Исследование психофизиологических характеристик поведения и их роли в проявлении темперамента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование психофизиологических характеристик поведения и их роли в проявлении темперамента



 

Соломонов А. Г.1, Тютяева Д. Д.2

alex-solomon@rambler.ru1, dashadoh2840@gmail.com2

Ярославский государственный медицинский университет

Кафедра клинической психологии и социальной работы, Ярославль, Россия

 

Актуальность: Знание особенностей собственного темперамента, способность понимать и управлять своим поведением позволяет человеку повышать эффективность личной адаптации к окружающему миру. Для клинического психолога практически важным является навык оценки темпераментов других людей по их поведенческим характеристикам. Он помогает лучшей коммуникации с ними, позволяет предположить, как человек будет вести себя в определенных обстоятельствах.

Научная новизна: Для исследования психогенетики темперамента предложены и применены две ранее не применявшиеся методики. Они оценивают максимальный темп вербальной и невербального поведения. Полученные с их применением данные являются новыми, позволяют оценивать взаимосвязь между этими двумя формами поведенческой активности. Подтвержден генетически обусловленный характер их выраженности.

Цель исследования: Исследовать психофизиологические характеристики поведения и понять их роли в проявлении темперамента.

Материалы и методы: Применив тесты "Формула темперамента по Белову", теппинг-тест, субъективная самооценка и время чтения скороговорки, тестировали 46 человек, среди которых 24 студента 2 курса медицинского университета 19-20 лет и их родители. Обработка выполнена с помощью программы Excel и пакета Statistica 10.

Результаты и их обсуждение:

В результате исследования группы детей самым высоким по модулю оказался коэффициент корреляции между показателями «сангвиник» и «время скороговорки» r=-0,55. Чем выше сангвинистичность, тем быстрее темп речи человека. Далее меланхолики (r=0,4005) и флегматики (r=0,402): чем выше их показатели, тем медленнее темп речи. С холериками r составил -0,38. При исследовании показателей типов темперамента с объёмом теппинг-теста наблюдалась связь между меланхоликами и объемом теппинг-теста (r=-0,37). Чем выше меланхоличность, тем ниже физическая работоспособность испытуемого.

В результате исследования группы родителей самыми высокими по модулю оказались коэффициенты корреляции показателей «сангвиник» и «флегматик» с «субъективной оценкой», r=0,505 и r=-0,509. Чем выше сангвинистичность, тем выше субъективная оценка. У флегматиков наоборот, чем выше показатель, тем ниже субъективная самооценка испытуемого. Далее корреляция «холериков» и «субъективной оценки», r = 0,47. Чем выше первый, тем лучше субъективная оценка. При исследовании показателей типов темперамента с временем скороговорки наблюдалась связь между меланхоликами и временем скороговорки (r=0,44). Чем выше меланхоличность, тем медленнее темп речи.

Были проведены расчеты относительно корреляции детей с родителями. Выявлено наличие корреляционной связи по холерическому типу темперамента (r= 0,630); по флегматическому типу темперамента (r= 0,568); по «объему теппинг-теста», т.е. по общей физической работоспособности (r= 0,599).

Выводы: Таким образом, у молодых людей выявлена прямая взаимосвязь между типом темперамента и темпом речи, а также между меланхолическим типом темперамента и физической работоспособностью. У взрослых же в прямой зависимости от преобладающего типа темперамента стоит оценка себя, также есть связь между меланхолическим типом темперамента и темпом речи. Показан наследственный характер передачи признаков  физической работоспособности, а также таких типов темперамента, как холерики и флегматики.

Список литературы:

1. Русалов В.М., Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. Глава 1. Основные проблемы и достижения дифференциальной психофизиологии, Москва: Ин-т психологии РАН, 2012, 528 с

2. Русалов В.М., «Дифференциальная психофизиология: основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека» // Психологический журнал, Москва: Ин-т психологии РАН, Российская академия наук, 1988. №. 2. С. 61-76.

3. Бабынин Э.В., Генетические аспекты темперамента // Психологический журнал 24 (5), Москва: Ин-т психологии РАН, Российская академия наук, 2003, с. 95-102

4. Небылицын В.Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий, АН СССР, Ин-т психологии, Акад. пед. наук СССР, Ин-т общей и пед. психологии. - Москва: Наука, 1976, 336 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.006 с.)