группы обучающихся негативных чувств, связанных с пребыванием в одиночестве, будет увеличиваться ощущение потребности в компании. Кроме того, степень переживания диссоциированного одиночества имеет наибольшее влияние на общее чувство недостатка коммуникаций. Выводы. В ходе исследования мы установили, что переживания связанные с чувством одиночества и фрустрации у студентов, проходящих обучение в очном и дистанционном форматах достаточно схожи. Значимых различий по исследуемым критериям между двумя выборками не найдено. Список литературы 1. Корчагина, С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2008. – 228 с. 2. Майер, Н. Фрустрация: поведение без цели / Н. Майер. - М., 2005. – 256с. 3. Соснин, В.А. Социальная психология/ В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2014. - 336 с. 4. Швалб, Ю.М. Одиночество: социально-психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: издательство «Украина», 1991. – 270 с.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НЕВРОЛОГИИ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.005 с.) |