Глава 5: Культура первобытной эпохи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5: Культура первобытной эпохи



«Первобытный человек многого не умел, что теперь умеет. Только неразумный из первобытных думал, что возможно только то,

что он умеет»

К.Э. Циолковский

Становление культуры первобытного общества

 

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив первобытный образ жизни (племена в джунглях).

В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности – потребляющий и производящий. На первом этапе для получения подручных средств – камней, палок, костей люди использовали готовые дары природы. Основным видом хозяйственной деятельности была охота. Постепенно из необработанных орудий человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. В процессе их изготовления совершенствовались приемы обработки камня, дерева, кожи, кости и т.д.

Второй этап первобытного производства начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие этих видов хозяйственной деятельности, а также возникновение ремесел привело к общественному разделению труда, разложению больших трудовых коллективов на мелкие, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда. Оседлый образ жизни давал ряд преимуществ: появление постоянных поселений, увеличение рождаемости, накопление, обобщение и передача накопленного опыта и знаний, рост независимости от природных условий.

Для становления культуры в то время важнейшее значение имели быстрый переход от присваивающего хозяйства к производящему (одомашнивание растений и животных), изготовление орудий труда и открытие способа добывания огня.

 

Первые домашние животные

Первым одомашненным животным, по-видимому, была собака, веду­щая свою родословную от диких волков и шакалов. Она стала по­стоянным спутником и помощником человека, как полагают, еще 15 тыс. лет назад. Животные, используемые для получения мяса, молока и шерсти, начали одомашниваться около 12-10 тыс. лет назад. Это были, прежде всего, козы, овцы, крупный рогатый скот, свиньи. 6-7 тыс. лет назад были приручены верблюд, лама, ло­шадь и др. В это же время люди начали разводить пчел.

 

В первобытном обществе люди обладали мифологическим мышлением, в соответствии с которым представления о мире основывались на убеждении, что все природные явления представляют собой результат действий каких-то невидимых сил. Мироощущение было эмоционально напряженным. Окружающая реальность воспринималась как действие неукротимых сил. И для того, чтобы выжить в этом мире, было необходимо породниться с природными стихиями. Исторически первой формой понимания мира был миф, который сочетал в себе фантастические представления и реальные элементы. На основе мифов возникли религия, философия и искусство.

Первобытное искусство

Зарождение первобытного искусства

 

Первобытное искусство возникло в позднем палеолите. Оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки).

Характерной особенностью первобытного искусства на раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений на деятельность человека, формирование человека, освоение мира. Первые произведения первобытного изобразительного искусства – женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, так называемые «Венеры», связанные с культом матери и символизирующие плодородие (женские скульптурки ученые считают первым признаком антропоморфных, т.е. человекоподобных изображений); изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Традиции звериного стиля сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве.

Первобытное искусство не обособлялось в специальный вид деятельности. Оно было связано с охотой и трудом, отражало представления человека об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

1. Натуральное творчество – композиция из туш и костей животных, натуральный макет;

2. Искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профиль;

3. Изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка кости.

У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки. Изображения стали передавать отвлеченные понятия, развивалось искусство орнамента - узора, состоящего из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Геометрический орнамент широко распространился уже в палеолите. Расцвета он достигает в эпоху земледельческих обществ. Художники уже не копировали природу. Они отражали ее в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Спираль и ломаная линия обозначали воду, треугольник – плодородие, ромб – мир с четырьмя сторонами света. Таким образом, орнаменты на посуде становились закодированной картиной мира. Сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура).        

Музыкальное искусство строилось на движениях, жестах, возгласах, мимике: имитация звуков природы, изготовление простейших музыкальных инструментов – трещоток, барабанов.

Зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным из округлых тщательно отшлифованных плоских камешков, кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура – трехмерное. Первобытные люди не владели техникой передачи объема на плоскости (открытие эпохи Возрождения).

Главным персонажем барельефов и изваяний являются бизоны. Взаимные пропорции изображаемых животных (лев, мамонт) обычно не соблюдались. Огромный тур и лошадь могли быть изображены рядом одного размера. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытным художникам подчинить композицию законам перспективы, которая была открыта в XVI в. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Не обнаружено пейзажных рисунков. Современные ученые объясняют это тем, что животных боялись и им поклонялись, деревьями и кустарниками – только любовались. Зоологические и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение.

В бронзовом веке сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла: луки, стрелы, посуда.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Позднее человек открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал активно применять его для изготовления посуды и скульптуры. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь. Развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

 

Архитектура

 

Архитектура зародилась у земледельцев как совершенно новый вид искусства, неизвестный охотникам и собирателям. Земледельцы начали перестраивать и осваивать окружающую среду в двух направлениях – архитектура малых (жилые и хозяйственные постройки) и больших (религиозные храмы, дворцы) форм. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки – временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости из огромных грубо отесанных камней. Поселения делились на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубоотесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (Средневековье). В Древнем Востоке архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область – градостроительство.

 

 

Мегалиты (Россия, Алтай)

 

Следует также считать искусством. Они возникли на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Обряды погребения отражали двойственное стремление – удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т.п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями. Эти обряды зависели от общественного положения умершего, религиозных представлений и т.д. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, гробницы, мегалиты) и погребения грунтовые без надмогильных сооружений. Курганы представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Распространенные практически во всех странах мира, они бывают одиночные или располагаются группами, иногда до нескольких тысяч курганов. Мегалиты – культовые сооружения 3-2 тыс. до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб.

 

Религия и искусство

 

Религия  и искусство возникли практически одновременно. Религиозное и художественно-эстетическое отображение реальности – два тесно связанных аспекта культуры. Объектом религиозного поклонения были те природные явления, с которыми человек был связан в своей повседневной деятельности и которые имели для него жизненно важное значение. Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу – богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Земледельцы имели постоянное жилье, земля и скот составляли их имущество. Дом, благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Наиболее универсальной и распространенной формой первобытных религиозных верований является анимизм – вера в существование души и духов как причины существования всех природных явлений и процессов. По представлениям первобытных людей любой элемент природы обладает душой. Она самостоятельна по отношению к телу, соответственно все элементы окружающего мира представлялись древнему человеку раздвоенными на видимые образы и незримые души.

Наиболее древней формой религии является магия, представляющая собой символические действия и ритуалы с заклинаниями и обрядами. Магическое мышление основывается на двух принципах симпатической магии:

1. Гомеопатической магии (законом подобия), нанести вред человеку путем нанесения вреда его изображению;

2. Контагиозной магией (законом контакта – колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения).

Разновидностью магии является фетишизм – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком и почитание неодушевленных предметов, которым приписывались сверхъестественные свойства и силы (амулеты, обереги). Важную роль играло поклонение животным и деревьям, вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным - тотемизм. Тотемное животное нельзя было убивать или употреблять в пищу. Остатки этих форм сохранились в религии, традициях и быту народов мира.

 

Тотемизм в современных религиях

Почитание животных, в частности коров, принято в индуизме. Корова здесь священное животное, употреблять в пищу говядину категорически запрещено. Если девушке из индуисткой общины сказать о том, что у нее глаза как у коровы – лучшего комплимента не сыскать.

Тотемизм не столь безобиден, как это может показаться на первый взгляд. У некоторых африканских племен его правила заставляют подвергать опасности новорожденных детей. Когда женщина рожает дитя, к нему сразу же запускают змею-покровительницу. Считается, что только законно зачатого ребенка ползучий оберег не трогает. Если же змея укусит младенца, значит, он порочен и не имеет права на жизнь.

 

Культ матери – продолжательницы рода – один из древнейших культов. Однако культ животного – родоначальника рода – не менее древний. Первый символизировал материальное начало рода, второй – духовное. Многие племена и сегодня ведут свой род от какого-либо животного – орла, медведя, змеи. Изображения животных имели магическое назначение, процесс их создания представлял своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в пещерах, в подземных ходах, где высота свода не превышает метра. Художник трудился лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он применял в чистом виде или смешивал с водой. Эти краски он наносил на камень рукой, кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей, мог выдувать через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской обводили не только контур, а закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполняли рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

 

 

Литература

 

1. Астапов С.Н. История религий. М.: Высшее образование, 2014.

2. История первобытной культуры. Т 2. Материальная и духовная культура. М.: Красанд, 2010.

3. Тахтарев К. Очерки по истории первобытной культуры. М.: Красанд, 2010.

4. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб: ИГ Лениниздат, 2013.

5. Фробениус Л. Детство человечества. Первобытная культура аборигенов Африки и Америки. М.: Либроком, 2016.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.024 с.)