A. 4. 3 есть ли социалистические мыслители, близкие к анархизму. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

A. 4. 3 есть ли социалистические мыслители, близкие к анархизму.



Анархизм развивался в ответ на развитие капитализма, и именно в неанархистской социалистической традиции анархизм находит большинство попутчиков.

Первые британские социалисты (так называемые социалисты-рикардианцы), последовавшие за Робертом Оуэном, придерживались идей, сходных с идеями анархистов. Например, Томас Ходжскин излагал идеи, сходные с прудоновским мютюэлизмом, в то время как Уильям Томпсон развивал негосударственную, общинную форму социализма, основанную на «сообществах взаимного сотрудничества», которые имели сходство с анархо-коммунизмом (Томпсон был мютюэлистом, прежде чем стать коммунистом в свете проблем, с которыми столкнулся бы даже некапиталистический рынок). Джон Фрэнсис Брей также представляет интерес, как и радикальный аграрианист Томас Спенс, который разработал общинную форму земельного социализма, которая изложила многие идеи, обычно связанные с анархизмом (смотрите «Аграрный социализм Томаса Спенса» Брайана Морриса в его книге «Экология и анархизм»). Более того, раннее британское профсоюзное движение «разработало, шаг за шагом, теорию синдикализма» за 40 лет до Бакунина и либертарианского крыла I Интернационала. [E.P. Thompson, The Making of the English Working Class, стр. 912] Книга Ноэля Томпсона «Реальные права человека» является хорошим обобщением всех этих мыслителей и движений, как и классическая социальная история жизни рабочего класса (и политики) этого периода, «Создание английского рабочего класса».

Либертарианские идеи не исчезли в Британии в 1840-х годах. Были также квазисиндикалисты гильдейских социалистов 1910-1920-х годов, которые выступали за децентрализованную общинную систему с рабочим контролем над промышленностью. Переформулированный гильдейский социализм Г. Д. Х. Коула является наиболее известной работой этой школы, в которую также вошли авторские работы С. Г. Гобсона и А. Р. Ораджа (Джеффри Остерегаард «Традиция рабочего контроля» дает хорошее резюме идей гильдейского социализма). Бертран Рассел, еще один сторонник гильдейского социализма, был увлечен идеями анархизма и написал чрезвычайно информированное и вдумчивое обсуждение анархизма, синдикализма и марксизма в своей классической книге «Дорога к свободе».

Хотя Рассел был пессимистичен относительно возможности анархизма в ближайшем будущем, он чувствовал, что это была «конечная идея, к которой должно приблизиться общество». Как социалист гильдий, он считал само собой разумеющимся, что «не может быть никакой реальной свободы или демократии, пока люди, которые выполняют работу в бизнесе, также не контролируют его управление». Его видение хорошего общества поддержал бы любой анархист: «Мир, в котором жив творческий дух, в котором жизнь — это приключение, полное радости и надежды, основанное на импульсе созидания, а не на желании сохранить то, чем мы обладаем, или захватить то, чем обладают другие. Это должен быть мир, в котором любовь имеет свободную игру, в котором любовь очищена от инстинкта господства, в котором жестокость и зависть были рассеяны счастьем и беспрепятственным развитием всех инстинктов, которые строят жизнь и наполняют ее умственными наслаждениями». [цит.: Noam Chomsky, Problems of Knowledge and Freedom, С. 59–60, стр. 61 и стр. x] Будучи информированным и интересным писателем по многим вопросам, его мысль и социальная активность оказали влияние на многих других мыслителей, включая Ноама Хомского (чьи «Проблемы знания и свободы» (Problems of Knowledge and Freedom) широко обсуждают некоторые темы, затронутые Расселом).

Другим важным британским либертарианским социалистическим мыслителем и активистом был Уильям Моррис. Моррис, друг Кропоткина, активно участвовал в Социалистической Лиге и возглавлял ее антипарламентское крыло. Подчеркивая, что он не был анархистом, нет большой реальной разницы между идеями Морриса и большинства анархо-коммунистов (Моррис сказал, что он был коммунистом и не видел необходимости добавлять к нему «анархист», поскольку для него коммунизм был демократическим и освободительным).

Видный член движения «Искусства и ремесла», Моррис выступал за гуманизацию труда, чтобы была, цитируя название одного из его самых известных эссе, как «Полезная работа против бесполезного труда» (Useful Work vrs Useless Toil). Его утопический роман «Новости из ниоткуда» (News from Nowhere) рисует убедительное видение либертарианского коммунистического общества, где индустриализация была заменена общинной ремесленной экономикой. Это утопия, которая долгое время привлекала большинство социальных анархистов. Обсуждение идей Морриса, помещенных в контекст его знаменитой утопии, смотрите в «Уильям Моррис и Новости из ниоткуда: видение нашего времени» (William Morris and News from Nowhere: A Vision for Our Time (Stephen Coleman and Paddy O’Sullivan (ред.))).

Также следует отметить греческого мыслителя Корнелия Касториадиса. Первоначально троцкистская, Касториадисская оценка глубоко ошибочного анализа Троцким сталинской России как выродившегося рабочего государства привела его к отрицанию сначала ленинизма, а затем и самого марксизма. Это привело его к либертарианским выводам, видя ключевой вопрос не в том, кто владеет средствами производства, а в иерархии. Таким образом, классовая борьба шла между теми, кто обладал властью, и теми, кто ей подчинялся. Это привело его к отказу от марксистской экономической теории как ее стоимостного анализа, абстрагированного (то есть игнорируемого!) от классовой борьбы в основе производства (Автономистский марксизм отвергает эту интерпретацию Маркса, но они единственные марксисты, которые это делают). Касториадис, как и социальные анархисты, видел будущее общество как общество, основанное на Радикальной автономии, всеобщем самоуправлении и рабочих советах, организованных снизу вверх. Его трехтомное собрание сочинений («Политические и социальные труды» (Political and Social Writings)) является необходимым чтением для всех, кто интересуется либертарианской социалистической политикой и радикальной критикой марксизма.

Особо следует упомянуть Мориса Бринтона, который, помимо перевода многих работ Касториадиса, был также значительным либертарианским социалистическим мыслителем и активистом. Бывший троцкист, как и Касториадис, Бринтон создал политическое пространство для революционного либертарианского социализма, противостоящего бюрократическому реформизму труда, а также полицейско-государственному «социализму» сталинизма и авторитаризму ленинизма, который его породил. Он выпустил множество ключевых брошюр, которые сформировали мышление целого поколения анархистов и других либертарианских социалистов. Среди них были «Париж: май 1968 года» (Paris: May 1968), его блестящий рассказ очевидца о близкой революции во Франции, «Большевики и рабочий контроль» (The Bolsheviks and Workers’ Control), в котором он изобличил враждебность Ленина к рабочему самоуправлению, и «Иррациональное в политике» (The Irrational in Politics), пересказ и развитие ранней работы Вильгельма Райха. Эти и многие другие статьи были собраны в книге «За власть трудящихся: Избранные труды Мориса Бринтона» под редакцией Дэвида Гудвея.

Американский историк-радикал Говард Зинн иногда называет себя анархистом и хорошо осведомлен об анархистской традиции (он написал превосходное вступительное эссе по «Анархизму» для американского издания книги Герберта Рида). Наряду с его классической народной историей Соединенных Штатов, его труды о гражданском неповиновении и ненасильственных прямых действиях имеют важное значение. Превосходный сборник эссе этого либертарианского ученого-социалиста был выпущен под названием «The Zinn Reader». Другими известными либертарианскими социалистами, близкими к анархизму, являются Эдвард Карпентер (смотрите, например, книгу Шейлы Роуботэм «Эдвард Карпентер: Пророк новой жизни» (Edward Carpenter: Prophet of the New Life)) и Симона Вейль («Угнетение и свобода» (Oppression and Liberty)).

Следует также упомянуть тех рыночных социалистов, которые, подобно анархистам, основывают свой социализм на самоуправлении трудящихся. Отвергая централизованное планирование, они вернулись к идеям индустриальной демократии и рыночного социализма, отстаиваемым такими, как Прудон (хотя, исходя из марксистского фона, они обычно не упоминают о связи, которую подчеркивают их противники централизованного планирования). Аллан Энглер («Апостолы жадности») и Дэвид Швейкарт («Против капитализма» и «После капитализма») дали полезную критику капитализма и представили видение социализма, укорененного в кооперативно организованных рабочих местах. Сохраняя в своих политических идеях элемент управления и государства, эти социалисты поставили экономическое самоуправление в центр своего экономического видения и, следовательно, ближе к анархизму, чем большинство социалистов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.004 с.)