Западные стандарты в освещении событий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западные стандарты в освещении событий



Настольными книгами, руководством к действию для отечественных журналистов стали рекомендации зарубежных западных коллег Д.Денниса, Д.Мэррилла, И.Фэнга, в корне отличающиеся от советских подходов в освещении фактов современной жизни. Идеалом стали новые профессиональные стандарты. Новая концепция информационного вещания строилась на отказе от идеологического воздействия на зрительскую аудиторию.

Проблема выбора тем, отбора событий для освещения в СМИ является одной из центральных в журналистской практике. Опыт, накопленныйзападными коллегами, свидетельствует о том, что для привлечения внимания аудитории, масс-медиа необходимо брать темы, которые вызывают общий повседневный интерес, к которым изначально каждый человек лично не равнодушен: жизнь, смерть, любовь, дети, болезнь, исцеление и пр. Среди прикладных исследований, посвященных проблеме отбора событий, широкую известность приобрела работа Эверта Дэнниса, анализировавшего профессиональные западные традиции. Его матрица содержит девять страт, на основе которых журналист отбирает события, сообщения.

ü Конфликт (напряжение, удивление).

ü Развитие какого-то важного события (триумф, достижение).

ü Катастрофа (поражение, разрушение).

ü Последствия какого-то события, степень его воздействия на общество.

ü Знаменитость (социальная или политическая величина), событие, вызывающее всеобщий интерес в жизни известного лица.

ü Новизна (что-то необычное, даже чрезвычайно необычное).

ü Сильный человеческий интерес (яркий эмоциональный фон).

ü Своевременность (новизна и свежесть).

ü Территориальная близость (местная проблематика) (6,с.205).

Таковы западные, прежде всего американские профессиональные критерии отбора информации для репортерских произведений, т.е. для сюжетов новостей, хроники.    Вектор был задан. Российские исследователи телевизионных процессов стали осмысливать наработки западных коллег, пересаживать их на российскую почву.

Похожую на американскую классификацию предлагает российская исследовальница М.И.Шестак. Она делает акцент на следующих событийных ситуациях.

а) Конфликтность, происшествия с известным человеком.

б) Эффект эмоционального толчка при необычном происшествии.

в) Своевременность происшествия, его важность.

г) Значимость события для всех, тема, которая преодолевает все границы.

д) Близость ситуации зрителям конкретного канала. (7,с.10-11).

Свой набор рецептов предлагают В.Воскобойников и В.Юрьев, которые советуют журналистам при выборе тем для репортажей руководствоваться следующими принципами:

ü важность темы, ее приоритетность, привлекательность;

ü близость темы зрителю, что-то хорошо ему знакомое в пространстве или во времени;

ü неординарность фактов: непредсказуемое развитие события, странности, курьезы, эксцентричные поступки;

ü сенсация: от скандальных разоблачений до пикантных интриг;

ü новизна фактов и их своевременность;

ü высокий общественный статус: чем выше статус информации, тем значительнее новость;

ü масштабность новости и ее воздействие: достаточно ли информация убедительна, привлечет ли внимание(8).

Даже поверхностного сравнения достаточно, чтобы увидеть в работах отечественных исследователей «американский концептуальный след».      

В 90-е годы отечественная информационная журналистика заимствовала у западных коллег не только принципы отбора событий для сюжетов. Наряду с этим не менее важно было усвоить западные профессиональные принципы подачи материала.

ü Западный стиль подачи информации в хронике строится на стремлении к объективности, к широте и полноте освещения события. Это означает, что журналист не имеет права навязывать аудитории свое восприятие, свое понимание освещаемого события – ни словом, ни взглядом, ни интонацией – внешняя беспристрастность. Но возможна ли абсолютная беспристрастность, абсолютная объективность? Журналист-репортер не робот. Свое видение он передает подбором кадров, выбором собеседников, деталей, выбором логического ударения, наконец. При самом объективном освещении события происходит его интерпретация - не явная, не фальсифицирующая, но у чуткого зрителя она все-таки рождает определенное (как бы слегка навязанное ему) восприятие. Полунамек единомышленнику! Все тот же американский исследователь журналистики Эверт Дэннис, на труд которого мы уже ссылались выше, дает точную формулировку объективности в подаче репортером факта. Он выделяет три главные характерные особенности:

а) отделение фактов от мнения о них;

б) эмоционально отстраненное освещение события;

в) стремление к точности, сбалансированности материала в сюжете: необходимо дать высказаться оппонентам, давать альтернативные точки зрения. Это позволит аудитории получить наиболее полную, наиболее объективную информацию. А вывод из сюжета зритель будет делать сам, исходя из собственных мировоззренческих пристрастий. Продолжим рассмотрение западных профессиональных принципов работы в хронике.

ü Любой хроникальный материал подавать как новость, т.е. в нем обязательно должна быть свежая, новая информация, неизвестная зрителю. Банальность (общеизвестные истины, общие места) в материале должны стремиться к нулю.

ü Ориентация на сенсационность, на экстрим, на эксклюзив информации. Нормой для любого сюжета является именно неожиданный, сенсационный поворот информации, материала, заложенного в сюжете. Подобная подача повышает градус восприятия события, втягивает аудиторию в то событие, которое показывается на экране, подогревает интерес, вызывает эмоциональное сопереживание.

ü Профессиональные стандарты подачи материала, требуют от журналиста, стремиться любую информацию подавать через человека, тему раскрывать через конкретную человеческую судьбу. Психологи утверждают, что человек у телевизора иденцифицирует себя с героями сюжетов, примеряет на себя те ситуации, в которых персонажи задействованы – материал не останется незамеченным, крепче оседает в сознании зрителя.

ü Первой новостью в мировой практике информационного вещания является человеческая трагедия, катастрофы, этнические конфликты, забастовки, войны, криминальные события – подача подобной информации несбалансированно приводит к перевесу негативной информации, предлагаемой аудитории, что может порождать депрессивные настроения у зрителей.

ü Отражать плюрализм мнений, существующий в обществе, по актуальным вопросам-политическим, экономическим, социальным.

ü Документальность, достоверность событий, фактов и явлений; никаких домыслов и вымыслов, проверять истинность сообщаемой информации.

ü Обязательным является появление репортера в кадре, в стендапе, что повышает доверие у зрителей к той информации, которую репортер сообщает.

ü Полноту и достоверность информации обеспечивает также ответ на классические вопросы хроники: кто, что, где, когда, почему, зачем, как.

Таковы основные профессиональные стандарты информационного вещания, принятые в западной журналистике, которые стремительно стали внедрять российские журналисты в роковые грозовые 90-е годы. Первой ласточкой стала информационная программа «Сегодня» общефедерального канала НТВ, принадлежащего медиамагнату Владимиру Гусинскому (кстати сказать, по образованию – режиссеру массовых зрелищ). В команде программы «Сегодня» работали 33 журналиста: 28 зеленых необстрелянных выпускников журфака МГУ и 5 опытных профессионалов, пришедших в команду из государственных телекомпаний. В то время, как ОРТ и государственный канал «Россия» по-прежнему продолжали работать по советским стандартам, НТВшники стали готовить материалы по западным технологиям и в кратчайшие сроки на несколько лет сделали «Сегодня» лучшей программой страны с недосягаемой для информационных программ других каналов популярностью у зрительской аудитории. 30 молодых репортеров взорвали традиционные подходы к материалу, произвели настоящую «информационную» революцию и полностью изменили информационное вещание России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.007 с.)