Европейская культура Средних веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейская культура Средних веков



 

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип, получивший название Средневековье. Средневековье длилось примерно 1000 лет. Начало этой эпохи связывают с падением Римской империи в 476 г., а окончание – с началом эпохи Ренессанса в XV в. В исторической эволюции эпохи Средневековья можно выделить три основных периода: раннего (V – X вв.), зрелого, или классического (XI – XIII вв.) и позднего (XIV – XV вв.)

Историческое значение Средневековья в развитии мировой культуры заключается в том, что именно в эту эпоху были заложены основы социокультурной общности Европы.

Особенности культуры Средневековья

 

Средневековую культуру отличает ее сословный характер, сформировавшийся на основе профессиональной и социальной принадлежности. Понятие сословия имеет в Средние века особый смысл, т.к. совокупность сословий понимается как земное воплощение того порядка, который был установлен Богом. В европейской средневековой культуре лидирующая роль во всех сферах культуры принадлежала духовенству. Наука, искусство и образование были сосредоточены в руках католической церкви.

Сословное деление общества стало основой для жесткой социальной иерархии, которая устанавливала строго определенный характер взаимоотношений определенных групп общества, положение человека в нем. С образованием классического феодализма оформляются основные сословия, соответствующие структуре средневекового общества – духовенство, дворянство и остальное население (народ). Выполнение обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии, рассматривалось как смысл его жизни.

В это же время церковь заняла место на вершине общественной иерархии, которое удерживала за собой в период всего Средневековья. Церковные руководители в хаосе варварских нашествий нередко становились универсальными руководителями разваливающегося общества. К своей религиозной роли они прибавляли:

1. Политическую, вступая в переговоры с варварами;

2. Хозяйственную, распределяя милостыню и продовольствие;

3. Социальную, защищая слабых от могущественных;

4. Военную, организуя сопротивление.

Постепенно, осознавая свою силу, церковь стала преследовать собственные интересы, борясь за власть с многочисленными королями варварских королевств, возникших на месте Римской империи. Именно тогда сложилось характерное для Средневековья стремление церкви к установлению господства церкви над христианским миром.

Столкновение Рима и варваров привело к общему упадку культуры. Регресс был количественным: загубленные человеческие жизни, разрушенные памятники архитектуры и хозяйственные постройки, быстрое сокращение народонаселения, исчезновение произведений искусства, разрушение дорог, мастерских, складов, систем орошения, уничтожение посадок сельскохозяйственных культур. Шло непрекращающееся разрушение античного наследия. Руины памятников Античности служили карьерами для добычи камня, колонн, украшений.

Такая ситуация продолжалась до конца VIII в. Франкский король Карл Великийполностью признал духовную власть римского папы Льва III, который в свою очередь короновал Карла в 800 г. императорской короной.

 

О Карле Великом

Для многих можно показаться удивительным, но основатель франкской империи Карл Великий в привычном понимании этого слова был некультурным человеком. Достаточно сказать, что он был абсолютно безграмотным человеком: читать и писать он не умел.

Карл строил свое государство на христианских началах и ценностях. Он считал, что прочность империи зависит как от силы власти, опирающейся на подчинение, так и от преданности подданных, их доверия и любви. Карл предпринял реформу территориального строения государства, разбив все подчиненные ему земли на округа (графства), назначив управлять ими своих представителей из наиболее сильных местных феодалов. За этими феодалами он закрепил огромные права, превратив их в полновластных хозяев обширных областей, но связав присягой на верность королю. Графы осуществляли власть короля на пожалованной им территории, собирали налоги, выставляли войско, вершили суд, следили за соблюдением королевских указов – капитуляриев, которые издавались в письменной форме для единообразного толкования.

Началось формирование рыцарского сословия. Экономические реформы Карла стимулировали развитие торговли, способствовали зарождению купечества. Карл поощрял ученость и образованность, при нем значительно увеличилось количество церковных школ, была создана придворная академия, вокруг которой собрались наиболее образованные люди. В монастырских и церковных школах учили элементарной грамотности (читать, толковать латынь). В школьное образование были включены семь свободных искусств:

1-я ступень: грамматика, диалектика, риторика;

2-я ступень: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Однако «Каролингское возрождение» не стало самостоятельной культурной эпохой. Дело, начатое Карлом, не было продолжено наследниками, которые вновь растащили империю на части.

В условиях всеобщего упадка культуры в период раннего Средневековья только церковь в течение многих веков осталась единственным социальным институтом, общим для всех государств Европы. Огромным было воздействие христианства и религиозного мировоззрения на средневековое искусство. Почти все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, используя язык символов и аллегорий. Архитектура, например, отражала красоту и значение божественного миропорядка. Наиболее распространенным и популярным жанром литературы стали жития святых, самым распространенным жанром живописи – икона.

В тяжелых и опасных обстоятельствах повседневной жизни христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, его устройстве и действующих в нем силах и законах. Притягательными чертами христианства были проповедь общечеловеческой любви, понятные всем нормы и правила жизни, равенство всех людей без исключения, идея об искупительной жертве и т.д. Вместе с тем, христианство утвердило свою систему ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Бога в качестве вечного и неизменного начала мира. Бог мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека.

В соответствии с христианской картиной мира средневековый европеец представлял себе иерархическую систему, напоминающую пирамиду. На вершине ее Бог, ниже располагались апостолы, архангелы, ангелы. Еще ниже находились люди: сначала папы и кардиналы, затем простые миряне. Далее размещаются животные, потом растения. В основании пирамиды – земля. В подземном мире находятся силы зла во главе с сатаной.

Для средневекового мировоззрения характерно было представление о дуализме: в сознании средневекового человека мир делился на видимый, земной, осязаемый нашими чувствами, и потусторонний, идеальный, небесный. Высший, небесный был главным, а земное существование рассматривалось как отражение бытия небесного мира. С дуализмом были связаны такие черты культуры Средневековья, как универсализм, символизм и аллегоризм. Универсализм – это стремление средневекового мышления к осознанию и представлению мира в целом как некоего законченного всеединства. Основа этого единства виделась в творении всего мира, всех его частей.

Дуализм внешнего мира находил свое проявление в человеке, в котором, согласно христианскому учению, присутствовало два начала: тело и душа. Тело мыслилось темницей души, которую следовало освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Поэтому усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека был аскет, добровольно принимавший физические страдания. Христианство утверждало особый тип духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру, нравственным установкам, смыслу человеческого существования, осуждению насилия, идеям всеобщего равенства.

Идея аскетизма в культуре Средневековья нашла практическое воплощение в таком явлении, как монашество. Идейным основоположником этого течения стал выдающийся богослов Августин Блаженный, который считал, что следствием греха Адама является человеческая похоть. Отречение от похоти, борьба с ней означала возвращение к первоначальной райской чистоте. Поэтому монашество – это не только особый образ жизни, но и высокое призвание человека. Основателем монашества считается Антоний Великий, который удалился в пустыню..

На территории Западной Европы первые монастыри появились в IV в. Они были организованы по образцу монастырей Ближнего Востока, в которых монахи поселялись по несколько человек в кельях одного здания, усиленно молились, отрекались от внешнего мира, даже от прежних родственных связей.

Исторически первой формой западного монашества стали бенедиктинские монастыри (основатель Бенедикт Нурсийский – IV в.). Они представляли собой объединение монастырей с единым уставом. Согласно уставу Бенедикта в монастырях устанавливалась строгая субординация и дисциплина. Монахи безоговорочно подчинялись аббату (настоятелю). В обязанности монахов входили чтение и переписка книг, обучение детей. В отличие от восточного монашества западные монахи занимались физическим трудом. В целом бенедиктинский устав не был слишком суров и не предъявлял чрезмерно аскетических требований. Доступ в монастырь был открыт людям всех званий. Характерной особенностью бенедиктинцев были практическое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в экономической жизни общества.

Другим типом монашеской организации, ориентированной на жизнь в миру и, прежде всего, в городах были так называемые нищенствующие ордена, возникшие в начале XIII в. Нищенствующие монахи не имели постоянных обителей, т.к. отказ от собственности был их первой заповедью. Они проповедовали в многолюдных кварталах, переходя из города в город, жили подаянием.

 

Три типа культуры Средневековья

 

В течение долгого времени в культурологической литературе Средневековье оценивалось только как «темные века». Основоположниками такой точки зрения были французские просветители. Однако на протяжении этого периода культурная жизнь Западной Европы постоянно усложнялась и совершенствовалась. Если в раннее Средневековье основными центрами сохранения и развития культуры и искусства были монастыри и монастырские школы, то в XI – XIII вв. эта роль переходит к городам.

Художественная концепция в эпоху Средних веков включает в себя три художественные направления: 1) рыцарский романтизм; 2) сакральный аллегоризм; 3) карнавальный натурализм.

Художественные направления средневекового искусства объединяют создавшая их историческая реальность и единое духовное основание – христианская идеология. Рыцарский романтизм – освещает светскую историю (события эпохи, рыцарский подвиг во имя веры, церкви, короля). Сакральный аллегоризм - отражает религиозную художественную концепцию и повествует о священной истории мироздания. Господствующая тема – жизнь и мученическая смерть Христа.

Средневековое искусство насыщено аллегориями и символами. Возьмем для примера символику цвета в византийской живописи, аллегоричность скульптурных фигур в соборе Парижской богоматери. В каждом виде искусства имелись свои наиболее характерные формы: в литературе – это жития святых, в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре – изображения Христа, богоматери, святых.

В средневековой культуре исследователи также выделяют три основных ее типа: рыцарский, городской (бюргерский) и народный (крестьянский, фольклорный). Они представляют собой взаимосвязанную, но социально дифференцированную систему и различаются между собой главным образом способами осознания окружающего мира.

В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало символом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливал их отрицательное отношение к простолюдинам. Значительно выросли их политические претензии, стремление поставить себя на высшие ступени общественной иерархии. Рыцарская система ценностей была светской. Сложился кодекс рыцарской чести, согласно которому настоящий рыцарь должен был происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о преумножении своей славы, совершать подвиги, презрительно относиться к смерти, должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе по социальному положению, защищать слабых и угнетенных. От него требовались обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участвовать в турнирах и соблюдать правила куртуазности – безупречного воспитания и поведения при дворе. Ему обязывалось быть преданным «даме сердца», демонстрировать благородство и обладать обостренным чувством собственного достоинства. Рыцарскими добродетелями являлись: великодушие, щедрость, храбрость, законнорожденность.

В основу подготовки рыцарей положены семилетние циклы:

- первые семь лет жизни будущий рыцарь воспитывался дома в семье;

- до 14 лет он нес службу пажа при княжеском дворе или в замке другого рыцаря. Его обучали основам христианской веры и придворного обхождения;

- до 21 года он исполнял обязанность оруженосца, ему вручали меч. Он овладевал семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, игрой в шахматы, сочинением и исполнением песен в честь дамы сердца.

В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари. Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская литература, которая нашла свое проявление в виде двух литературных жанров – романа и рыцарской поэзии.

Первые рыцарские романы появились в Англии в 1066 г. Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Прованс. Рыцари воспевали красоту и благородство «дамы сердца». Поэт не называл свою даму по имени, это была тайная любовь, носила форму трепетного обожания. Любовь к женщине определялась как источник совершенства, чистоты, благородства и добра. Главным считалось не богатство женщины, не ее знатность, а гармония внешней и внутренней красоты. Это сочетание стало идеалом прекрасной дамы, которому должны были поклоняться рыцари.

Принципами средневековой поэтики являются иносказание, аллегория, символичность образов, особый акцент на изображении сверхъестественного, чудесного, потустороннего.

 

 

«Рыцарь, смерть и дьявол» (гравюра А. Дюрера, 1513 г.)

 

В XII – XIII вв. в Западной Европе распространилась сатирическая городская культура. Ее создателем было третье сословие, составлявшее тогда основную массу городского населения. Городские поэты изображали повседневный быт обитателей города – ремесленников, торговцев, феодалов, служителей церкви. Они ценили трудолюбие, практическую смекалку, лукавство, хитроумие горожан. Наиболее популярными жанрами были стихотворная новелла, басня или шутка. Сюжетным материалом повествований являлись супружеские измены, женские уловки, описания дружеской взаимной поддержки в авантюрах; высмеивалось корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство.

Другим направлением художественной культуры Средневековья было карнавальное театральное городское искусство. Ведущим было импровизационное начало. Карнавал позволял реализовать дух свободы, переступить через жесткий регламент повседневной жизни, давал чувство максимального раскрепощения. В карнавальном шествии нарушались все нормы и правила принятого в обществе поведения.

Церковные власти стремились пресечь эти формы городской культуры. Церковь учила, что смех и веселье растлевает душу человека и присуще лишь нечистой силе и слугам сатаны. К последним причислялись бродячие актеры и скоморохи, зрелища с их участием клеймились как «Безбожная мерзость» и лицедейство. В глазах церковников скоморохи отвлекали людей от общения с Богом, сбивали их с пути истинного.

Наряду с карнавальной формой культуры в XII в. – XIII в. в городах Западной Европы стала развиваться поэзия бродячих студентов – вагантов (от лат. бродить). Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучшей жизни и лучших учителей, была очень дерзкой, осуждающей пороки католической церкви, воспевающая радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в то время вся Европа.

Городской образ жизни требовал особых знаний, которые могла дать только школа и университеты. Особенностью первых университетов стало то, что они выдавали своим выпускникам диплом об образовании. Высшие учебные заведения, возникшие в XII в. – XIV в., дали импульс распространению светского образования, отобрав эту монополию у церкви. Их деятельность имела три очень важных культурных следствия:

1. Она породила профессиональное сословие ученых, которым церковь давала право на преподавание истин Откровения. Наряду с церковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействие которой на духовную культуру оказалось решающим;

2. Университетское братство утверждало формы светской культуры и новый смысл общественного поведения;

3. Именно в рамках университетов появились зачатки научных знаний, совершивших переворот в последующую культурную эпоху.

Третьим типом культуры Средневековья была народная культура, которая представляла собой антипод религиозно-церковной культуре. Слагались сказки, народная поэзия, героический эпос.

На рубеже XI – XII вв. в средневековой культуре получила развитие письменная литература. Впервые были сделаны попытки записи, героических песен и сказаний. Например, во Франции величайшим литературным памятником той эпохи стала «Песнь о Роланде». 

Художественные стили Средневековья

 

В X в. художественная культура Средневековья впервые смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название – романский. Термин «романский стиль» был введен в оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда и происходит термин – «романский», т.е. римский. Первоначально это понятие применялось только к памятникам архитектуры VI – XII вв. Позднее им стала определяться вся культура этого времени. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в зодчестве некоторых черт архитектурных и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Замок строили на естественной возвышенности (обычно на вершине скалистого холма) – и он доминировал над окрестностью – либо на островах широких рек и озер. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, соединенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами на верху. Они были окружены широким рвом, имели подъемный мост и укрепленный портал. Замковый ансамбль также включал в себя высокую круглую или прямоугольную сторожевую башню – донжон, которая была меньше других объемом, но зато выше всех остальных. Днем и ночью находившийся там караульный наблюдал за окрестностями через слуховые окна башни и бил в набатные колокола при приближении врага. Под донжоном располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Возвышаясь над убогими хижинами, деревянными и глиняными домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.

С XII в. в Европе началось массовое возведение городов, центрами которых органично становились городские площади с кафедральными городскими соборами. Кафедральные соборы существенно отличались от монастырских церквей тем, что они предназначались не только для богослужения, но и были тесно связаны с жизнью города. Здесь собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические реликвии, сокровища и т.д.

Храмовая архитектура Средневековья также отражала особенности своего времени. Соборы строились с расчетом вместить все население города. Первоначально их возводили с плоскими потолками, а потом стали перекрывать внутренние помещения каменными полукружными сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.

Красота архитектуры проявлялась не в архитектурно-конструктивных решениях и элементах, а прежде всего в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладное искусство). Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погрузить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значительное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим оконные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Главной задачей художников было воплощение библейского начала, из всех человеческих чувств, предпочтение отдавалось страданию - очищающему душу огонь.

Романский стиль проявился и в живописи и скульптуре. Художник трактовался как посредник между божественным Логосом и людьми. Особое внимание уделялось религиозному содержанию изобразительных искусств, которые наделялись тремя основными функциями: 1) «книга для неграмотных»; 2) увековечение исторических событий; 3) украшение интерьеров храмов. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений были темы величия и могущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны романским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, тела схематичны, иногда вытянуты.

В Германии в XI в. все больше места в изобразительном искусстве начинает занимать тема распятия, смерти и воскрешения Христа. В дальнейшем этот мотив станет в католицизме доминирующим, вытеснит образ Христа как Вседержителя (поясное изображение Христа, на котором он держит в левой руке открытое Евангелие, а правая приподнята в благословляющем жесте).

В начале XII в. романский стиль сменяется новым стилем, получившим название готического. Термины «готика» и «готический» возникли в Италии, в среде художников итальянского Возрождения XVI в. и заключали в себе первоначально отрицательный смысл, т.к. готическое искусство рассматривалось ими как художественное наследие разрушителей Рима – варваров-готов. Само изобретение термина «готика» приписывают Рафаэлю. Но подобная оценка готического стиля в художественной культуре Средневековья не соответствует действительности.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием городской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Религия при этом постепенно утрачивает свои господствующие позиции. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского рационального начала.

Готика переняла у романского стиля базилику, но переработала ее в деталях. Готический храм имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Грандиозность и легкость готических соборов создают иллюзию оторванности от земли, что в свою очередь достигается через особое строение готического свода. Он лежит на каркасе каменных остроконечных, сходящихся диагонально ребер. Свод покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Благодаря этому, стало возможным сооружать огромные оконные проемы, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Основной целью этих «картин в окнах» было показать людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. По разнообразию сюжетной тематики витражи готического собора успешно соперничали со скульптурой. Помимо композиций на библейские и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов, на них помещались эпизоды из жизни святых, изображения исторических событий.

Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Считалось, что естественным цветом готики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считался символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.042 с.)