Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанровое многообразие советской кинохроники
Останкинская башня – это шприц для идеологических инъекций. А.Вознесенский
Советский период развития отечественной экранной хроники при всех минусах цензурного подхода смело можно назвать ее золотым веком. В Советском Союзе существовала мощная индустрия, планомерно, регулярно выпускающая документальную кинопродукцию. Одних только киножурналов выходило около 60 названий, на каждые 100 частей документалистики ровно половина приходилась на киножурналы. Все они были разные по форме, размеру и содержанию, и все они состояли из киносюжетов самых разных жанров. (2,с.44). Документалистика советской эпохи была пропитана духом агитации и пропаганды коммунистических идей, и в первую очередь эта задача была возложена на самую мобильную ее часть - кинохронику. Западные журналисты (даже дружески расположенные к СССР) обвиняли советских коллег в отсутствии чисто информационных программ и материалов, в которых подаются только факты, а не их толкование, что является свойством публицистических материалов. Смесь информационной подачи материала с публицистикой в одном сюжете- в этом была “ахиллесова пята” советской хроники, ее уязвимость. Опыт подачи материалов отечественной кинохроникой был глубоко изучен, систематизирован в 70е годы Лией Николаевной Дербышевой. Искусствовед, кинорежиссер - документалист, профессор ВГИКа, она более 20 лет, практически вплоть до распада Советского Союза, вела в главном киновузе страны мастерскую режиссеров документального кино и телевидения. Рассматривая по традиции сюжет как ведущую форму существования экранной хроники, Дербышева выделяет несколько жанровых разновидностей киносюжета, которые широко использовались репортерами в хроникальной практике - в журналах, телепрограммах, выпусках новостей. Это следующие жанры: - событийный сюжет или репортаж; - информационный сюжет; - сюжет-очерк; - сюжет-портрет; - критический сюжет или фельетон; - исторический сюжет; - агитационный или рекламный сюжет. При всем разнообразии перечисленных жанров, к ним выдвигается общее требование: материалы в них должны быть поданы не только в логической, но и в образной форме. Не только словом подействовать, но и образной мыслью, а это уже искусство! Нужно, чтобы в каждом сюжете чувствовался ритм, настроение, динамика того явления, о котором рассказываешь. Чтобы сюжет обязательно производил впечатление! Волновал! Вызывал чувство! (3,с.43).
Четко просматривается базовое основополагающее требование: образная мысль, образное решение материала, вызывающее чувство. Автор не только рассказывает о событии, явлении, факте, но формирует к нему отношение, в хронику вплетается публицистика, факт и образ факта должны сливаться, сплавляться в киносюжете. Вы скажете: а что в этом плохого, если к хроникальному сюжету предъявляются такие высокие требования? Если сюжет производит впечатление, волнует, вызывает у зрителя определенные чувства, это же замечательно! Это так. Только не нужно под всякий хроникальный сюжет подводить идеологическую подкладку, не требовать образного - обязательного! – решения сюжета в новостях. А в тематических или иных журналах, альманахах, программах – сколько угодно, и это широко практиковалось в журналах советской эпохи. Несколько примеров из наиболее популярных журналов Центральной студии документальных фильмов. -“Новости дня ” - центральный киножурнал с репортажами о значительных событиях в общественной и политической жизни страны. -“ Пионерия” - журнал для школьников, много информационных сюжетов, интересных для ребят. -“Советский спорт” - давал новости спортивной жизни, кинопортреты известных спортсменов. -“Советское кино ” - рекламировал кинофильмы, портреты отечественных кинодеятелей. -“Фитиль” - сатирический киножурнал, полный фельетонов, пародий. -“Страна Советская” – широкоэкранный киножурнал, давал расширенные сюжеты очеркового плана, портретные зарисовки интересных людей, видовые очерки о красоте природы страны. -“ Киноальманах” – пропагандировал советский образ жизни на зарубежных экранах. Из беглого знакомства с тематикой и жанрами киносюжетов в перечисленных киножурналах видно, что наряду сугубо хроникальными жанрами, каковыми являются событийные и информационные сюжеты, авторы широко и успешно пользовались жанрами, где хроника уживалась с публицистикой – такие сюжеты хороши в тематических журналах.
Анализ работ журналистов - репортеров, наблюдения, наработки и рекомендации Л.Дербышевой, как работать над сюжетами различных жанров, изучались во ВГИКе в ее мастерской. Они вполне могут быть использованы, быть полезными и продуктивными при подготовке сюжетов журналистами сегодняшнего молодого поколения. Не стоит огульно отрицать практический опыт и теоретические обобщения кинодокументалистов только потому, что они были сделаны в советское время,в эпоху идеологической глобализации - давайте отделять зерна от плевел и брать в практику сегодняшнего дня то, что сделает эфир более ярким и разнообразным…ИТАК… Жанр киносюжета зависит от того, какую мысль приводит автор. Какова мысль – таков и сюжет.
Событийный сюжет
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.005 с.) |