Жанры информационно-хроникального экрана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанры информационно-хроникального экрана



Учебное пособие

По специальности 071301 «Народное художественное творчество»

Специализации «Кино- видеотворчество»

Кемерово 2011


 

Маслова Т.Я.

Сценарное мастерство. Жанры хроникально-информационного кино [Текст]: учебное пособие по специальности 071301«Народное художественное творчество», специализации «Кино- видеотворчество» / Т.Я. Маслова. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2011. – 230с.


Мы не допустим ограничения свободы слова. Свободные СМИ – это главная гарантия развития демократии. Без гражданских свобод и свободы прессы невозможно создание в России либеральной рыночной экономики. В.В.ПУТИН  



ВВЕДЕНИЕ

Конец ХХ – начало ХХ1 столетия четко обозначили ключевые явления в современном обществе: во всем мире идут бурные процессы изменения жизни и общественных ценностей. На этом фоне тяга к документализму как прекрасная эпидемия охватила весь мир, волна документализма захлестнула современное искусство во всех его проявлениях.

Наша страна также стремительно меняется, декларирует строительство гражданского, демократически ориентированного общества, что повлекло за собой радикальные изменения в средствах массовой информации;
появились новые условия работы журналиста: бесцензурность, свобода проявления мировоззренческих взглядов, свобода проявления творческой индивидуальности; жанровые границы стали более гибкими и подвижными;  изменились содержание и объем доступной информации;  изменилась тональность общения СМИ с аудиторией.

 Время показало, что достаточно непросто и нелегко вписывается отечественная документалистика в эту новую систему, систему свободы и поиска, систему рыночных отношений, когда информация стала товаром и бизнесом; в систему абсолютно нового мышления и мировоззрения, свойственных капиталистическому образу жизни.

 В этих новых условиях жизни по-прежнему безусловное лидерство по доступности и популярности у многомиллионной аудитории продолжают удерживать электронные СМИ, электронная журналистика – радио, телевидение, интернет. Два последних - особенно, так как обладают мощным дополнительным средством воздействия – визуальностью, «картинкой». Федеральные телевизионные каналы, вещающие из Москвы, сохраняют поныне доступ практически ко всем регионам России и остаются стержнем общероссийского информационного пространства.

Именно телевидение и интернет способствовали и мировой глобализации информационного пространства. Эффект их воздействия на общество предсказал выдающийся теоретик ХХ века в области культуры и коммуникаций, канадский социолог и философ Герберт Маршалл Мак - Люэн: благодаря ТВ в мире стала стремительно нарастать тенденция к общемировой культурной, информационной конвергенции. Мир превратился в «глобальную деревню», «абсолютно обеспечивающую абсолютное несогласие по всем вопросам». Теперь глобальное многообразие информации в мире стекается в общий телевизионный «котёл» (1).

Информация, по сути, стала индикатором эпохи. Именно информационная насыщенность демонстрирует эпоху свободы слова. Это естественно привело к максимально мощному развитию информационного вещания, информационно - хроникального кинематографа.

 Практика показывает, что сценарная разработка информационного материала – это самое уязвимое место, ахиллесова пята не только в работах студентов, но и у многих профессионалов. Автор убеждалась в этом неоднократно, принимая участие в работе жюри областного конкурса «ТВ-Престиж», в жюри Всероссийского мастер-класс-фестиваля детского кино «Жар-птица» в г. Новосибирск; об этом говорят мастера документального кино в ходе работы мастер-классов на Всероссийских фестивалях и конкурсах, на курсах повышения квалификации работников СМИ.

Повсеместному падению качества материалов в немалой степени способствовал стремительный рост количества электронных средств массовой информации, и прежде всего – частных телекомпаний. По данным статистики, к началу нового тысячелетия их в России насчитывалось около тысячи. Причем, даже самые крошечные телеобъединения стремятся в первую очередь создавать собственные информационные программы, помятуя, что они в современном обществе – самые востребованные, что людям особенно важны местные новости, непосредственно отражающие жизнь родного региона.

Новые телевизионные объединения растут, как грибы после дождя, им нужны творческие кадры. Спрос рождает предложение, свято место пусто не бывает – в тележурналистику хлынули тысячи энтузиастов, которые смутно, а то и вовсе не представляют себе специфику экранного творчества. Приток дилетантов породил массовое падение качества эфирной продукции. «Кинопрактика слепым котенком тыкается по линии наименьшего сопротивления, а здесь работа крупнейшей серьёзности», - эти слова, сказанные С.М.Эйзенштейном полвека назад, к сожалению, остаются актуальными и сегодня.

Хроникёр живёт в режиме on-line, и эта постоянная работа «с колёс» требует от журналиста высокого мастерства, умения мгновенно находить верные сценарные решения, умения брать материал. Для этого нужны конкретные знания по кинодраматургии и сценарному мастерству, и в этом начинающим репортёрам, всем, кто вступает на путь освещения жизненных процессов в жанрах информационного кино, может быть полезным данное учебное пособие.

Студенты кафедры фотовидеотворчества изучение экранной документалистики начинают с изучения законов творчества в информационно-документальном кино, и прежде всего с законов его сценарного мастерства. Напомним слова М. И. Ромма, которые верны как по отношению к полнометражному документальному полотну, так и к видеоминиатюре в выпуске новостей или к сюжету в киножурнале: «Фундаментом картины является сценарий. Он решает успех дела, он определяет идейный и художественный результат». Изучение данного пособия даст студентам ощутимый результат в сочетании с другими формами и методами учебной работы: лекциями, семинарскими занятиями, просмотрами, индивидуальной работой над сценарием сюжета или фильма; учебно-педагогической и производственной практикой.

 Данное пособие «Сценарное мастерство. Жанры информационно – документального экрана» разработано с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Студенты кафедры фотовидеотворчества – будущие педагоги, руководители творческих объединений в учреждениях дополнительного образования. Это обусловило педагогические, методические, профессиональные цели и задачи данной работы. А именно:

- вооружить будущих специалистов пониманием специфики информационного кинематографа, его места и функции в системе современных СМИ;

- дать представление о жанровом многообразии информационного кино;

- научить методам работы по созданию конкретных сюжетов в различных информационных жанрах;

- сформировать стойкий интерес к информационной кинодокументалистике;

- научить создавать качественные закадровые тексты на сюжеты любого жанра информационно-хроникального кинематографа.

Материал данного пособия является теоретической основой дисциплины «Сценарное мастерство», изучаемой студентами кафедры фотовидеотворчества в 5 семестре. Итогом семестрового обучения, формой проверки полученных знаний является экзамен по теории информационного кинематографа и курсовая работа в форме видеожурнала общим объемом в 10 – 15 минут эфирного времени, состоящего из трёх сюжетов разных жанров.

Структурно работа выглядит следующим образом. Пособие состоит из трех разделов, каждый из которых делится на главы. Главы в свою очередь делятся на параграфы, развивающие тему. Каждая глава заканчивается вопросами для самопроверки. В конце работы даются сценарии студенческих видеожурналов, отдельных сюжетов и сценариев курсовых фильмов в информационных жанрах. Завершает пособие список рекомендуемой литературы.

В первом разделе рассматривается специфика киновидеохроники как разновидности документального кино. За основу взят исторический принцип подхода к развитию темы. Дана классификация жанров хроники в советский период, принципы работы над киносюжетом в зависимости от его жанра, принципы верстки кино-видеожурнала. Затем освещаются особенности информационно-хроникального кино на российском экране в постсоветский период, когда за основу работы были приняты западные профессиональные стандарты в подаче событий, новые критерии качества экранного сюжета.

 Второй раздел пособия посвящен малоформатным формам отечественного информационного вещания на современном этапе. Подробно рассматриваются разновидности микро-жанра – видеозаметки, которую на студиях чаще зовут просто видеоинформацией; особенности синхрона, выступления и интервью в информационных программах и выпусках новостей. Поскольку разговорные жанры занимают на телевидении одно из приоритетных мест, в данной работе уделяется серьезное внимание методике ведения разговора и получения нужной информации в зависимости от жанра интервью. В заключительной части второго раздела подробно рассматриваются новаторские технологии в отечественной хронике на современном документальном экране.

Третий раздел пособия посвящен жанрам информационного короткометражного кино. Практика показывает, что самым востребованным и приоритетным жанром в информационном кинематографе является репортаж во всех своих жанровых разновидностях: актуальный или событийный, тематико-познавательный, постановочный, проблемный. В пособии рассматривается специфика, особенности работы над каждым из них.

 Вторым широко распространенным жанром информационного экрана является обзорный фильм, в котором находят свое освещение самые разные сферы современной жизни. Жанр в последние годы претерпевает качественные изменения, чаще стал носить презентационный характер, что накладывает отпечаток на сценарное построение, набор выразительных средств. Все эти вопросы нашли отражение в данной работе.

Завершающим элементом пособия стали сценарии студенческих видеожурналов и фильмов, которые студенты выполняют в рамках практических работ, предусмотренных Государственным образовательным стандартом. В конце работы подводится итог, и дается список рекомендуемой литературы.

Данное учебное пособие поможет овладеть основами работы с хроникальным материалом не только студентам, изучающим документальное кино, но и практическим работникам, делающим первые шаги в информационном вещании, педагогам и слушателям системы дополнительного образования и системы повышения квалификации работников образования и культуры.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.007 с.)