Эволюция византийской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция византийской культуры



 

В 330 г. римский император Константин Великий основал на месте древнегреческой колонии Византии новый город – Константинополь. Название этой колонии дало название Восточной Римской империи – Византии.

Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Азии и Африки. Ее территория включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии, Армению, острова Кипр, Крит, территории в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии. Средиземное море было внутренним морем Византии.

Византийская культура была по преимуществу греческой. Греческий язык стал государственным языком Византии с конца VI в., вытеснив латинский. Греческая культура составляла ее стержень, но по традиции она сочеталась с терпимым отношением к культурам других народов, с готовностью использовать их достижения.

Географическое положение Византии делало эту империю связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, смешение азиатских и европейских влияний  стало историческим уделом империи. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, культуру и искусство византийского общества.

Эволюция византийской культуры представляла собой довольно сложный процесс, в котором этапы взлетов чередовались с периодами падений. В истории Византии обычно выделяют пять этапов.

Первый этап приходится на V в. – VII в., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. В это время произошло формирование многонационального государства и сословной структуры общества. Одновременно сформировалась многочисленная военная бюрократия, сплотившаяся вокруг императора, которому принадлежала вся полнота власти. Своего наивысшего расцвета на этом этапе византийская культура достигла при правлении Юстиниана.

Второй этап в развитии византийской культуры – вторая половина VII в. – первая половина IX в., когда византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В это же время Византия была вынуждена отражать нашествия арабов и славян. В результате территория империи сократилась наполовину, преобладающими группами населения стали греки и славяне. Резко обострился конфликт между церковью и государством, из которого победителем вышла церковь.

Третий этап (вторая половина IX в. – середина XI в.) стал временем очередного подъема и расцвета культуры и поэтому его принято считать «золотым веком» Византии. Он характеризовался бурным развитием экономики. Интенсивно росли и множились города, строились школы, университеты, были созданы превосходные библиотеки. В 1054 г. произошла так называемая «схизма», т.е. разделение христианской церкви на Восточную и Западную. Это обеспечило Византии духовную независимость от Запада.

Четвертый этап (вторая половина XI в. – начало VIII в.) был временем нового подъема византийской культуры. Внешние враги империи – турки  оказались оттесненными от границ. Но сила империи подрывалась внутренними смутами. В результате в 1204 г. рыцари четвертого крестового похода без особых усилий захватили Константинополь и основали на Босфоре латинскую империю.

Пятый этап (1261 – 1453 гг.) начался с освобождения Константинополя от латинян. Но империя не смогла возродиться. В 1453 г. турецкая армия осадила и захватила Константинополь. Это и стало концом Византии.

В истории как европейской, так и всей мировой культуры Византийской цивилизации принадлежит особое место. Она стала первой в полном смысле христианской культурой. В практике православия сложилась система таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причастие), исповедь, елеосвящение (соборование), брак, священство. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму. Особая роль отводилась аскетизму – подражанию земной жизни Христа. Проявлением аскетизма стало монашество. Христианство оказалось тем решающим фактором, который определил характерные черты и особенности византийской культуры. В течение 11 веков своего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и Востока, представляла собой центр своеобразной культуры. Вплоть до XIII в. Византия по уровню образованности, по напряженности духовной жизни и художественному разнообразию форм искусства находилась впереди других стран средневековой Европы. Из естественнонаучных отраслей активно развивалась химия. Был изобретен греческий огонь – горючая смесь для поджигания вражеских кораблей и укреплений.

Сильная государственная власть, сосредоточившая с помощью церкви в своих руках всю полноту управления экономикой и культурой, сыграла роль централизующей силы в становлении основ византийской культуры как стройной и целостной системы мировоззренческих представлений, выраженных в предметах искусства.

Искусство книги

 

В это время происходит появление новых направлений культурного развития. Возникает искусство книги – так называемого пергаментного комплекса, состоявшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Согласно преданию, царь Египта Птолемей был обеспокоен увеличением числа рукописей в библиотеке Пергамского царства, грозившей затмить славу Александрийской, поэтому он запретил поставлять в Пергам папирус. Тогда Пергамская библиотека стала пополняться за счет произведений, написанных на пергаменте, представлявшем собой обработанную особым образом кожу телят или ягнят. Пергамент прекрасно впитывал краску, что позволяло красочно оформлять текст. Поскольку для пергамента художники использовали чащ всего красную краску – киноварь, латинское название которой minium, то книжные иллюстрации стали называть миниатюрой.

Храмовая архитектура

 

Богослужение переместилось от алтаря к центру храма, в подкупольное пространство. Это обусловило появление купольных перекрытий, т.к. купол подчеркивал значение центра и символизировал небесный свод. К подкупольному пространству со стороны алтаря и входа примыкали два широких полукружия (экседры), которые увеличивали пространственную перспективу. Примыкавшие к куполу полуцентрические своды пересекаясь, образовывали равноконечный крест. Таким образом, раннехристианские храмы можно считать первыми образцами крестово-купольной архитектуры.

Мозаика и иконы

 

Значительное развитие получили разные виды и жанры изобразительного искусства – мозаика, фреска, иконопись. В искусстве мозаики византийские мастера не имели себе равных. Они знали все секреты изготовления смальты, умели точно рассчитать угол падения света для создания живописных эффектов. Учитывали даже оптическое слияние цветов в глазах зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния.

 

 

Император Лев VI перед Христом. Мозаика. IX в.

Собор Святой Софии в Константинополе

 

Широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы (от греч. эйкон – образ). Первые христиане так называли всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» - языческому изображению. С VI в. так стали называть только портреты святых, выполненные на досках, что отличало их от мозаик и фресок.

Прообразом иконы считается фаюмский портрет, возникший в Египте в IV в до н.э. К этому времени искусство мумифицирования утратило свое значение, и с еще живых людей стали рисовать портреты. Их писали на дощечках красками. После смерти человека их накладывали на лица умерших, чтобы возвращающаяся душа могла найти свое тело. Поскольку впервые эти изображения нашли в захоронениях в оазисе Фаюм, то отсюда они и получили свое название.

Икона считалась символом, на ней изображалось не лицо, а лик. В этом заключается первое отличие иконы от картины. Второе состоит в том, что икона пишется на доске (чаще всего липовой) и состоит из четырех слоев разных материалов, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, слой краски, защитный слой, оклад. Основу иконы составляет доска с наложенным на нее холстом – паволокой. Грунт состоит из мела или гипса и называется левкасом. Слой краски образует сам живописный сюжет. Защита представляет собой различные материалы, чаще всего олифу, яичный белок или масляный лак. Византийская манера иконописи предполагала плоскостное статичное изображение святого с аскетическим, несколько удлиненным овалом лица, с большими глазами, отрешенно смотрящими на зрителя. Все линии рисунка прописывались золотом, а пространство между линиями заполнялось плотным ровным цветом. Основной фон также выполнялся золотом. Такая техника живописи делала икону очень ценным предметом.

Литургическая поэзия

 

В Средние века получила свое развитие литература: патриотический жанр литургической поэзии. Произведения жанра патриотической литературы (Иоанн Златоуст) закладывали фундамент средневекового христианского богословия.

Наибольший вклад в формирование и развитие жанра литургической христианской поэтики был сделан Романом Сладкопевцем (кон. V в. – ок. 560). Он создал особые формы богослужебного песнопения: кондак – поэма-гимн, рассказывающая о каком-либо событии из Священного Писания, и икос – песнопение, прославляющее святого. Для его стиля были характерны драматизация действия, ведение диалога. Впоследствии кондаки были вытеснены из богослужения канонами, некоторые из них исполняются до сих пор, в том числе акафист – хвалебный гимн в честь Божьей Матери.

С VII в. самым популярным жанром литургического песнопения становится канон – утренний гимн, состоящий из девяти песен. Каждая из них представляла собой поэтический пересказ одной из песен Ветхого Завета, состояла из нескольких строф и имела мелодию. В XI в. каноны, вошедшие в литургию, были строго определены, введение новых в религиозную практику было запрещено.

«Темное время» и «Македонское Возрождение»

 

После смерти императора Юстиниана Великого (565 г.) Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, а в начале VII в. разразилась гражданская война, в результате которой империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Поэтому конец VII в. – начало IX в. вошел в историю византийской культуры как «Темное время». Особенно значительным событием для византийской культуры в этот период стало иконоборчество. Его инициировало мистическое течение в христианском богословии, которое отвергало возможность любого изображения бога, т.к. духовное невозможно выразить через материальное. Оппозиция иконам с момента их распространения в VI в. на территории Византии была довольно сильной. Поскольку христианское искусство испытывало влияние, с одной стороны, языческой греко-римской религии, допускавшей изображения богов, а с другой – иудейской, запрещавшей их изображение, то культ икон имел своих противников даже среди деятелей церкви. Кроме того, возраставший авторитет монастырей, хранящих чудотворные иконы, усиление их мощи и богатства настораживали военную земледельческую знать и торгово-ремесленные круги Константинополя. В 730 г. император Лев III Исавр издал эдикт, запрещавший иконы. Эдикт действовал более ста лет, и в соответствии с ним во всех церквях Константинополя уничтожались изображения святых, Христа, Богоматери, сбивалась мозаика, счищались краски фресок. На месте святых появлялись орнаменты, цветы, растения, птицы. Император призвал народ расправиться с колдунами и знахарями, уничтожить иконы, мощи святых. Иконоборцам гарантировалась охрана их имущества и доля добычи в случае победы.

В ходе противоборства иконопочитателей с иконоборцами был причинен существенный вред художественной культуре Византии в VIII в. – IX в. Вместе с тем иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры. Вновь строящиеся дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В середине IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

После длительного периода внутренних смут и внешних неудач вновь происходит консолидация всех сил империи вокруг македонской династии Комнинов – Алексея I, Иоанна II, Мануила I. Этот период развития культуры Византии принято называть «Македонским Возрождением» или «Вторым золотым веком».

В период Македонской династии получила классическую завершенность крестово-купольная форма храма. Эта конструктивная система позволяла создавать большое количество вариантов. Можно было изменить масштаб здания, оставляя неизменным центральное ядро. Четыре стены храма, объединенные одной главой, символизировали четыре стороны света под властью единой Вселенской церкви. Алтарь во всех церквах помещался на восточной стороне, т.к. согласно Ветхому Завету, там находилась райская земля Эдем, а по Новому Завету на востоке произошло вознесение Иисуса Христа.

Основными темами живописи в этот период стали сюжеты очищения, преображения, спасения, которые заимствовались из библейских и евангельских мифов. Обычно в изображениях центральные фигуры композиции изображались в анфас, окружающие – в профиль. Вечность в наглядном воспроизведении трактовалась как устойчивость, симметричность и равновесие.

Византийские художники того времени сумели разработать новый способ организации пространства в православной живописи. Секрет этого способа заключался в том, что основные фигуры композиции своими размерами значительно превосходили второстепенные.

Возросло значение росписей. Сложилась многоплановая система символов и художественных циклов в иконографии, включавшая в себя космическую символику. Храм отождествлялся с уменьшенной моделью Вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство близ пола – землю, алтарь символизировал рай, а западная часть - ад. В соответствии с этим располагались и росписи.

Византийская иконография создала переносные иконы большого формата, которые для украшения храма прислонялись к колоннам алтарной преграды. Главными изображениями на таких иконах были Богородица и Иисус Христос.

Авторитет византийской культуре создали и художественные ремесла. Процветали инкрустации из драгоценных камней, резьба по кости, книжная миниатюра, мозаичная икона. Особую популярность приобрели эмали, используемые в украшениях.

Высочайшим достижением художественного ремесла этого периода стали перегородчатые эмали на золоте. Эта техника пришла в Византию с Востока еще при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир. Эмаль, подобно мозаике, имела в глазах византийцев особую ценность. Прежде чем стать изображением она проходила очистительное действие огня. Кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы украшались эмалями. Самым выдающимся принято считать знаменитую Пала д` Оро – огромную пластину (2 на 3 м) из золота и серебра, декорированную драгоценными камнями и эмалевыми медальонами с изображениями святых, императоров, библейских сцен. Она была привезена из Византии в Венецию в собор св. Марка.

«Палеологовский Ренессанс»

 

В 1204 г. рыцари-крестоносцы, участники четвертого крестового похода штурмом взяли Константинополь. Византийская империя как самостоятельная держава прекратила свое существование, на ее месте возникла Латинская империя крестоносцев и зависимые от нее мелкие феодальные государства. Византийский император и его приближенные бежали в город Никею, где за почти 60-летний период изгнания был сформирован огромный духовный потенциал и заложены основы нового культурного подъема, получившего название «Палеологовский Ренессанс».

Крестовые походы и кратковременное существование Латинской империи способствовали распространению ценностей византийской культуры на страны Западной Европы. Византийское искусство потрясло западноевропейцев. Оно воспринималось как образец для подражания, произведения мастеров из Византии коллекционировались, их приглашали для строительства и оформления храмов. Под влиянием византийской архитектуры, книжной миниатюры формировались сюжеты и образный строй романского стиля средневековой Европы.

Существенно изменилась храмовая архитектура. Главным назначением храма становится проведение молитв, а не совершение служб. Кроме того, раньше храмы отличались внешней скромностью и внутренним роскошным убранством. Теперь внешняя красота должна была стать притягательной для верующих. Убранство же храма не должно было отвлекать молящихся от постижения света незримого. Поэтому интерьеры храмов делались мрачными и мало освещенными.

В храмовой архитектуре появляются многочисленные новые архитектурные элементы и украшения фасада: декоративная кирпичная и каменная кладки, позже – цветная, со вставками, инкрустацией и изразцами. Фасад украшается цветными фризами, рельефными крестами, каменной резьбой.

Кроме того, архитектура конструктивно становится более сложной. Храм значительно увеличивается в размерах, превращаясь из одноглавого в шестикупольный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.019 с.)