Специфика кинохроники как вида документального кино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика кинохроники как вида документального кино



 «Хронос» - chromos – в переводе с греческого «время», применительно к кино означает живой, непосредственный отклик на современную жизнь. Да, информационный кинематограф постоянно гонится за временем. Он торопится зафиксировать, задержать его на пленке (раньше на кинопленке, теперь - на видео), торопливо, рассказать о текущих событиях, фактах, процессах современной жизни.

ü Хроника - это запись жизненных фактов в хронологической – временной! - последовательности. Поэтому репортеров, журналистов и называют летописцами эпохи, своего времени, летописцами современности. Отсюда и краткое, емкое, выразительное название самого информационного кинематографа - кинохроника, видеохроника, а то и вовсе коротко - ХРОНИКА.

ü За сотню лет развития киноискусства постепенно вырабатывалась специфика жанров и специфика киноязыка хроникальных материалов.

ü В центре хроникального материала - сообщения о текущих явлениях и событиях реальной жизни: реальные люди, реальные факты, реальное место действия. Прямое отражение на пленке жизненных фактов.

ü Жизнь, ее события и явления – многообразны: они могут быть грандиозными, яркими и серыми, будничными, незаметными и незначительными. Для хроники важны события злободневные, актуальные, значимые для большинства потенциальных зрителей, т.е. они должны быть общественно значимыми для людей, вызывать интерес у аудитории.

ü Для хроники важна сиюминутность освещения событий, доведение до зрителя информации в наименьшее, наикратчайшее время, чтобы новость не прокисла, не устарела, не перестала быть интересной и востребованной для аудитории.

ü Строгая документальность новостной информации, все проверять и перепроверять; никаких домыслов и уж тем более вымыслов, предположений и прогнозов в хроникальном материале не должно быть по определению.

ü Факты, одни только факты, ничего кроме фактов! – такова незыблемая платформа современного хроникального экрана. Основной принцип работы хроникера: ничего не принимать на веру. Здоровый скепсис – ценнейшее профессиональное качество.

ü Максимально объективная подача материала, четкое разделение фактов и мнений о фактах. Если необходимо дать комментарий по поводу факта информации, то необходимо дать альтернативные точки зрения, т.е. хроника стремится к сбалансированности различных потоков информации.

ü Одним из основных профессиональных требований к информационному вещанию является эмоциональное отстранение хроникера при освещении новостей. Спокойное, без эмоций отношение к сообщению.

ü Вместе с тем обязателен эффект присутствия автора материала на месте события: здесь и сейчас происходит то, о чем дается информация зрителю. Это соответствует требованию достоверности, документальности, объективности, укрепляет доверие зрителя. Поэтому появление репортера в кадре на фоне события, о котором речь, обязательно.

ü   Сконцентрируем еще раз внимание на самом главном для информационного кинематографа: краеугольным камнем любого хроникального материала является чёткий, внятный ответ на вопросы: что? (происходит), кто? (принимает в этом участие), где? (место действия), когда? (время, дата события). И возможно, как? почему?

Эту формулу построения документального материала сформулировал более двух тысяч лет назад римский оратор и теоретик ораторского искусства Марк Флавий Квинтилиан, и, как видите, она не утратила своей актуальности по сей день.

Таковы специфические черты кинохроники как разновидности документального кино. Хроника – это первая, очень важная ступень экранной документалистики, его платформа, фундамент, крепкая, незыблемая основа. Это актуальная информация о многообразных событиях, явлениях, процессах в жизни региона, страны, мира, об их влиянии на характеры и судьбы отдельных людей и народов в целом. Его величество ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ – вот альфа и омега документального кино и информационного – хроникального – в первую очередь. Более того, для информационного кино и вещания факт не только объект работы, но и цель! В работе хроникёра отделение фактов от мнений – это принцип! Принцип, который исходит из того, что информация (факты!) – это объективная картина жизни, и каждый человек волен сам судить о том, что происходит.

  «Факты, одни только факты, ничего кроме фактов!» - таков девиз и творческий принцип, принесший информационно-хроникальному экрану доверие и уважение зрителей во всем мире. И во всем мире по сей день электронные средства массовой информации бурно развивают информационное вещание. На радио новости идут каждые полчаса, на телевидении – каждые 3-4 часа, появились целые информационные каналы, которые вообще работают круглосуточно. Хроникальный канал торопится утолить информационный голод своей аудитории. Хроникер ставит перед собой сиюминутную злободневную задачу: успеть рассказать о событии или явлении, дать точный, ясный и лаконичный ответ на ключевые вопросы информации, и в конце сделать вывод из всего показанного и рассказанного.

ü Информация должна быть абсолютно точной, проверенной, со ссылкой на источник ее получения, объективно освещающей событие. Это самое честное и беспристрастное кино. Присутствие автора тут очень деликатное, почти неощутимое, он не навязывает зрителю свою точку зрения. Как говорится, думайте сами, решайте сами.

Итак, мы с вами выяснили, что хроника – особа торопливая, она стремится только зафиксировать снимаемый объект, она долго на нем не задерживается, чтобы узнать его получше, поразмышлять над ним, проанализировать – нет, она торопится дальше. Поэтому жанры, в которых реализуется хроника – это жанры малых форм.

 Рассмотрим подробно основные жанры хроникального кино. Ключевым понятием в сценарной практике является именно жанровое решение материала.     При всем многообразии подходов к освещению жизненных фактов, событий и явлений в программах и фильмах всё, в конечном итоге, сводится к незыблемому правилу, аксиоме : вне жанров произведений не существует.

Справедливости ради стоит сказать, что классическая концепция жанровой дифференциации ныне терпит нападки со стороны практиков, естественно, прежде всего, со стороны дилетантов, стремящихся к упрощению и опрощению; и от некоторых ученых, взявших их сторону. Аргументы сводятся к тому, что форма – это следствие конкретного содержания и методики журналистского труда в каждом отдельном случае. Схематизм в подаче разнородного, всегда неповторимого материала способен лишь погубить творчество в зародыше. Поэтому никаких жанровых схем, а на смену понятия «жанр» должно прийти новое понятие «текст». Просто текст.

Конечно, можно писать и снимать материал, как Бог на душу положит. Многие сейчас так и делают, не обременяя себя изучением законов творчества. Строгают сюжеты, в которых просто текст, где смешались в кучу факты, главное и второстепенные мелочи, авторская мысль либо потонула в этом потоке сознания, либо ее не было вовсе. Если вы считаете, что это не так, внимательно послушайте выпуски новостей местных студий, где таких безжанровых сюжетов - пруд пруди! А между тем, именно конкретный жанр придает материалу четкость, устойчивость, ясность, придает ему форму. Ратуя за бесформенный текст, его сторонник уподобляется портному, который берется шить костюм, не сняв мерки, не раскроив ткань по фасону, который нравится заказчику, не учитывая свойств самой ткани. Или решили сколотить табуретку без учета размеров ее составных элементов, без учета строительного материала (вы же решили, что эти конкретные знания вам не нужны!) Вот вы и будете возиться над своей табуреткой (сюжетом!) по принципу: подпилю у стула ножку, а потом еще немножко… Приступая к работе над сюжетом, автору нужно прежде всего определиться с замыслом: что я хочу сказать своим материалом? Затем: в каком жанре я свой замысел донесу до зрителя? Так что же такое жанр?

ü Жанр – это творческая форма, которая обладает определенными устойчивыми признаками, знание которых помогает автору плодотворно работать над материалом, над отбором фактов, трактовкой явлений. В одних случаях от жанра, в котором будет представлен материал, требуется только информировать, в других требуется исследование, в третьих – комментарий. Какова мысль, замысел, таков и жанр.

Поэтому знать об этой классической концепции жанров журналисту жизненно необходимо. Это знание облегчит процесс создания текста, поможет организовать факты наиболее точно, поможет сконцентрироваться на главном. И вы точно не уподобитесь слепому котенку, о котором говорил великий мастер.

Традиционно жанровые формы в журналистике подразделяются на три группы:

информационные: их прерогатива – сообщение фактов;

аналитические: интерпретация фактов и событий, их анализ;

художественные: образно-публицистическое раскрытие фактов и событий.

Объект нашего внимания – информационные жанры. Формы воплощения документального материала в информационно-хроникальном кинематографе могут быть малыми, короткометражными и полнометражными. Это зависит от объёма сообщаемой информации, а, следовательно, и от жанра, в котором эта информация подается. Мы уже выяснили, что хроника в чистом виде, как принято называть текущую информацию, даваемую в новостях, существует в малых формах: это устные сообщения, видеозаметка, видеосюжет, монолог, интервью, репортаж, отчет, зарисовка. Их хронометраж в пределах трех минут. Короткометражные информационные фильмы – это фильмы объемом от 10-15минут до 30.Это могут быть видовые фильмы, путешествия, видеодневники, репортажи, обзорные фильмы. И наконец, полнометражные информационные фильмы продолжительностью от часа до полутора-двух часов. Как правило, это фильмы-эпопеи, посвященные грандиозным, масштабным событиям и явлениям в жизни страны. В них огромное количество фактического материала, современных хроникальных съемок, фотографий, архивной пленки. В частности, таким был фильм сценариста С. Смирнова и режиссера Р. Кармена «Великая Отечественная».

В данном пособии мы рассматриваем особенности работы над первыми двумя группами жанров информационного кинематографа.

Мы выяснили, что предметом отображения, объектом внимания хроники является чистый документальный факт, который она торопится отразить, зафиксировать. Это сказалось на формах подачи материала: делается это в малых (миниатюрных!) жанровых формах, как то: устное сообщение, заметка, видеосюжет, интервью, репортаж, монолог, отчёт, зарисовка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.009 с.)