Раздел II . Информационное вещание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II . Информационное вещание



На современном этапе

ГЛАВА 3. Видеоинформация (заметка), ее разновидности

ГЛАВА 4. Разговорные жанры хроники

ГЛАВА 5. Новые технологии в отечественной хронике


 

Маленькое предисловие

 

Третий, современный этап развития отечественного информационно-хроникального кинематографа демонстрирует стабильность усвоенных журналистами приёмов освещения событий. Каждый телевизионный канал (федеральный, региональный, местный), каждая телекомпания выработали свою определённую информационную политику, и по мере сил и таланта своих сотрудников реализуют её на практике. Наблюдения за этой практикой показывают, что информационные новостные программы конструируются практически по одним лекалам, по набору форм и жанров они мало чем отличаются друг от друга.

ГЛАВА 3. ВИДЕОИНФОРМАЦИЯ (ЗАМЕТКА), ЕЕ

РАЗНОВИДНОСТИ

 

Кинофакт - основа хроники.

Он фиксирует внешнюю связь вещей и явлений.

И.Беляев

Информационная журналистика начинается с заметки. Заметка – жанр толерантный, она находит себе место и на страницах печатной прессы, и на волнах радио и телевидения. Заметка является самым простым и незамысловатым жанром хроники. Причем необходимо отметить, что именно в последнее десятилетие она стала востребованной в информационном вещании. Это вызвано бурным развитием информационных программ, и прежде всего – телевизионных новостей. Рядовые дневные выпуски могут быть хронометражом 5-7минут. В таких мини-выпусках длинные объемные сюжеты будут восприниматься, по меньшей мере, странно: согласитесь, что это за выпуск, в котором 2-3 сюжета?! Поэтому возникла необходимость уплотнения информации, в единицу времени стали давать больше информации, так сказать, в 2-3 строки, да к тому же энергично, в хорошем темпе прочитанной. Все это придает дополнительную энергию информации. Миниатюрная заметка расширила свой плацдарм: она уютно чувствует себя в различных тематических журналах, альманахах; спокойно расположилась в виде лидов и шпигелей в статьях, корреспонденциях, в солидных информационных и информационно-аналитических программах, позиционируя себя как «выпуск в выпуске».

Жанровые признаки заметки

Заметка может быть представлена в виде устного сообщения; она может быть положена в основу стендапа журналиста; наконец, она может войти в выпуск с видеорядом: фотография, чертеж, диаграмма, коллаж, график, видеопленка с закадровым текстом сделают заметку полноценным видеосюжетом. Информация по своему содержанию может быть столь же разнообразной, как сама жизнь: реальная, фактологическая, вероятностная, превентивная, оценочная, нормативная, программная и т.д. В зависимости от содержания информации изменяется и форма ее подачи, изменяется вид заметки. Однако прежде, чем рассмотреть разновидности заметки, давайте рассмотрим общие признаки заметки как жанра.

1. Заметка – это самый малый жанр информации. По тексту – несколько строк, несколько предложений, по хронометражу – 30-40 секунд экранного времени.

2. В основе заметки лежит единичный конкретный документальный факт, конкретное сообщение. Это может быть сообщение о ситуации, событии, явлении, процессе, человеке, коллективе.

3. Заметка – жанр не только самый короткий, но в силу этого еще и лаконичный, точный. Жанр не позволяет автору «растекашися мыслью по древу», как говаривали наши предки. Заметка в нескольких предложениях должна осветить самую суть, сердцевину сообщения, ответив на квинтилиановский вопросник: что, кто, где, когда, а в иных сообщениях может потребоваться ответ на вопросы «как» и «почему».

4. Информация, которая сообщается в заметке, должна выступать для зрителей как новость, т.е. эта информация превышает те знания по данной теме, по данному вопросу, которые уже известны аудитории. Чем больше будет это превышение, тем значимее, интереснее и заметнее будет для зрителей эта новость. Новизна информации – базовое качество и требование заметки!

5. Информация в заметке очищена от так называемых «шумов», т.е. в ней нет никаких дополнительных сведений, деталей, подробностей, отвлекающих от смысла основной темы, либо разъясняющих ее. Информация в чистом виде!

6. Факт для заметки не только объект материала, но и цель! Публицистика, аналитика над фактом размышляют, его анализируют, сопоставляют с другими, выводят этот факт на новый уровень, поднимают подчас до обобщения. А вот информационной заметке важно только сообщить аудитории об этом факте, обратить на него внимание. Ее цель – сделать факт достоянием общественного сознания.

 7. Заметка должна вызывать всеобщий интерес у аудитории. Этому способствует прежде всего общественная значимость сообщаемого факта, авторитетность источника, сообщившего о факте. Здесь, как в любом другом жанре, работает степень доверия к материалу в зависимости от источника информации.  Социологические исследования показывают, что аудитория больше всего доверяет документам, данным статистики, социологических исследований.

На втором месте доверия находятся специалисты, эксперты, участники и свидетели события, любого другого жизненного факта или явления. И последнее место в этой иерархии доверия занимает мнение, сообщение, исходящее от журналиста.

8. Структура заметки подчинена одной задаче – интересно сообщить о новости. Подача новости в заметке не должна быть серой, скучной, банальной. Банальность вообще в любом жанре, в любом сюжете должна стремиться к нулю. А уж в заметке тем более, она такая крошечная, что ее иначе могут просто не заметить! Автору необходимо не просто функционально подать заметочное сообщение. Ему нужно хорошо подумать и найти свежий, новый поворот в подаче сообщения. Попробуйте подать ее как лид, как шпигель, т.е. как квинтэссенцию сообщаемого факта, она должна быть интересна зрителю, возбуждать его внимание. Помним: нет скучных тем, скучных жанров! Есть скучные авторы и их скучные тексты!

9. Суть сообщения должна быть сконцентрирована в первом абзаце, все ответы на вопросы материала по возможности должны уложиться  в 2-4 фразы.

10. Заметка, будучи новостным информационным жанром, должна быть оперативной. Как говорится, дорога ложка к обеду.

 Итак, оставаясь самым малым жанром, заметка, как видим, обладает внушительным набором ценных качеств: оперативность, достоверность, фактическая точность, четкий информационный повод сообщения, массовость (новость, интересная многим). Столкновение интересов порождает драматизм (подавать сообщение через конфликт). И плюс ко всему этому – краткость и точность!

 

Виды заметки

Разобрав общие признаки заметки, рассмотрим ее разновидности, которые возникают и зависят от содержания, заложенного в информацию заметки.

 

а)  Событийная заметка

«Посвящение в кадеты». Кадр из видеожурнала Т.Корчагиной.
Событийная заметка составляет основной поток информации. В основе такого материала, прежде всего, разнообразные события нашей жизни. Сообщение может касаться событий, действий, ситуаций, явлений или определенных жизненных процессов, которые происходят сейчас, в данный момент либо уже произошли, состоялись. Например: «Как передает агентство Рейтер, в полдень 25 марта президент Ливии Каддафи тайно покинул свою резиденцию, которую разбомбила французская авиация, и отбыл в неизвестном направлении». В этой событийной заметке явно видно стремление к простой фиксации реального состоявшегося события. Автор идет за конкретным событием. Композиция событийной заметки, ее организация диктуется самим строем происходящего или произошедшего события. Критерием отбора фактов для событийной заметки является общественная значимость, познавательная ценность и, конечно же, интересность для зрителя. В событийной заметке видеоряд значительно усиливает вербальный материал, привлекает к нему дополнительное внимание зрителя.

К событийным относятся и заметки, которые дают так называемую итоговую, комплексную информацию, которая характеризует состояние дел, как бы определенный статус-кво в какой-то сфере жизни в самых разных ее аспектах. Такая информация состоит из качественных и количественных обобщений. «После взрыва на атомной станции в Японии канцлер Германии Ангела Меркель приказала провести комплексную проверку технического состояния всех 44 атомных станций страны. По результатам проверки пять станций были закрыты полностью, семь частично приостановили свою работу».

б)  Мини-обозрение

Кадр из обзорного сюжета Р.Гурышевой и Т.Козловой
Как и событийная, обозренческая заметка имеет в основе фактологическую информацию. Только она оперирует не одним конкретным жизненным фактом (событием, действием, ситуацией, явлением), а несколькими, их совокупностью. В совокупность их объединяет автор, найдя в них нечто общее. Рамками такой совокупности может быть определённый промежуток времени, в течение которого произошли какие-то примечательные, с точки зрения автора, события, факты жизни. Это могут быть события, которые произошли в один день. Или за неделю. Например, театральное обозрение: «Богата и разнообразна культурная жизнь города Кемерово. В воскресенье,26 марта в филармонии состоится концерт…,в театре драмы имени А. В. Луначарского спектакль…,в молодежном театре на Весенней зрителей ждет премьера…,в театре кукол ребятишки встретятся с …» Или вот такая сводка: «Воистину, понедельник – день тяжелый. 7 февраля стал днем авиакатастроф. В этот день рухнули два самолета и военный вертолет в США; обломки самолета нашли в горах на Филиппинах; в сопку врезался самолет АН-24 в Приморье. Только за один день погибло 42 человека, ранено 5, без вести пропало 11. Причины катастроф выясняются». Данные материалы описывают однотипные события (факты культурной жизни, авиакатастроф), которые произошли в течение одного дня. События объединены по двум признакам: временем и темой.

Возможен и другой вариант: разные события в определенный отрезок времени. Что как не обозрения 4-5 минутные выпуски новостей? Выпуск новостей дня или итоговая программа за неделю, в которых мини-обозрения максимально расширяют свои размеры.

В мини- обозрении главная задача автора – сообщить о существовании похожих явлений одного порядка, объединенных одной темой; либо наоборот, в определённый период времени происходят разные, диаметрально противоположные события и явления, подтверждающие многообразие жизни, где в одно и то же время, как поется в одной народной песне: «Кто-то пел, а кто-то плакал, а кто-то спал в земле сырой». Мы видим, что мини-обозрение – это информационно насыщенная заметка; временная и тематическая локализация позволяет автору создать в этой заметке панораму неких событий, сконцентрировав их под одной крышей, в одном материале.

в)  Анонс

Кадр из видеосюжета А.Анрдеасян
Название этой группы заметок переводится с английского «anonnce» как «сообщение», «объявление». Данный информационный жанр образуют заметки, которые дают сообщения о БУДУЩИХ, предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, праздниках, спортивных состязаниях и т.д. В них заключена так называемая превентивная информация. Несмотря на то, что термин переводится как объявление, между этими двумя понятиями постепенно стали просматриваться определенные различия. Объявление извещает аудиторию о том, что происходит сейчас или что уже произошло. Например: «В кинотеатре «Юбилейный» с успехом проходит неделя итальянского кино. Билеты продаются. Принимаются заявки на коллективные просмотры».

  Анонс же направлен в будущее, он сообщает о том, что еще только должно произойти. «С 26 по 30 апреля Манеж будет предоставлен в распоряжение участников и гостей международной выставки «Инвестиции, строительство, недвижимость». В Москве будет представлена продукция 300 зарубежных фирм. В рамках выставки состоятся конференции и семинары с обсуждением актуальных вопросов. Представители правительства Москвы 27 апреля примут почетных гостей выставки – послов зарубежных стран.  27 апреля – День открытых дверей для жителей и гостей столицы».

  Анонс немного похож и на рекламу. Но он не ставит своей целью привлечь как можно больше публики, расписывая достоинства выставки. У анонса нет утилитарных целей объявления и рекламы. Цель анонса – дать краткую, но объективную информацию о предстоящем событии, о времени и главных сторонах запланированного мероприятия.

г)  Аннотация

 Название данного жанра пришло к нам также из английского языка. Английское annotate переводится как «примечать ». В центре внимания этого вида заметки – сообщение об информационном явлении, которое уже состоялось. Как правило, это сообщение о новой книге, статье. Автор аннотации «приметил» появление, выход в свет нового издания и оперативно решил оповестить об этом зрителей новостей в блоке «новости культуры ». Как подать аннотацию? Прежде всего, нужно сообщить об основных узловых моментах новинки: название, автор, издатель, постановщик (насколько солидно это издание, серьезное не будет размениваться или подмачивать свою репутацию сомнительными публикациями). В аннотации обязательно краткое и выразительное сообщение о теме публикации, цели данной новинки в культурном пространстве, для кого это произведение будет особенно интересно. Не помешает отклик знатока авторитетного или первого читателя из числа той аудитории, на которую и рассчитывает автор. Все это кратко, точно, выразительно, с иллюстрацией аннотируемого произведения. «Вышла в свет книга «Пушкин в эмиграции». Издание подготовлено известным литературоведом Вадимом Петровым. В книге собраны рассеянные по эмигрантской периодике публикации, приуроченные к 100-летию гибели поэта. Среди авторов Булгаков, Ходосевич, Мережковский и другие выдающиеся деятели русской культуры».

д) Мини – рецензия

Это оценочная заметка, посвященная также какому-то информационному явлению. Заметка привлекает внимание зрителей к книге, кинофильму, театральной постановке, цирковому представлению, эстрадному выступлению и т.д. Цель материала – высказаться о ВПЕЧАТЛЕНИИ, которое произвело на автора данное явление культуры. Здесь просто излагаются эмоции автора, никакого анализа достоинств или недостатков, никаких серьёзных доказательств. Ценность этого материала будет, очевидно, в личности автора, который мимоходом высказался о новинке и вкусу которого редакция новостей доверяет, иначе едва ли ему в новостях культуры предоставили бы эфирное время. Мини-рецензия может быть как положительной, так и отрицательной.

 «На экраны города вышел фильм «Легионер» Питера Макдональда.О впечатлении от новой постановки маститого режиссера – доктор искусствоведения Екатерина Центуридзе: «Это полный отчаяния фильм о боксёре из Марселя. Он пытается скрыться от гангстеров в Северной Америке. Старая как мир тема порока и предательства. Герой один против равнодушия окружающих и жестокости врагов. Очередная попытка реанимировать безнадежного универсального солдата – боксёра – шпиона - гимнаста…Каждый киноман любит плохое кино, но не до такой же степени!»

В мини – рецензии итоговая оценка фильму выносится в последней строке заметки, в словах «плохое кино». Любитель кино примет к сведению эту оценку, но не более, ибо в заметке нет серьёзной аргументации.Жанр заметки ее не предусматривает.

 

е ) Блиц – портрет

С этой разновидностью заметки зритель встречается довольно часто: всякий раз, когда ему, зрителю, хотят представить на экране нового персонажа в общественной, политической жизни, дать первичное представление о его
Кукольный мастер С.Петрина в сюжете П.Панюшкиной
личности. Это портрет в несколько строк. Задача довольно сложная для журналиста. Выявить наиболее важные моменты деятельности человека, показать его возможности – этого вполне достаточно для первого знакомства. Но какие будут эти несколько строк, несколько десятков секунд портретного представления? Хочется привести один очень яркий пример блиц – портрета, созданного журналистами телекомпании НТВ.

 По Конституции Государственная Дума утверждает кандидатуру премьер-министра, которого предлагает президент страны. Президент В.В.Путин предложил кандидатуру М.Е.Фрадкова, в несколько строк охарактеризовав его как знающего специалиста, который успешно справится с работой председателя правительства. Эту характеристику поддержала в Госдуме фракция правящей партии «Единая Россия» в лице Б. В. Грызлова: в его подаче блиц-портрет кандидата в премьеры М.Фрадкова был, по сути, повторением путинской характеристики. В таком тандеме материал прошел по всем федеральным телевизионным каналам. Кроме НТВ. Здесь журналисты пошли дальше. Кандидатура М.Е.Фрадкова была практически неизвестна широкому кругу российских избирателей, и НТВ-шники решили собрать о нем побольше мнений в жанре блиц-портрета. В Думе за кандидатуру премьер-министра будут голосовать и другие фракции, которые выступают как оппозиция. И в эфире появляется В.Жириновский (лидер ЛДПР). Его характеристика кандидата в премьеры была краткой и критичной: много лет работает за пределами России, экономику и социальную картину в обществе представляет слабо, ждать от него эффективной работы не приходится. Вновь в кадре журналист информационной программы «Сегодня», который невозмутимо сообщает, что последнее место работы Фрадкова - Совет Европы и дает слово представителю Германии, которая на тот момент председательствовала в этой почтенной организации. Из этого блиц – портрета российские избиратели узнали, что еще никогда отношения России с Советом Европы не были столь напряженными, как при представительстве Фрадкова, что тому, кто придет на его место, придется еще долго налаживать деловые контакты, по-новому выстраивать взаимоотношения с европейскими партнерами. Один человек – четыре блиц - портрета в информационной программе. Зрителю на этом канале дали возможность проанализировать полученную первичную информацию о кандидате в премьер-министры. Материал в жанре заметки в полной мере выполнил свою функцию.

 

ж) Поздравление

«С днем рождения!». Сюжет Г.Кротова
Поводом для появления видеоматериала в этом жанре являются торжественные события в жизни известных людей: юбилеи, награды. Как и блиц–портрет, поздравительная заметка должна дать зрителям представление о человеке. Но это особая информация, она всегда подчеркивает достоинства человека, его достижения. Текст поздравления по определению не может быть нейтральным. Напротив, он эмоционально приподнят, пронизан признательностью уважением к личности человека, его заслугам. Причем поздравлять можно как отдельного человека, так и целые коллективы, население города,даже страны (к примеру, с Днем независимости).

 Хочется привести пример поздравления Евгения Максимовича Примакова с 75-летием. «Начав трудовой путь журналистом газеты «Правда», он вырос в крупного государственного деятеля. Энергия и мужество Евгения Максимовича оказались особенно востребованными страной на переломном этапе перехода от советской эпохи к демократическому обществу.       

Подлинным пиком гражданского служения академика Примакова стало его мудрое девятимесячное руководство Правительством России в 1998-1999годах, когда экономику страны удалось вызволить из тисков дефолта, отвести все общество от пропасти экономического краха. Здоровья и новых успехов вам, Евгений Максимович!»

В тексте личность Примакова характеризуется самыми весомыми в социальном плане поступками и достижениями, за что он и пользуется у россиян самым искренним уважением и симпатией.

 

З)  Мини – совет

«О красоте женских рук». Совет от Н.Суртаевой
Вы слышали выражение: «Советы – это лекарство, которое любят давать, но не любят принимать»? Или общеизвестный каламбур: «Мы живем в стране советов». Шутить можно сколь угодно много, но советы как информационный жанр так широко распространился и получил такую популярность, что появилось целое направление – сервисная журналистика, а на государственном канале «Радио России» огромная программа «Домашняя академия».

 Совет как информационный жанр представляет собой заметку, основным содержанием которой является программная информация. Такая заметка извещает аудиторию о возможном порядке действий, которые приведут к желаемой цели. Как правило, авторами таких материалов выступают специалисты из разных сфер деятельности, поскольку именно они владеют наиболее ценной информацией. Совет финансиста: «Граждане, не держите яйца в одной корзине, а все свои сбережения в одном банке! В случае катастрофы вы теряете все и сразу!».

 По телевидению все более популярными становятся программы первого канала «Среда обитания», где стержнем передачи являются как раз полезные советы о качестве продуктов и товаров народного потребления. Буквально по каждому изделию специалисты дают советы, как распознать обман, что делать в каждом конкретном случае. Мини-советы не претендуют на анализ, на развернутое обоснование и аргументацию. Доверие зрителей к подобным материалам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают. Молодые люди, как вы относитесь к совету, звучащему со сцены: «Не обещайте деве юной любови вечной на земле!» Реакция на этот совет точно будет неоднозначной!

Вопросы для самопроверки

1. Признаки заметки как жанра.

2.  Разновидности заметок по содержанию информации.

3.  Критерии отбора фактов для событийной заметки.        

4.  По каким признакам отбирается материал для мини-обозрения?

5.  В каком жанре реализуется превентивная информация?

6.  Как подается материал в аннотации?

7.  Какова цель мини-рецензии?

8.  Роль блиц - портрета в выпуске новостей?

9.  Специфика поздравления как разновидности заметки?

10.  В каком жанре и как подается на экране программная информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.038 с.)