Основные направления европейской художественной культуры XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления европейской художественной культуры XIX в.



 

Романтизм

 

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем само художественное направление, носившее это название. До XVIII в. эпитет «романтический» указывал на стилевые особенности литературных произведений, написанных на романских языках. Это были романсы, романы и поэмы о рыцарях. В конце XVIII в. романтическое уже понимается шире: как авантюрное, фантастическое, духовно-возвышенное, удивительное.

Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах и с критической реакцией на буржуазную действительность, которая была серой и унылой.

Романтики впервые высказали догадку, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социальной действительности. Человек с помощью воображения переносится в другие культурные миры и может творить их сам. Отвлекаясь от действительности, романтик открывает в себе нечто уникальное, присущее только ему. Поэтому каждый человек неповторим и оригинален. Романтическое сознание не только воспроизводило идею самобытной индивидуальности, оно создавало принципиально новое представление о богатстве и неисчерпаемости внутреннего мира человека. Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е гг. XIX в. Его творческим методом стала ирония – от легкой и снисходительной до горькой и печальной.

Доминирующей темой произведений романтиков стал конфликт между героем и окружающим миром, между идеалом и реальностью. Отвергая принципы классицизма, романтики создавали новые литературные жанры (романтическая драма, исторический роман, сказки лирико-философского и фантастического характера). Для произведений романтиков характерны национальный колорит, интерес к историческим и философским темам, метафоричность языка, использование иронии. Соответственно этим особенностям романтизм породил новый тип личности, стиль поведения и жизни. Для романтической личности характерны индивидуализм, свободолюбие, оппозиционность существующему общественному порядку и культуре, мятежный дух, мечтательность и стремление к недостижимому идеалу. Трагический конфликт между героем и окружающей средой стал господствующей темой в литературе, музыке, живописи. Мотив одиночества пронизывает собой творчество многих поэтов и писателей – Дж. Байрона, Г. Гейне, П.Б. Шелли, Стендаля.

Сложный, эмоционально насыщенный и динамичный мир романтических образов потребовал и более гибких изобразительных средств выражения. В новом стиле главную роль начинает играть не столько сама идея, сколько чувственная окраска слова, богатство эмоциональных оттенков. Романтики предпочитали оценочные эпитеты, необычные, яркие метафоры. Происходило реформирование выразительных средств в живописи: композиция стала динамичной, использовался яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов. Романтики отказались от классической выверенности, заменив их хаотичностью композиции. В портрете важнейшей задачей становится выявление ярких, неординарных характеров, напряжение духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств.

Утверждая новый тип мироощущения, романтики придерживались принципа универсальной терпимости по отношению к ценностям других культур. Для них все формы и все периоды художественного творчества имели уникальную значимость. Романтизм внес в культуру принцип историзма: все направления прошлого и настоящего считались равноценными, каждое из них вносило свой вклад в развитие мировой цивилизации. Интерес к истории стал завоеванием художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается Вальтер Скотт (1771-1832), автор таких романов, как «Пуритане», «Айвенго» и т.д.

Германия – одна из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм. Борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности, раскрытие внутреннего мира и облика художника лежат в основе раннего немецкого романтизма. Портретисты и пейзажисты первыми откликнулись на новые веяния в искусстве. Пейзажист Каспар Давид Фридрих (1774-1840) избрал те состояния природы, которые соответствовали романтическому ее восприятию: раннее утро, вечерний закат, восход солнца и т.д. («Мужчина и женщина, созерцающие луну», «Женщина у окна»).

 

 

«Мужчина и женщина, созерцающие луну»

(картина художника К.Д. Давида, ок. 1824 г.)

 

Романтизм положил начало культуре XIX в., но к середине столетия в литературе, театре, живописи практически себя исчерпал. Исключение составила музыка. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. XIX в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ней. В музыкальном искусстве Р. Шумана, Ф. Шуберта, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Шопена романтизм проявился как мотив тоски о недосягаемом прекрасном мире и как восхищение перед красотой и величием природы.

Критический реализм и принцип типического

 

Середина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры в ведущих странах Европы. Среди ее многообразных проявлений распространение получил реализм. Его возникновение было вызвано тем, что к середине XIX в. капиталистические отношения в Европе достигли состояния зрелости. Сложилась новая историческая реальность. В ней предметом культуры становится современная действительность и существующая в ней личность. Окружающая человека социальная среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не из своей «свободной» воли. Мотивы человеческого поведения объясняются не явлениями субъективного духа, а реальными жизненными коллизиями. Главный интерес общественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на взаимосвязь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом.

Реализм XIX в. принято называть критическим. Метод реализма предполагал всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Реалисты установили, что типические характеры формируются только в типических обстоятельствах, под их влиянием. К их числу они относили социальные обстоятельства жизни людей. Герой реалистического произведения – носитель общего. Через его судьбу автор-реалист показывает судьбу общества, времени, народа, эпохи.

Основной вклад реализма XIX в. в развитие культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды: прежде всего литературой (О.  Бальзак, Э. Золя, Г. Флобер), в меньшей степени изобразительным искусством (Г. Курбе) и музыкальным театром.

Импрессионизм и постимпрессионизм

 

Поражение европейских революций, разочарование в духовных устремлениях буржуазии, осознание ее неспособности защитить гуманистические идеалы вызвали социальный, политический и духовный кризис буржуазного общества. В недрах французского реализма сформировалось новое художественное стилевое направление – импрессионизм (от франц. впечатление). Свое название новый художественный стиль получил от названия картины французского художника Клода Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца», вызвавшей бурный интерес зрителей. Под этим названием объединилась группа независимых художников, оппозиционно настроенных к идеалам официального академического искусства и отличавшихся яркой творческой индивидуальностью.

История импрессионизма охватывает всего 12 лет (1874-1886 гг.). Но предыстория этого направления в культуре значительно глубже. Его истоки лежат в борьбе романтиков с академистами. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свою выставку «Салон отверженных», которая и положила начало утверждению стиля импрессионизма. Импрессионисты были убеждены, что темой и сюжетом картины должно быть непосредственное впечатление от увиденного. Изобразить неповторимость мимолетных состояний природы, передать изменчивые настроения – было целью творчества импрессионистов. Творческий метод импрессионистов предполагал работу на пленере, создание этюдов, т.к. они стремились фиксировать отдельный миг состояния природы.

Сущность импрессионистского понимания мира заключается в умении сконцентрировать красоту, высветить уникальные явления, факты и воссоздать преображенную реальность. В результате импрессионистского отношения к миру все, на первый взгляд заурядное, прозаичное, трансформировалось в притягательное, поражающее богатством красок. Основа сложной техники импрессионистов – теория разложения цветов. Цвет создается вибрацией света на поверхности предметов в зависимости от наклона лучей. Наиболее известными мастерами этого стиля стали Клод Моне, Клод Писсаро, Огюст Ренуар.

 

Символизм и декадентство: художественное сознание и творческий метод

 

Импрессионизм стал для многих художников ступенью для перехода к другому способу отражения мира – символизму, для которого было свойственно представление о реальном мире как слабом отражении мира идей, постигаемом лишь с помощью интуиции. Основным инструментом проникновения в тайну красоты представители символизма считали символ. Основоположниками этого направления стали французские поэты Стефан Малларме (1842-1898) и Шарль Бодлер (1821-1867). Символизм использовал язык литературы, живописи, музыки и особенно поэзии. Видными представителями символизма стали французский поэт Поль Верлен, австрийский поэт Райнер Мария Рильке и бельгийский поэт Морис Метерлинк.

Символисты презирали современный буржуазный быт с его духовной бедностью, считали его уродливым. Реальному миру противопоставляли умозрительные образы идеальной недостижимой красоты.

В самом конце XIX в. в европейской культуре возникает еще один вариант художественного творчества – декадентство (от франц. упадок), который выступил как оппозиция массовой культуре. Его характерными чертами стали культ красоты как ценности, эстетизация порока, демонстрация утонченности телесного наслаждения. Сторонники декаданса оценивали конец XIX в. как «конец света», как мир, утративший перспективы своего развития, как эпоху вырождения человечества. Эстетический критерий оказывается главенствующим не только в искусстве, но и в оценке повседневной жизни. Влияние декадентства проявилось в творчестве писателя О. Уайльда, поэтов Ш. Бодлера, А. Рембо.

 

Литература

3. Гомбрих Эрнст. История искусства. М.: Искусство XXI век, 2014.

4. Коробова Г.А. История искусств. М.: КноРус, 2014.

5. Крыленко Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна. М.: ИНФРА-М, 2014.

6. Стадников Г.В. Краткая история литературы Возрождения. М.: РХГА, 2012.

7. Федотова Е.В. Век Просвещения. Диалог философии и искусства. М.: Белый город, 2013.

 

 

Вопросы и задания по разделу II

1. Расскажите об идеях гуманизма в истории европейской культуры.

2. Раскройте основные положения философии культуры И.Канта и неокантианства.

3. Подготовьте сообщение по теме «М. Вебер о религии».

4. Подготовьте выступление «З. Фрейд и психоанализ об искусстве».

5. Расскажите о мифологии и религии Древнего Египта.

6. Ислам в России: история и современность. Ваши размышления по этой теме.

7. Каково место и значение буддизма в истории мировой культуры?

8.  «Нарисуйте» образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах.

9. Каковы духовные ценности сословий средневекового общества?

10. Каково отражение новых идеалов в искусстве Возрождения?

11. Подготовьте сообщение на тему «Лютеранство и кальвинизм в культуре Европы».

12. Каково место математики и естествознания в картине мира XVII-XVIII вв.?

13. Каковы проблемы современного общества? Как они отражаются на культуре общества?

14. Каково влияние Византии на формирование русской культуры?

15. Подготовьте выступление на тему «Русская иконопись».

16. Подготовьте сообщение «Реформы и революция в истории русской культуры».

 

Темы рефератов

1. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли.

2. Особенности мифологического сознания. От мифа к логосу.

3. Восточная деспотия как проблема социокультурного анализа.

4. Мифология и религия Древнего Египта.

5. Историко-культурный путь буддизма.

6. Специфика индийской культуры.

7. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

8. Буддизм и индуизм в Индии: особенности взаимоотношений.

9. Ислам: вероучение и основные направления.

6. «Классика» как принцип и проблема античного типа культуры.

7. Мифология и религия античности.

8. Эллинистическая культура.

9. Византия: специфика типа культуры.

10. Христианство в культуре Средневековья.

11. Реформация: становление нового образа мира.

12. Социокультурный контекст развития западного искусства Нового времени (барокко, классицизм, романтизм, реализм).

13. Проблемы самосознания европейской культуры (прогресс, европоцентризм, колониализм, модернизация).

14. Сциентизм в культуре Нового времени.

15. Тоталитаризм в культуре ХХ в.

16. Постмодернизм в культуре ХХ в.

17. Россия: проблема цивилизационной идентичности («западники», «славянофилы», «евразийцы»).

18. Крещение Руси - момент исторического выбора.

19. Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре.

20. Социокультурные особенности восточной ветви христианства.

21. Святые Древней Руси: социокультурная специфика.

22. Историософская доктрина «Москва - Третий Рим» - «Москва - Новый Иерусалим» в отечественной политической культуре.

23. Самодержавие - феномен русской культуры. Царь и Бог.

24. Древняя Русь и Великая Степь: борьба и взаимодействие.

25. Раскол в истории России (к проблеме «генотипа» отечественной культуры).

26. Метаморфозы «русской идеи».

27. Раскол русской церкви: значение и смысл.

28. Петровская реформа: «псевдомодернизация» или модернизация «догоняющая»?

29. Русская интеллигенция как феномен отечественной культуры: между народом и властью.

30. «Серебряный век». Кризис «классической модели» культуры.

31. Идея «всеединства» в русской культуре XIX-XX вв.

32. Революция как социокультурный феномен.

33. Культура Русского Зарубежья.

34. Советская культура: специфика и основные этапы развития.

35. Современное российское социокультурное развитие: модернизация в период постмодерна.

36. Феномен дионисического начала.

37. Аполлоническая культура.

38. Эллинство и дионисизм.

39. Художественные феномены Древней Греции.

40. Античная трагедия.

41. Вагнер и Дионисово действо.

42. Культура как контроверза.

43. Субкультура как понятие.

44. Контркультура как механизм социодинамики.

45. Фундаментализм как понятие. Разновидности современного фундаментализма.

46. Модернизм как понятие. Современный религиозный модернизм.

47. Фундаментализм как религиозно-культурная установка.

48. Экуменизм как форма противостояния фундаментализму.

49. Древние мифологические культуры.

50. Концепция «осевого времени».

51. «Примитивные культуры» в оценке Запада.

52. Процесс современной культурной диверсификации.

53. Ментальность средневековой культуры.

 

Глоссарий

Аккультурация (от лат. образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа.

Альтруизм - нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму.

Анимизм (от лат. дух, душа) - верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира.

Антропогенез - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Артефакт (от лат. искусственно сделанное) - процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

Архетип (греч. начало + образ) - первоначальный образ, прообраз. Составляет основу общечеловеческой символики, служит питательной почвой творчески продуктивного воображения, играет особую роль в искусстве. Архетипы культурные это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей.

Вера - особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Возникает по поводу тех процессов, событий,идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов.

Гармония (греч. соответствие, согласие, созвучие) - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.

Гедонизм (греч. наслаждение) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

Гуманизм (лат. человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия эпохи Возрождения, противостоящая религиозной схоластике Средних веков.

Дегуманизация искусства - процесс устранения из произведений искусства слишком человеческого, ориентировано на обычное восприятие, предполагающее воспроизведение жизни в формах самой жизни (Ницше). В научный обиход термин ввел Х. Ортега-и-Гассет.

Детерминизм (лат. определять) - философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты: 1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества; 2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни.

Диффузия культурная - взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое.

Доминанта культурная - в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры.

Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Идеал - совершенство, совершенный образ чего-либо, высшая конечная цель стремлений, деятельности.

Инкультурация - процесс обретения культурных навыков человеком, вхождение в культуру.

Инновация - выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер.

Искусство - процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практическо-духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке.

Историзм - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени.

Катарсис (греч. очищение) - духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Канон - совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.

Китч (кич) - явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных эстетических ценностей, одной из наиболее агрессивных тенденций примитивизации в популярном искусстве.

Код культуры - совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Контекст (лат. тесная связь, соединение, согласование) - общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Контркультура - уровень культуры, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры; попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества.

Конфрмизм - социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а лишь как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей.

Креационизм - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культ (лат. почитание) - 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличивание (культ святых, культ личности).

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения искусства и культуры, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурогенез - учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Магия - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность, одна из форм древней духовной культуры.

Маргинальность - качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств на грани двух культур.

Ментальность, менталитет - мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания. Возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

Мимезис - способ художественного творчества, выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов; основа натурализма в искусстве.

Наука - сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме.  

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития; новое эволюционное состояние биосферы.

Образ художественный - язык искусства, обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; тип, характер, созданный писателем, художником, артистом.

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное знание согласно рационализму достижимо только посредством разума.

Секуляризация - 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре.

Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных.

Символ - 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы; 2) предмет, действие, служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Синкретизм - качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Стагнация - одна из форм проявления регресса, характеризующаяся застоем в экономике, политике, торговле, культуре и других сферах человеческой жизнедеятельности.

Субкультура - 1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм и т.п., принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой (национальной, профессиональной и т.д.); 2) выделение некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры; 3) форма организации молодежи как автономного целостного образования внутри господствующей культуры.

Техника - совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира.

Тотемизм - древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Универсалии культуры - исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д.  

Фетишизм - одна из древних форм религии, характеризующаяся культом неодушевленных предметов, вера в сверхъестественную силу вещей амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев и традиций.

Язык - система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

 

 

Современная библиография

 

 

1. Астапов С.Н. История религий. М.: Высшее образование, 2014.

2. Астафьева О.Н. Взаимодействие культур: динамика моделей и смыслов // Вопросы социальной теории. 2012. Т. 6. С. 97-107.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 2014.

4. Беловинский Л.П. История русской материальной культуры. М.: ИНФРА-М, Форум, 2015.

5. Берлев О., Ходжаш С. Скульптура Древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2014.

6. Веселовская Н. Мировая художественная культура. Древний Восток. Египет. Месопотамия. Палестина. Хрестоматия. М.: Вече, 2014.

7. Воропаев Н.Н. Китай: имена на все времена. М.: Восточная литература, 2015.

8. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. 5-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

9. Гомбрих Эрнст. История искусства. М.: Искусство XXI век, 2014.

10. Горелов А.А. История русской культуры. М.: Юрайт, 2014.

11. Гумилев Л.Н. Евразия. М.: Рипол Классик, 2014.

12. Гусева Е.Н. Инновации в сфере культуры: тенденции и риски // Вопросы культурологии. 2014. № 1. С. 89-92.

13. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Delibri, 2015.

14. Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии. М.: Юрайт, 2014.

15. Драч Г.В. Культурология. СПб: Питер, 2013.

16. Дрейк У. Реймонд. Боги и пришельцы Древнего Востока. М.: Центрполиграф, 2011.

17. Долгов К.М. Духовная культура Китая. М.: Научная книга, 2011.

18. Дьякова М.Г. Традиция и новая в искусстве импрессионизма // Вопросы культурологии. 2015. № 2. С. 105-109.

19. Жан-Ив Борио. История Рима. Метаморфозы Вечного города. М.: Евразия, 2013.

20. Злотникова Т.С. Культура принимает вызовы глобализирующегося мира // Вопросы культурологии. 2015. № 1. С. 79-83.

21. Злотникова Т.С. Образ поступка – парадигма массовой культуры // Вопросы культурологии. 2015. № 4. С. 87-94.

22. Иванов С.Г. Религиозные предпосылки культуры // Вопросы культурологии. 2014. № 9. С. 39-43.

23. Ильин В.В. Теория познания. Философия как оправдание абсолютов. В поисках causa finalis: монография. М.: Проспект, 2016.

24. История первобытной культуры. Т 2. Материальная и духовная культура. М.: Красанд, 2010.

25. Климова О.Ю. Древний Рим: история, культура, право. Латинский язык. М.: Цифровичок, 2011.

26. Клюева Е.А. Историография культурного пространства // Вопросы культурологии. 2015. № 1. С. 35-39.

27. Копачева А.Р. Древние языки и культуры. Государственное устройство и культура Древнего Рима. Учебное пособие. Челябинск: Челябинский университет, 2011.

28. Коробова Г.А. История искусств. М.: КноРус, 2014.

29. Костяев А.И. Новороссия как социокультурный феномен: коды и смыслы // Вопросы культурологи. 2015. № 1. С. 98-102.

30. Крыленко Н.С. История культуры: от Возрождения до модерна. М.: ИНФРА-М, 2014.

31. Кучера С. История, культура и право Древнего Китая. Собрание трудов. М.: Наталис, 2012.

32. Куц В.А. Функции адаптации и защиты в культуре // Культура культуры. 2015. № 3(7). С. 7.

33. Ларин Ю.В. Проблема соотношения религии и культуры // Вопросы культурологи. 2015. № 3. С. 28-32.

34. Ларин Ю.В. Эскиз культурологии как науки // Вопросы культурологии. 2014. № 11. С. 38-42.

35. Малиновский Б. Динамика культуры. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.

36. Малюга Ю. Культурология. 2-е изд. доп. и испр. М.: ИНФРА-М, 2010.

37. Мамедов А.А., Оришев А.Б. Ислам в Европе: к истории проникновения // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 302-312.

38.  Мамедов А.А., Оришев А.Б. Талыши: язык, история, культура. - Saarbrucken: Palmarium academic publishing, 2014.

39. Мамедов А.А., Оришев А.Б. Этногенез и этническое сознание талышей как актуальная проблема современной философии культуры. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-14363.

40. Мартынов В.А. Опыт культурологи // Вопросы культурологии. 2015. № 3. С. 33-45.

41. Медведева З.А. Крестьянская семья на рубеже XIX-XX вв. // Вопросы культурологии. 2014. № 11. С. 6-10.

42. Межуев В. История, цивилизация, культура. Опыт философского истолкования. СПб: СПбГУП, 2011.

43. Мещеряков А.Н. История и культура традиционной Японии. М.: РГГУ, 2011.

44. Некрасов С.Н. «Идиотизм деревенской жизни»?: парцелльная и общинная крестьянская культура // Аграрный вестник Урала. 2012. № 11-2. С. 33-34.

45. Николаева Е.В. Фракталы городской культуры. Серия «Формулы культуры». М.: Страта, 2014.

46. Новичков Н.В. Россия в мировой культуре и искусстве // Вопросы культурологии. 2014. № 1. С. 10-21.

47.  Оришев А.Б. Пророк Мухаммед и пять столпов ислама // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – 2-2. – С. 284-287.

48. Оришев А.Б. Ислам: антропология и социальная сущность вероучения // Наука    и современность. 2015. № 1 (1). С. 173 -182.

49. Панищев А.Л. Культура ислама // Вопросы культурологии. 2014. № 12. С. 78-87.

50. Панищев А.Л. Религия в культуре Древней Индии // Вопросы культурологии. 2014. № 9. С. 77-82.

51. Пархоменко Т.А. Советский период в истории и культуре России // Вопросы культурологии. 2015. № 4. С. 20-27.

52. Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры. М.: КноРус, 2013.

53. Пинская М.В. Студенческая субкультура как форма и артефакт культуры // Вопросы культурологии. 2015. № 5-6. С. 108-114.

54.  Саботино Москати. Цивилизации Древнего Востока. М.: Центрполиграф, 2010.

55. Смирнов А.В. Культурология. Для бакалавров. СПб: Питер, 2014.

56. Смолина Т. Мировая художественная культура в таблицах. 2-е изд. М.: Планеты музыки, 2014.

57. Стадников Г.В. Краткая история литературы Возрождения. М.: РХГА, 2012.

58. Стенли Уолперт. Индия. История, культура, философия. М.: Колибри, 2013.

59. Тахтарев К. Очерки по истории первобытной культуры. М.: Красанд, 2010.

60. Теория и практика культуры. Альманах. Выпуск О. Астафьева, П. Киричек. 8 / под ред. М.: РАГС, 2010.

61. Теория художественной культуры. М.: Государственный институт искусствознания, 2014.

62. Титаренко И.Н. Философия и поэзия в Древнем Риме: опыт взаимодействия // Философия и культура. 2014. № 6. С. 894-907.

63. Ульциферов О.Г. Культура Индии. М.: Нобель Пресс, 2013.

64. Уэллс Г. История цивилизации. М.: АСТ, 2011.

65. Федотова Е.В. Век Просвещения. Диалог философии и искусства. М.: Белый город, 2013.

66. Фортунатов В.В. Сельское хозяйство. Влияние приемов культуры на урожаи ржи в России. М.: ЕЕ Медиа, 2013.

67. Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2015.

68. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб: ИГ Лениниздат, 2013.

69. Фробениус Л. Детство человечества. Первобытная культура аборигенов Африки и Америки. М.: Либроком, 2016.

70. Хренов Н.А. История искусства в ракурсе социодинамики культуры // Вопросы культурологии. 2015. № 4. С. 39-44.

71. Чершинцева М.А. Музыка в синкретической культуре древних цивилизаций (на примере Древнего Египта и Междуречья) // Вопросы культурологии. 2010. № 6. С. 59-65.

72. Шпенглер О. Политические произведения. Серия «Научная мысль». М.: ИНФРА-М, 2015.

73. Щербаков А.И. Музыка в европейской культуре Средневековья // Человеческий капитал. 2013. № 8 (56). С. 48-51.

74. Яркова Е.Н. Экономическая культура как предмет культурологии // Вопросы культурологии. 2014. № 1. С. 22-26.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.157 с.)