Традиционная культура Японии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная культура Японии



На формирование культуры Японии существенное влияние оказали особенности природного ландшафта страны, которые нашли свое отражение в культе природы. Природа этой страны удивительно совмещает в себе противоположные качества: суровость и приветливость. Богатая живописными горами, омываемая теплыми морями Япония имеет мягкий климат, населена трудолюбивым народом, но при этом постоянно подвергается землетрясениям, цунами, страдает от недостатка плодородной земли. Эта постоянная борьба с природными катаклизмами создала у японцев особый тип мироощущения. Они научились терпеливому, не враждебному отношению к природе. У японцев никогда не было стремления подчинить ее себе, они постоянно искали точки соприкосновения человека с природой, способы гармоничного сосуществования с ней. В результате сложилось особое эстетическое восприятие, когда каждое природное явление вызывает желание любоваться им, поклоняться и обожествлять его.

Почитание природы как божественного начала нашло свое выражение в древней национальной религии японцев – синто (букв. путь богов). Эта религия синто носит мифологический характер. У каждого храма есть свои мифы и обрядовые предписания. Согласно синтоистским мифам, мир представляет собой единое целое. Началом мира был хаос, который упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало – от женского. В результате взаимодействия этих начал родились богиня Солнца Аматэрасу, богиня Луны Цукиёми, бог воды и бури Сусаноо. Внук Аматэрасу Ниниги сошел с неба на землю и стал основателем императорского рода. От него император Японии (микадо) получил три символа власти:

1. Зеркало (божественность);

2. Меч (могущественность);

3. Яшмовое ожерелье – магамата (верность подданных).

Остальные японцы произошли от других божеств (ками), которыми заселен мир. Именно происхождением японцев от божеств и объясняется представление их о своей особой миссии в мире, особых качествах своего характера и своих правилах жизни.

В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и на горных вершинах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми камнями, а также источником для омовения перед молитвой. Храм обычно украшали священные ворота – тории, а дорогу к нему – многочисленные каменные фонари. Сам храм чаще всего представлял комплекс небольших деревянных построек, включавший в себя святилище с галереей, сокровищницы и навесы для подношений богам.

Каждая деревня имела свой храм, где совершаются ежедневные моления и ставятся чашечки с рисом, фруктами и вином. Во время молитвы синтоисты хлопают в ладоши с целью обратить на себя внимание божеств и отогнать духов зла. Молитвы-обращения они возносят, вывешивая исписанные лоскутки бумаги на дереве перед храмом.

В VI в. в Японию проник буддизм, который пришел из Китая. Центром японского буддизма считается город Кито, который был древней столицей Японии. В процессе адаптации буддизма на японской почве сложилось несколько течений, среди которых наиболее влиятельным и распространенным стал дзен-буддизм. Термин «дзен» означает самоуглубление, в результате которого происходит внезапное озарение – сатори. Для достижения этого состояния разработаны различные ритуалы, требующие сосредоточенности, иногда медитации в процессе восприятия каких-либо явлений или состояний природы. Дзенские монахи не придают большого значения культу, ритуалам, канонам и догмам. Они сосредотачивают свое внимание на единении с божеством и на его созерцании.

В XIII в. дзен стал официальной идеологией японского правительства и лег в основу кодекса самурайской этики – бусидо. В этой этике особая ценность придавалась смерти, которая рассматривалась как великое событие. В Средние века сложился обычай харакири (хара – живот, хири - резать), как форма выражения чести и преданности самурая. Этот обряд означает открытие своих сокровенных намерений, чистоту мыслей и устремлений, оправдание себя перед небом и землей.

Начиная с V в. стали строиться буддийские пагоды. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства. В монастырях человек укрывался от мирской суеты и мог предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Место храма обычно выбиралось в соответствии со строгими требованиями: ему надлежало стать средоточием «благоприятных сил», защищать город или резиденцию императора от демонических сил.

Японские пагоды были изящными и стройными, служили украшением местности, были окружены садом. Например, храм Тодайдзи, в настоящее время самое высокое деревянное сооружение в мире. Его высота 48 м. В храме находится огромная бронзовая статуя Будды, являющаяся святыней японского народа.

Строились в Японии и храмовые комплексы, в которые входили пагоды, колокольни, храм для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение-жилище монахов и трапезная. Со всех сторон храмовый комплекс окружался глиняной стеной с величественными воротами с каждой стороны света. Главные здания храмов были украшены настенной живописью, скульптурными фигурами, изображавшими образы буддийской религии.

Характерным явлением японской архитектуры стали замки феодалов, которые представляли собой мощные и непреступные сооружения, расположенные на самой возвышенной точке местности и окруженные рвами и несколькими рядами оборонительных стен. В них жили самурайские князья, которые управляли целыми провинциями. Вокруг таких замков обычно вырастали города, где поселялись ремесленники и торговцы, и замки становились региональными культурными центрами. Они строились на равнинах, в отличие от древних горных крепостей, в которых можно было скрыться в случае нападения неприятеля. Между укреплениями и постройками во внутренних дворах замков разбивали сады. В садах росли сакуры с причудливыми замшелыми корнями. Одним из самых красивых замков Японии считается Замок Белой Цапли, построенный в XIV в.

Выразительными архитектурными сооружениями древней Японии были дворцы, в которых также обнаруживаются черты тесного единения зодчества с природой. В них основное внимание уделялось отделке внутренних покоев. Самые большие дворцы были одноэтажными. Дворцовые здания возводились по принципам жилой архитектуры, отличаясь от нее только размерами. Крыши дворцов, храмов, замков сооружались одинаково. Во всех типах массивная крыша выступала далеко за стены, имела сложный криволинейный характер и скаты с четырех сторон. Черепицы, завершающие швы, представляли собой композиции с фигурами драконов, животных, рыб и были украшены сложным орнаментом.

Любой памятник японской архитектуры представлял собой не одно изолированное здание, а комплекс зданий, аллей, садов, которые образовывали единый парковый ансамбль. В него входили не только здания, но и пруды, скалы, деревья. Такие ансамбли удивляли близостью к природному ландшафту. Мостки и дорожки делались извилистыми, чтобы предотвратить возможность злым духам свободно попадать в человеческое жилище. По той же причине кромки скатов на крышах домов изогнуты вверх – по представлениям японцев духи движутся только по прямой.

Неотъемлемой часть японской архитектуры является садово-парковое искусство. Считалось, что самые красивые участки природного ландшафта являются жилищами духов и богов – ками. По этой причине, японцы стремились создавать специально красивые ландшафтные композиции, парки и сады, в которых могли бы жить добрые духи и божества.

Монументальная скульптура Японии также развивалась под влиянием буддизма. Она нашла свое выражение в каменных и бронзовых статуях Будды, драконов, демонических существ. Все они величественны, изображены в позе лотоса и выражают главную идею просветления – душевный покой, бесстрастность и созерцательность.

Более плодотворной оказалась в Японии скульптура малых форм, которая получила широкое распространение в XVII в. Она представляла собой костяные и деревянные скульптурки, изображавшие фантастических зверей, монахов, ремесленников – нэцке.

Японская живопись сложилась под влиянием китайской в период с XII по XIV вв. в буддийских монастырях. Для распространения своего учения монахи создавали свитки, где рисунки иллюстрировали жизнь Будды, и распространяли их среди народа. Такого рода живопись, а также секреты изготовления красок, бумаги, туши были заимствованы из Китая. Со временем религиозные сюжеты заменялись светскими, что привело к возникновению жанровой и пейзажной живописи. В Японии китайские жанры «горы и воды» и «цветы и птицы» получили название стиля сумие. Характерными его чертами были отсутствие симметрии, искривленные линии.

К концу XIV в. для японской живописи было характерно большое разнообразие стилей, художественных форм и техник исполнения. В домах знати в стиле ямато расписывались ширмы, сюжетами для которых служили пейзажи – движение солнца и луны по небосклону, смена времен года, ритуальные изображения японской жизни, изображения скачущих лошадей, бегущих людей, фигуры танцоров, исполняющих народные танцы.

На поля свитков стихотворных произведений наносились живописные миниатюры. Как правило, рисовались они тушью различных цветов. Но свитки становились не только иллюстрациями к поэтическим текстам, но и сами были особой формой живописного повествования. Текст становился продолжением живописи.

Особенную выразительность японская живопись получила в ксилографии – гравюре по дереву. Портреты, бытовые сцены, пейзажи, выполненные в этой технике, передают богатую гамму чувств изображаемого объекта и самого художника. Этот вид живописи возник в XVII в. и получил название укиё. Картины отображали многообразные сцены жизни: быт ремесленников, торговцев, актеров, народные празднества, эротические сцены, природные ландшафты и т.д. Сначала гравюра была черно-белой, а затем художник Харунобу применил цветную печать.

Особым видом искусства в культуре Японии стала каллиграфия. Главное в нем - движение линий. Это переходы от тонких к толстым, от еле заметной к четко прочерченной жирной линии штриха, от игры контраста к игре изгибов.

Японский национальный театр формировался из земледельческих мистерий, сопровождавших сезонные праздники, ритуалы религии синто. Участники таких представлений изображали животных, предков, духов природы, разнообразных божеств и героев. Эти действа выполняли магические функции, но постепенно стали частью народных праздников, а затем торжеств во дворцах знати.

Сюжетами для театральных постановок были легенды, предания, сказки, случаи из повседневной жизни, представленные в виде клоунады и фарса. Они выполняли роль народных развлечений во время празднеств. В них участвовали жонглеры, акробаты, танцоры. С XVIII в. в театральные представления вводится текст, который сопровождался вокальной или инструментальной музыкой. Это стало основой для появления совершенно нового типа театра, получившего название «Но» (умение, мастерство).

Все роли исполняли только мужчины. Во время игры актеры пользовались масками. Для исполнения ролей в пьесах использовалось более 200 масок. Монологи актеры пели высоким тембром или протяжно декламировали. Жесты были предельно скупы.

Первоначально театр был элитарным, рассчитанным только на образованного зрителя. Однако зрелища были нужны и простым горожанам. В связи с этим сложился новый театральный жанр – театр кабуки. В этом театре маску носил только актер, игравший роль фантастического существа, остальные актеры использовали только грим. Спектакли отличались сложной интригой, стремительностью развития действия.

Большой популярностью в Японии пользовался театр марионеток дзёрури, который сформировался в XVII в. Кукловоды участвовали в спектаклях с открытым лицом в церемониальных костюмах или в черных капюшонах с прорезями для глаз. Управляли куклами сложной конструкции: подвижными глазами, бровями, ртом, пальцами. Ведущая роль в театре марионеток принадлежала певцу-рассказчику, который от лица автора или всех героев пьесы вел повествование под аккомпанемент национального щипкового музыкального инструмента сямисэна.

Еще одним искусством стала икебана - следствие стремления японцев увидеть и воспринять гармонию природы с человеческим существованием. В основе принципов икебаны лежат образы Вселенной, разделенной на три уровня: небесный, земной и подземный. Мастер икебаны, общаясь с цветами, может войти в такое состояние, когда мирские страсти и проблемы его не касаются. Он может в свое удовольствие расставлять цветы в вазе, может предпочесть нежным цветам сухие ветки старого дерева, а роскошной вазе – разбитый кувшин.

Символика природы и цветов нашла свое отражение в искусстве чайных церемоний. Считается, что это искусство помогает просветлять разум и постигать тайный смысл скрытых истин. Это эстетика несуетности, сосредоточенности на любовании прекрасными и печальными явлениями природы, что помогает достичь освобождения от привязанности к круговороту материального мира.

Литература

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 2014.

2. Мещеряков А.Н. История и культура традиционной Японии. М.: РГГУ, 2011.

3. Оришев А.Б. Пророк Мухаммед и пять столпов ислама // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. 2-2. С. 284-287.

4. Оришев А.Б. Ислам: антропология и социальная сущность вероучения // Наука        и современность. 2015. № 1 (1). С. 173 -182.

5. Щербаков А.И. Музыка в европейской культуре Средневековья // Человеческий капитал. 2013. № 8 (56). С. 48-51.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.014 с.)