Глава 10: культуры западной европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10: культуры западной европы



«Современный европеец нуждается в морали,

ибо он стал больным и слабым животным»
Фридрих Ницше

Культура эпохи Возрождения

 

Происхождение названия Возрождение (по-французски – ренессанс) относится к XVI в., к работам итальянского художника, архитектора и историка искусства Джорджо Вазари (1511-1574), который в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» этим термином обозначил период итальянского искусства с 1250 г. по 1550 г.

Первые ростки нового мировоззрения и сдвиги в художественном творчестве появились в конце XIII в., но в начале XIV в. им на смену пришла волна готического искусства. Эти явления стали своего рода «предвозрождением» и получили название Проторенессанса. Широкое и яркое развитие новые явления в культуре Италии получили в XV в. Этот этап называют Ранним Возрождением. Своей полной завершенности и расцвета художественная культура Возрождения достигла к концу XV в. – началу XVI в. Этот период наивысшего расцвета, длившийся всего 30-40 лет, называют Высоким или Классическим Возрождением. В целом Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но еще последние две трети столетия он продолжает существовать в Венеции. Это время принято именовать Поздним Возрождением.

 

Предпосылки и особенности культуры Возрождения

 

В центре внимания эпохи Возрождения стоял человек. В связи с изменением отношения к человеку изменяется и отношение к искусству. Оно приобретает высокую социальную ценность. Основной предпосылкой формирования нового типа культуры явилось новое мировоззрение, порожденное существенными переменами в жизни многих стран Европы. Раньше всего в Италии, а затем в Нидерландах, Германии, Франции, Англии бурное развитие получила торговля, а вместе с ней большое значение приобрели города и первые промышленные предприятия – мануфактуры. В общественной морали все сильнее проявлялись черты рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека. Сложилась новая мораль, оправдывающая радости мирской жизни, утверждающая право человека на земное счастье, на свободное развитие и проявление всех природных задатков. Новым условиям отвечал такой тип личности, который своими успехами и положением был обязан не знатному происхождению, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Признание человека как личности получило название гуманизма. Главным в гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Он был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство, его безграничные возможности. Идеалом человека признавалась гармоническая, сильная, свободная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale – человек универсальный) личность. В свободе виделось самое драгоценное приобретение человека. Стремление к ней расценивалось как естественное свойство человеческой натуры. Гуманизм стал вторым названием эпохи Возрождения, т.к. выражал главную черту ее культуры – центральное положение в ней человека.

Родиной Возрождения стала Флоренция, которая в XIII в. была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников, организованных в цеха. Многочисленными для того времени были цехи врачей, аптекарей, музыкантов, юристов (адвокатов, нотариусов). Среди представителей этого сословия стали складываться кружки образованных людей, которые сделали предметом изучения культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков, хотя позднее языком Возрождения стала латынь.

Свою деятельность основоположники Ренессанса начали с переписывания и изучения литературных текстов, но постепенно в круг их интересов попадали и другие памятники художественной культуры античности, в первую очередь статуи. В дальнейшем произошло включение античного наследия в систему образования. С античной литературой, скульптурой, философией познакомился широкий круг людей. Началось переосмысление авторитета церкви, процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических. Установилось новое отношение к искусству как к особой области человеческой деятельности, которая не исчерпывалась религией. Ренессансный гуманизм выдвинул идею самостоятельности человеческого мира, существующего наряду с небесным. Искусство стало пониматься как сфера культуры со своим собственным порядком, не сводимым к сверхприродным истинам. Однако многие произведения были рождены в русле церковного искусства. Великие мастера Возрождения создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским сюжетам и персонажам. 

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач этой эпохи. Это познание возможно только с помощью собственных чувств. Человеческий глаз в этом процессе познания, по мнению деятелей культуры того времени, является самым верным и надежным средством. Поэтому в эпоху Итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие виды пространственного искусства, т.к. они позволяют более точно увидеть и запечатлеть божественную красоту. В эпоху Возрождения особое внимание уделяется теории живописи, художники определяли содержание духовной культуры своего времени. Возрастает роль художника, который начинает сравниваться с творцом Вселенной. Царицей всех искусств становится живопись. Начинает складываться система жанров: исторический, бытовой, пейзажный, портретный, религиозно-мифологический. Получает широкое распространение новый вид искусства – гравюра. Тогда же появляется мысль, что идеальный человек должен быть художником. Сами художники ставят своей целью подражание природе, считая при этом, что искусство выше природы. Подражание природе подразумевало следование законам природы, а не внешнему облику предметов и явлений окружающего мира. Все больше начинает цениться техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, независимый взгляд на вещи и умение создать «живое» произведение искусства.

Одним из важнейших достижений художественной культуры Возрождения было открытие перспективы. Особое значение приобрело воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. В первую очередь художники обращали внимание на телесное совершенство человека. В Средневековье тело рассматривалось как тень, внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности. Ренессансная культура считала тело важнейшей эстетической ценностью. Значительная роль при этом отводилась культу женской красоты. Многие художники пытались разгадать тайну очарования прекрасного пола. Во многом это было связано с пересмотром положения женщины в реальной жизни. В Средние века ее судьба была неразрывно связана с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, отстраненностью от светских развлечений. В эпоху Возрождения жизненное пространство женщины существенно расширилось. Формируется образ раскованной, образованной дамы, блистающей в обществе, умеющей быть интересной собеседницей, увлекающейся искусством. Она стремится показать свою красоту, открывая волосы, шею, руки, использует косметику. В моду входит украшение одежды золотой и серебряной вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Красивая нарядная образованная женщина стремится очаровывать, влиять на мир своей привлекательностью, обаянием.

В отличие от Средневековья, создавшего идеал женщины хрупкой, с тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, эпоха Возрождения отдает предпочтение физически крепким представительницам прекрасного пола. В это время ценятся пышные женские формы. Беременная женщина считается идеалом красоты, эстетически привлекательной, олицетворяла истинно женское начало, сопричастность к великому таинству продолжения рода. Признаками мужской красоты были физическая сила, внутренняя энергия, воля, целеустремленность, умение достичь признания, славы.

Культура Итальянского Возрождения: интеллект, гармония и мощь

 

Начало новой эпохи связывают с творчеством флорентийского художника Джотто ди Бордоне (1266 или 1276-1337). Крупнейшие живописцы Проторенессанса считали его реформатором живописи. Благодаря ему трудоемкая техника мозаики была заменена техникой фрески, которая позволяла с большей точностью передавать объем и позволяла быстрее создавать многофигурные композиции. Джотто первым реализовал принцип подражания природе в живописи. Он начал рисовать людей прямо с натуры, что не делали ни в Византии, ни в средневековой Европе. Фигуры Джотто были объемными. Этого эффекта он достиг благодаря световой моделировке, согласно которой человеческий глаз воспринимает светлое более приближенным к нему, а темное более удаленным. При работе над фресками художник особое внимание уделял показу душевного состояния героев.

XIII в. – XIV в. оказались переломными в культурной жизни Италии. В этот период новая культура и ощущение мира наиболее полно были выражены в поэзии. Талантливыми выразителями перемен стали Данте, Петрарка, Боккаччо.

Начало поэтического творчества Данте Алигьери (1265-1321) были тесно связано с новым направлением в итальянской поэзии, получившим название школа «нового сладостного стиля», в котором любовь к женщине идеализировалась и отождествлялась с любовью к мудрости и добродетели. Поэтому первыми его произведениями стали лирические стихи любовного содержания, в которых поэт выступал как подражатель французским куртуазным поэтам. Главной героиней его литературного творчества была молодая женщина по имени Беатриче, жившая во Флоренции. Через семь лет после их встречи она умерла, но поэт пронес свою любовь к ней через всю жизнь. В историю мировой культуры Данте вошел прежде всего как автор поэмы «Божественная комедия». В основе повествования лежит трагедийный сюжет жанра «видений» - человеку, погрязшему в пороках, небесные силы помогают понять его неправедность, давая возможность увидеть ад и рай. Человек впадает в летаргический сон, во время которого его душа отправляется в загробный мир.

 

 

У. Блейк. Иллюстрация к произведению Данте Алигьери «Божественная комедия»:

2-й круг ада – «сладострастие» (1825-1827)

 

В XV в. итальянское Возрождение характеризуется возникновением и развитием различных художественных школ, их активным взаимодействием и борьбой. В культуре формируется культ красоты, прежде всего красоты человека. Живопись становится ведущим видом искусства. Появляется портретная живопись. Первые портреты были профильные. В XV в. появился другой тип портрета – лицо в фас, или в трехчетвертном развороте, позы стали более свободные, а выражения лиц оживились. Главным в обоих типах портретов были не внутренний мир изображаемого персонажа, не его душевное состояние, а типичные качества человека Возрождения – уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоутверждение, цельность, значительность. Такая трактовка вела к созданию идеализированных образов, к их возвышению и героизации.

Расцвет искусства связан с несколькими причинами:

1. Аристократические слои итальянского общества высоко ценили искусство, любили красоту и роскошь. Они оспаривали друг у друга честь приглашения лучших художников работать у себя.

2. Искусство выполняло функцию универсального познания. Так, знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела, умение передать объем на плоскости, в движениях тела выразить движения души – становится необходимым условием творчества, потребностью самих художников.

Родоначальником нового направления в итальянской живописи XV в. стал Мазаччо (1401-1428). Он возродил традиции Джотто. Индивидуальный художественный стиль Мазаччо выражен в его фреске «Троица», в росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария во Флоренции.

Любимым художником правителя Флоренции был Сандро Боттичелли (1445-1510). Отличительная черта его творчества – обращение к внутреннему миру персонажей, их настроениям и переживаниям (картины «Весна», «Рождение Венеры».

С конца XV в. искусство Итальянского Возрождения вступает в новый период своего развития, получивший название Высокого Возрождения. Оно дало миру многочисленную плеяду мастеров редкой гениальности: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Доменико Гирландайо, Андреа Верроккьо.

Культура Высокого Возрождения развивалась в совершенно иных условиях. С начала XVI в. Италия переживала глубокий экономический и политический кризис:

1. Турецкие завоевания отняли у нее рынки на Востоке;

2. Великие географические открытия переместили пути мировой торговли, оставив Италию в стороне;

3. Между мелкими государствами, на которые была раздроблена Италия, велись междоусобные войны.

Искусство Высокого Возрождения стало выражением всей сложности исторического бытия эпохи. Масштабность произведений эпохи проявлялась не только внешне: как грандиозные, так и небольшие по размерам художественные произведения отличались внутренней значительностью, глубиной, сложностью, особым величием образов.

Выделяются три разносторонних мыслителя и художника – Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, которых современники называли божественными. Они стали олицетворением главных ценностей Итальянского Возрождения: интеллекта, гармонии и мощи.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – самая необыкновенная фигура в истории мировой художественной культуры. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, анатомом и инженером. Большую часть времени отдавал науке. Он единственный живописец, для которого искусство не было главным делом жизни. До нас дошло около 15 картин, достоверно принадлежавших его кисти. Стремясь достичь совершенства, он часто не заканчивал свои работы. Большая часть его начинаний осталась в рисунках и записях. Его важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», созданная для церкви Санта-Мария в Милане. Леонардо изобразил апостолов, приходящих в сильное волнение, после слов Христа «Один из вас предаст меня». Оно передается художником движениями и позами, жестами рук и мимикой. Художник разбивает апостолов на четыре группы, по три человека в каждой. Иуду Леонардо помещает рядом с любимыми учениками, выделяя лишь падающей на лицо тенью. Бурное движение и эмоциональная напряженность апостолов сочетается с благородным спокойствием Христа, что создает гармоническую завершенность композиции в целом.

Заслуживает особого внимания известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы. При внешней неподвижности модели передана жизнь души, неуловимо меняющиеся оттенки мыслей, чувств, переживаний. Очевиден контраст между необыкновенно живым выражением лица Моны Лизы и неподвижно величественной позой, характер которой отражает пейзаж.

Рафаэль Санти (1483-1520) воплотил в своих произведениях возвышенные представления ренессансного гуманизма о человеке, его исключительном месте в окружающем мире. Излюбленным образом Рафаэля был образ Мадонны, в котором он раскрывал свои представления о благородстве и совершенстве человека, о гармонии внешней и внутренней красоты. Картины на этот сюжет Рафаэль писал всю жизнь. Наиболее прославленным творением и одним из самых известных произведений мировой живописи является «Сикстинская Мадонна», - картина, написанная для церкви св. Сикста одного из итальянских монастырей. Традиционная композиция явления Богоматери представлена художником в виде юной Мадонны, легко ступающей босыми ногами по облакам и несущей людям своего сына – Христа. Она предчувствует его гибель, но понимает необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) превыше всех искусств ставил скульптуру и хотел быть только скульптором, но волею судьбы стал и живописцем, и архитектором. Главная тема его творчества – борьба духа и материи. Он впервые в истории соединил идеал телесной красоты с отвлеченной духовной идеей, найдя основную форму ее выражения в статуе Давида. Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека.

Но самым выдающимся и грандиозным произведением стала роспись потолка и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца – общая площадь фрески свыше 600 кв. м. На плафоне капеллы он изобразил ветхозаветные сюжеты – от Сотворения мира до Потопа. По бокам их продолжением стали сюжеты «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Медный Змей» и «Казнь Амана». Самая впечатляющая фреска из всей росписи – сцена Страшного Суда, размещенная на алтарной стороне капеллы.

С 40-х гг. XVI в. начинается период Позднего Возрождения. Италия того времени подпала под власть иностранных держав. Только относительная свобода богатой Венецианской республики и от власти папы, и от господства иностранных интервентов обеспечила развитие искусства в этом регионе.

Первым наиболее известным художником Позднего Возрождения в Венеции стал Джорджо де Кастельфранко, названный современниками Джорджоне (ок. 1470-1510).

«Спящая Венера» - наиболее известное произведение Джорджоне, в котором впервые обнаженная женская фигура была представлена без какого-либо сюжетного действия. Посреди холмистого луга на темно-красном с белой атласной подкладкой покрывале лежит прекрасная молодая женщина. Ее обнаженная фигура расположена по диагонали на фоне пейзажа, в котором господствуют зеленые и коричневые тона. Венера погружена в спокойный сон, под которым подразумевается предрасположенность души к возвышенному единению с Богом.

Вершиной Позднего Возрождения в Венеции стало творчество Тициана Вечеллио (ок.1487-1576). В историю искусства он вошел не под фамилией, а под собственным именем. Тициан создавал композиции на религиозные и мифологические темы. Был великолепным мастером одного из самых сложных жанров – ню (фран. нагой). В ренессансной живописи так обычно представляли античных богинь и мифологических героинь. Его «Венера Урбинская» и «Даная» являют собой изображения пленительных, пышущих здоровьем венецианок в интерьерах богатых венецианских домов.

Тициан вошел в историю культуры как великий портретист-психолог. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов – императоры, короли, папы, вельможи. Если в ранних портретах он, как это было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. Наиболее известное произведение Тициана этого периода – картина «Святой Себастьян».

 

Северное Возрождение

 

До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV – XVI вв. возрожденческая культура распространилась по другим странам Западной Европы, расположенным к северу от Альп: в Нидерландах, Германии и Франции.

Термин «Возрождение» по отношению к культуре этих стран достаточно условен, т.к. ее формирование опиралось не на возрожденное античное наследие, а на идеи религиозного обновления. Сущность процессов, происходящих в этих странах, состояла в расшатывании феодального мировоззрения, становлении буржуазного гуманизма, росте самосознания личности.

Идеалом стала христианская любовь к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения сохранилось значительно больше черт средневекового мировоззрения.

В искусстве северных мастеров преобладает наблюдение, исследование действительности и правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо.

Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (учение, обожествляющее Вселенную, природу). Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога. Они делали вывод, что каждый кусочек природы достоин изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра.

Второй жанр, получивший развитие в искусстве Северного Ренессанса, - портрет. В качестве самостоятельного жанра портрет возник в Германии в последней трети XV в. Немецкий портрет отличался от портретной живописи Итальянского Возрождения. Художники в Италии создавали идеал красоты. Художники в Германии были безразличны к красоте, для них главное было – передать характер, эмоциональную выразительность образа. Величайшим портретистом в немецкой живописи XVI в. был Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Ему принадлежат портреты Э. Роттердамского, Т. Мора, короля Генриха VIII. Г. Гольбейн работал также как иллюстратор, создав выразительные иллюстрации к Библии и «Похвале глупости» Э. Роттердамского.

Третий жанр культуры Северного Ренессанса, который сформировался и получил развитие, прежде всего, в Нидерландах, - это бытовая картина. Нидерланды – богатые области в экономическом и культурном отношении первенствовали среди других европейских стран. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Обыденные жизненные явления окружались почитанием: свое дело, свой дом, свое имущество, своя семья и т.д. Во всех слоях общества повысилось стремление к украшению повседневности. Становление жанра бытовой картины связано с творчеством Яна Ван Эйка (ок. 1390-1441). Он впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин. Его работы отличал пристальный взгляд на мир, уважение к будничной жизни и любовь к миру вещей. В формировании и утверждении этого жанра сыграли роль и два других мастера – Иеронимус Босх (ок. 1450-1516) и Питер Брейгель (ок. 1525-1569). Сюжетная основа картин И. Босха была направлена на демонстрацию отрицательных сторон жизни, бичевание зла и пороков («Воз сена», «Несение креста», «Сад земных наслаждений»). П. Брейгель считается основателем пейзажного жанра в нидерландской живописи, в картинах показывает противостояние добра и зла («Битва поста и масленицы», «Детские игры», «Времена года», «Охотники на снегу», «Жатва»).

В Германии идеи гуманизма становятся известны к середине XV в. благодаря торговым связям с итальянскими городами. Распространение этих идей вызвало борьбу против феодального строя и католической церкви, общий культурный подъем. Основоположником немецкого Возрождения был великий гравер, живописец и рисовальщик Альбрехт Дюрер - это глубоко религиозный человек, что отразилось на его творчестве: «Апокалипсис», «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним». Среди огромного творческого наследия А. Дюрера особое внимание привлекает большое число автопортретов. Один из них особо примечателен: А. Дюрер пишет лицо по закону идеальных пропорций и совмещает в нем облик И. Христа и свой. В этом искусствоведы видят характерное для того времени стремление человека к единению с Богом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.028 с.)