Глава 4. Культура: динамика, бытие и функции   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Культура: динамика, бытие и функции  



 

«Культура рождается в провинции, вырождается в столицах и в этой форме возвращается в провинцию»

  Хенрик Ворцелль

Динамика культуры

Понятие культурной динамики

 

Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость ей придают традиции – элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение в неизменном виде. Способом обновления культуры является новация. Для анализа процессов ее устойчивости и развития используется понятие «культурогенез» - вид социокультурной динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и систем. В генезисе культурных форм выделяют три фазы:

- инициирование, выработка новации;

- создание новых культурных форм;

- внедрение культурных форм в социальную практику, замещение старых или сосуществование.

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. Исследователи XIX в. абсолютизировали процессы развития, считая, что все культурные изменения должны представлять движение от простого к сложному. И говорили при этом о запрограммированном усложнении культуры.

Начиная с XX в., происходит расширение представлений о характере и направленности изменений в культуре. Под изменениями стали понимать не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры, ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами культурной изменчивости могут быть:

- адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

- необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

- творческая инициатива отдельных личностей.

В начале ХХ в. появляется само понятие «культурная динамика», которую ввел в научный оборот П.А. Сорокин. Под динамикой культуры стали понимать не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, стадиальность, направленность к какому-либо состоянию.

Представления о динамике культуры, ее циклах, изменении и развитии базируются на наблюдении и изучении политических и хозяйственных циклов развития, ритмов в динамике искусства, науки, повседневной жизни, жизненных циклов человека и т.д. В результате этих наблюдений исследователи пришли к выводу, что изменения имеют фиксированную последовательность стадий или состояний. Преемственность в культуре может существовать в форме эволюционного процесса, суть которого состоит в последовательном необратимом повышении уровня сложности и организованности культурных систем, а также в форме временного круга (цикла) который представляет собой повторяющуюся последовательность определенных фаз или состояний. Преобладание статики над культурной динамикой ведет к культурному застою, который ведет к деградации общества, т.к. возникает аномия (состояние разложения системы ценностей, апатия).

Модели (формы) динамики культуры

 

В процессе изучения динамики культуры ученые выявили несколько ее моделей или форм.

1. Циклическая модель. Исторически первые представления о динамике культуры в форме временного круга (цикла) возникли еще в Древнем мире. Они основывались на идее круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе.

Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду. Согласно его взглядам, вся история человечества разделяется на четыре эпохи – золотой, серебряный, медный и железный века – и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, все необходимое люди получали от природы. К железному веку человек приходил с полным забвением моральных регуляторов, войной всех против всех, потерей связи поколений, утратой гармонии с природой.

Конечным моментом развития становился кризис, связанный обычно с бунтом природы против человека. Кризис не приводил к окончательному краху культуры, он возвращал ее к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно.

2. Инверсия. Является вариантом циклической модели культуры, при которой совершаются маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды – от нескольких лет до нескольких веков, происходить в разные времена и в разных обществах.

3. Линеарная модель. Она основана на одной из основополагающих парадигм христианства – стреле времени, вводящей понятия начала и конца истории (сотворение мира – страшный суд – конец света). В рамках этой модели впервые были поставлены проблемы прогресса, смысла и цели культурного развития.

 

 

Линеарная модель: «Страшный суд», эпизод «воскрешение мертвых» (фреска Микеланджело Буонарроти, 1535-1541)

 

4. Девиантная модель. Она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева: ствол – общие культурные черты, развивающиеся посредством межкультурного взаимодействия, ветви – отдельные культуры, приспосабливающиеся к характерным условиям своей природной среды.

5. Волновая модель. Культура развивается на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет).  Фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистическими настроениями в обществе, сбалансированным развитием культуры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние многих отраслей промышленности и упадок культуры.

6. Синергетическая модель. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит два этапа:

На первом этапе осуществляется Плавное эволюционное развитие системы, с предсказуемыми результатами, с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия.

На втором этапе происходит скачок, после которого система находится в точке бифуркации (ветвления). После ее перехода система не может вернуться в прежнее состояние.

Типы динамики культуры

Динамика культуры может материализовываться в нескольких типах:

1. Смена духовных стилей, художественных направлений, ориентаций и мод. Происходят территориальные перемены центров активной культурной деятельности;

2. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание научных направлений, вызванных как творческим процессом, так и внешним влиянием.

3. Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений.

4. Упадок и деградация культуры, связанные с ослаблением и устареванием каких-то ее элементов.

5. Кризис культуры, как разрыв между разрушенными прежними духовными структурами, институтами и формирующимися новыми, отвечающими требованиям меняющегося общества. Пример: кризис российского кинематографа в постсоветский период нашей истории.

6. Преобразование, или трансформация культуры – появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через осмысление исторического наследия или придание нового смысла устоявшимся традициям, а также через заимствование. Результатом трансформации становится целостный органический синтез старого и нового.

Факторы культурной динамики

1. Природный фактор.

2. Фактор взаимодействия культур и культурных систем.  Происходит аккультурация - усвоение элементов чужой культуры, приспособление к ней. Она может носить прямой (через непосредственное влияние носителей передаваемых элементов культуры на окружающих людей) или косвенный характер (через воздействие СМИ, потребляемые товары, рекламу, учебные заведения и т.д.). Аккультурация зависит от множества факторов: степени интенсивности контактов, готовности общества к усвоению инородных элементов культуры, условий контактов.

3. Фактор пространственного размещения культурных центров. Он подчеркивает значимость связей, коммуникативных сетей, по которым распределяются и перемещаются материальные, социальные ресурсы, распространяются различные идеи.

4. Фактор социальных институтов и социальной активности

5. Фактор структурных связей в культуре

6. Фактор рациональных изменений и управленческой активности – поддержка социально незащищенных слоев, развитие системы образования, стимулирование научной работы, сохранение музейного, архивного и библиотечного дела.

7. Фактор индивидуальной активности.  В соответствии с ним человек может влиять на изменения культуры, включаясь в некоторые социальные действия и механизмы, стимулируя или тормозя их проявления. Первый тип социального механизма связан с целеполаганием в индивидуальной жизнедеятельности человека. Второй способ влияния связан с его индивидуальной творческой активностью, которой он занимается в рамках своей профессии. Третий способ влияния человека на культурную динамику связан с идеей гениальности человека в той или иной области.

 

Гений М.Ю. Лермонтова

Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов, как и все гениальные люди, был талантлив во многом. Помимо поэтического таланта он был отличным художником, в детстве лепил из цветного воска миниатюрные модели великих сражений, хорошо разбирался в высшей математике и аналитической геометрии.

Бытие культуры

Социальное бытие культуры характеризуется факторами времени и пространства. Социокультурная среда должна:

- формировать общественно и личностно значимые духовные потребности, интересы, запросы и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами;

- создавать условия для самореализации духовных сил личности и социальных общностей;

- обеспечивать воспроизводство культурного потенциала.

Одним из основных детерминирующих факторов возникновения культуры является природа. Идеи причинной обусловленности общества, его культуры географической средой высказывались уже в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). Более того культуру часто определяли как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции. Неслучайно взаимоотношение природы (натуры) и культуры остается одной из ключевых тем исследований, которые показывают, что культура внебиологична, ее нельзя свести к природному началу. Однако с другой стороны культурное начало в человеке есть природное, преобразованное человеческой деятельностью. Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая – непосредственное потребление природных ресурсов биохимическим, естественным образом. Вторая – преобразование природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде, но необходимо для удовлетворения потребностей человека. В результате человеческой деятельности природа изменяется, жизнь человека становится более комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь.

Так или иначе, но природно-географические факторы оказывают воздействие на жизнедеятельность людей и их культуру:

1. Природа определяет потребности людей, а их сознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Использование природы для удовлетворения материально-биологических потребностей требует от человека способностей, активности, творчества;

2. Природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран, народов. Различная природная среда формирует у каждого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения.

 

О национальном характере пуштунов

Как известно, Афганистан является одной из беднейших стран мира. Недостаток ресурсов на протяжении всей истории страны сближал живущих здесь пуштунов, заставлял делиться их последним. Бедность нередко заставляла промышлять разбоем, когда вне пределов своего селения вчерашних гостей, с которыми еще несколько дней назад делились последним, встречали на большой дороге и обирали до нитки. Эта же бедность возвела почти в правило брать и даже требовать подарки, так называемый «бакшиш» за практически любую оказанную услугу. На государственном уровне он нередко превращался в банальное взяткодательство, буквально пронизавшее все пуштунское общество. Без «бакшиша» было невозможно продвинуться по службе или получить новое звание. Даже за вручение ордена существовала негласная ставка.

 

3. Природа воздействует на род занятий и разделение труда;

4. Природа – важный фактор удовлетворения нравственных и эстетических потребностей;

5. Природная среда влияет на процесс художественного творчества (образы художественного творчества, сырье).

6. Природный фактор отражается в специфических привычках, обычаях, обрядах (обрядовый природный календарь).

С другой стороны, культура воздействует на природу, следствием этого воздействия стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу. Агросфера является результатом воздействия человека на почву, растительность, животных (селекция). Техносфера представляет собой совокупность предметов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу – мосты, дороги, механизмы, здания, сооружения и т.д. С течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается.

 

Языковые системы

 

Каждая культура создает свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. Культура передается посредством языка, способность к которому отличает человека от всех других существ. Благодаря языку возможна культура как накопление и аккумуляция знаний, а также их передача из прошлого в будущее.

В лингвистике существуют две версии возникновения первых слов:

- экспрессивная предполагает, что речь порождается потребностью выражать эмоции;

- коннотативная предполагает, что речь возникла как средство побуждения к определенным действиям или для привлечения внимания к определенным предметам.

Исходными точками языка выступают имена людей; названия предметов, на которые желают обратить внимание и глаголы повелительного наклонения.

Самой элементарной формой использования языка в культуре является повествование. Осмысление явлений природной и общественной жизни привело к возникновению мифологии - системы повествований о жизни и действиях сверхчеловеческих существ. Соединение мифа и ритуала позволило родиться религии. Мифология стала основой религии, искусства, философии, науки. Передача мифов из поколения в поколение породило фольклор. Соединение языка с письменностью дало литературу.

Культура и цивилизация

 

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация. Учеными она понимается в двух значениях:

1. Историческая эпоха, пришедшая на смену варварству, знаменует высший этап развития человечества.

2. Географическое место (локальные, региональные и глобальные цивилизации). Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов).

Понятие «цивилизация», также как и «культура», имеет довольно большое число значений. Общепринятой его трактовки нет. Древние римляне называли гражданином жителя крепости или полиса, имевшего гражданские обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения, совместной жизни и нормы вежливости. За пределами крепости жили варвары – нецивилизованные, примитивные дикари.

По утверждению французского историка Люсьена Февра (1878-1956) понятие «цивилизация» появилось лишь в трудах философов в 1766 г. и понималось как процесс совершенствования общества и государства.

В работах французских просветителей цивилизация стала пониматься как идеал прогресса – общество, основанное на идеалах разума и справедливости. В работах Вольтера (1694-1778) цивилизация стала отождествляться с хорошим поведением, манерами – появилось выражение «цивилизованный человек».

Оба слова – культура и цивилизация – в широкий научный оборот вошли в XIX в. благодаря антропологам, историкам и литераторам. Оба термина имеют латинские корни. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civis» - «жители города». В Средневековье оно носило юридический смысл и относилось к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивильным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия (крестьян). В светском обществе «цивильность» означала учтивость. Родиной понятия «цивилизация» считают Францию, понятия «культура» - Германию. Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Немецкие просветители и философы различали понятия внешней и внутренней культуры. Под внутренней (подлинной) культурой они понимали духовные нормы и ценности, на которые ориентируются люди в своей жизни, а к внешней культуре относили мир материальных предметов и явлений, среди которых живет человек. Этот мир и есть цивилизация.

В конце XVIII в. начинаются тесные контакты европейцев с иными народами. Обнаруживаются следы великих цивилизаций древности. Это привело к выводу о существовании множества локальных цивилизаций.

Франсуа Гизо (1787-1874) в начале XIX в. предположил, что цивилизация состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку, и внутреннего, интеллектуального, определяющего его личную природу. Взаимодействие этих двух начал – социального и интеллектуального – есть основа развития цивилизации.

В XIX веке американский антрополог Льюис Морган (1818-1881) определил цивилизацию как полный социальный контроль и самоконтроль человека над своей жизнью и поведением, а также достаточно высокий уровень развития производства. Символом этого состояния стал город, крепость, освободивший человека от власти природы и установивший новый порядок его жизни.

Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII – XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ И. Кант, а в начале XX века другой немецкий философ Освальд Шпенглер в труде «Закат Европы» противопоставил их. Цивилизация у него – высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.

Во второй половине XVIII в. – начале XIX в. утвердились три подхода к пониманию слова «цивилизация»:

1. Унитарный подход. Цивилизация – идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое.

2. Стадиальный подход. Цивилизация – этап прогрессивного развития человечества как единого целого.

3. Локально-исторический подход. Цивилизация – качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. 

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий, различных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека.

Второе значение термина «цивилизация»  – городская культура. В этом смысле все примитивные народы не являются цивилизованными, но своя культура у них есть. Современный американский исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются широкие культурные единства людей и общие социально-культурные различия между ними. Это внеэтническое понятие, т.к. особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества.

В культурологии не сложилось единого понимания цивилизации. Одни относят это понятие к историческим эпохам и говорят об античной, средневековой и современных цивилизациях. Другие связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальную цивилизации. Третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии.

Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.д. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Так, Ф. Гизо считал, что цивилизация состоит из двух элементов: социального и интеллектуального. Взаимное воздействие этих двух элементов является основой ее развития.

А. Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляют религия и технологическое развитие.

М. Вебер считал религию основой цивилизации. Л. Уайт рассматривал цивилизацию с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией.

Таким образом, можно выделить несколько значений понятия «цивилизация»:

1. Стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состоянием варварства и характеризующаяся достаточно высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека;

2. Материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей;

3. Идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости;

4. Прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию;

5. Синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальные цивилизации);

6. Наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей;

7. Период деградации и упадка человеческого общества.

Большинство ученых определяют цивилизацию как социокультурную общность, обладающую конкретно-историческим характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Возникновение земледелия отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала системной и более тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Это дало толчок развитию института торговли – из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Необходимость записи собранных и хранящихся продуктов труда, регистрирования тех, кто их привез, когда, в каком объеме привела к возникновению письменности, а позже книгопечатания. Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности, зарождение религии как мощного социального института, основанного на систематических ритуалах, церемониях, сакральных культах, деятельности и влиянии мощной профессиональной группы жрецов.

Соединение места и времени дает богатую палитру цивилизаций: евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и т.д.

Типология цивилизаций

 

1. Используя в качестве основания для классификации – экономический строй общества, цивилизациями будут выступать общественно-экономические формации, выделенные К. Марксом – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая цивилизации.

2. Выделяют аграрные и индустриальные цивилизации. В аграрной цивилизации господствует культура патриархального, традиционного типа. Ее характерными чертами являются: близость к природе, прочность традиций, большая роль семейных связей, слабость межкультурных контактов. Разновидности аграрных цивилизаций: земледельческая (с оседлым образом жизни) и скотоводческая цивилизация кочевых народов. Индустриальная цивилизация отличается приоритетом городской культуры, ускоренными темпами жизни, большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей, быстрым ростом образования, развитыми средствами коммуникации и информации, высокой мобильностью населения.

 

 

Аграрная цивилизация народа Майя

 

3. По характеру политической власти различают деспотические и демократические цивилизации. В первую группу входят цивилизации стран Древнего Востока, во вторую – древнегреческие демократии, Новгородская боярская республика, современные демократические государства.

4. По признаку языковой общности, которая обусловливает близость многих других сторон жизни людей.

5. По природно-географическому фактору. Цивилизация жителей Крайнего Севера.

6. По религиозной принадлежности выделяются буддийская, христианская, исламская цивилизации.

Итак, цивилизация – глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. – элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и исполнения – признаки цивилизации. Таким образом, не только культура – аспект цивилизации, но и цивилизация – сторона культуры. Близость цивилизации и культуры проявляется в способности изготавливать орудия труда. Огромную роль в зарождении человеческой цивилизации сыграла экономика, прежде всего, сельское хозяйство. Удовлетворение базовых потребностей послужило стимулом к развитию, как цивилизации (забота о своем материальном комфорте), так и культуры (проявление эстетического вкуса). Цивилизация рождалась из человеческой неудовлетворенности. Ее развитие привело к повышению комфорта – материального, социального, психологического. Таким образом, цивилизация – это средство удовлетворения первичных, низших, биологических потребностей на все более высоком уровне. Культура – это способ удовлетворения высших, социальных потребностей в наиболее совершенной форме. Цивилизация способна прогрессировать, т.к. на смену устаревшим поколениям техники приходят более совершенные. Цивилизованное общество трактуется в разных смыслах данного слова. Во-первых, это гражданское общество. Его члены выступают как граждане, подчиненные только государству и закону, в отличие от разных видов личной зависимости и подданства.

 

Функции культуры

Культура выполняет целый комплекс функций. Приведем основные:

1. Адаптивная – приспособление человека к окружающей среде. Человек, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания. При этом создается защита от неблагоприятных условий внешней среды. Конечно, полной независимости от окружающей среды человек получить не может, т.к. каждая конкретная форма культуры во многом обусловлена природными условиями (тип хозяйства, жилища, традиции, верования и т.д.).

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних опасностей, человек сталкивается с новыми, которые сам себе создает.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной стороны, она проявляется в создании необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Это специфические средства защиты (использование огня, развитие производства, медицины, выработка законов и т.д.). С другой стороны, существуют неспецифические средства защиты – любой предмет или явление получает оценку как полезный, вредный, безразличный для человека;

2. Семиотическая (знаковая) – функция присвоения имен. Формирование имен и понятий очень важно для человека. Пока предмет или явление не названы, они для человека не существуют. Название позволяет человеку получить информацию о данном предмете или явлении и действовать так, чтобы избежать опасности;

3. Познавательная (гносеологическая) - освоение человеком знаний о мире, культурных ценностей прошлого и настоящего;

4. Информационная – удовлетворение потребности в информации по самым различным вопросам. Культура стала специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции знаний.

5. Коммуникативная - развитие форм и способов коммуникации. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации были ограничены прямыми контактами, в дальнейшем появились сигнальные барабаны и костры. Важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности. В современном мире коммуникативную функцию выполняют телевидение, радио, печать, компьютерные сети.

6. Интегративная - культура объединяет народы, социальные группы и государства, т.е. любые социальные общности. Основой единства являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе.

7. Нормативная - система норм и требований общества к человеку во всех областях его жизни и деятельности. Любые человеческие общности нуждаются в регулировании поведения составляющих их индивидов. Это необходимо для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Нормы поведения людей представляют собой указание на допустимые пределы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. Нормы могут быть как разрешительными, так и запретительными. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.

Нормативная функция осуществляется на нескольких уровнях: мораль и ее нормы; нормы права; обычаи и традиции; нормы поведения.

8. Аксиологическая - отбор ценностей в процессе практической деятельности человека. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.

Классификация основных ценностей:

- витальные ценности – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.;

- социальные ценности – профессиональный и личностный статус;

- политические ценности – гражданские свободы, законность, гражданский мир и т.д.;

- моральные ценности – добро и зло, долг и честь и т.д.;

- эстетические ценности – идеал, красота, гармония, самобытность и т.д.

9. Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства.

10. Инкультурация – усвоение знаний, ценностей, норм поведения в определенной культурной среде в процессе целенаправленного обучения. Содержание инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

- жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

- личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность;

- социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

- восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Инкультурация происходит двумя путями: - имитация – наблюдение за действиями других, идентификация – усвоение поведения значимых людей.

Литература

 

1. Астафьева О.Н. Взаимодействие культур: динамика моделей и смыслов // Вопросы социальной теории. 2012. Т. 6. С. 97-107.

2. Куц В.А. Функции адаптации и защиты в культуре // Культура культуры. 2015. № 3(7). С. 7.

3. Малиновский Б. Динамика культуры. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.

4. Межуев В. История, цивилизация, культура. Опыт философского истолкования. СПб: СПбГУП, 2011.

5. Уэллс Г. История цивилизации. М.: АСТ, 2011.

Вопросы и задания по разделу I

1. Расскажите о значении культурологии в системе гуманитарных наук.

2. Раскройте сущность культурологической концепции эволюционизма.

3. В чем суть теории локальных цивилизаций?

4. Раскройте сущность концепции циклического развития культуры П.А. Сорокина.

5. В чем суть игровой концепции культуры Й. Хейзинги?

6. Как соотносятся понятия: культура и цивилизация.

7. Составьте схему «Структура культуры».

8. Назовите функции культуры.

9. Раскройте сущность универсалий культуры.

10. Что понимается под динамикой культуры?

11. Какие модели динамики культуры Вы можете описать?

12. Каковы типы динамики культуры?

13. Назовите источники динамики культуры.

14. Подумайте, как взаимосвязаны компьютеризация и культура.

15. Соотнесите понятия: природа и культура.

16. Как взаимосвязаны понятия: язык и культура?

17. В чем заключается культурное значение труда?

18. Как взаимосвязаны культура и нравственность?

19. Расскажите о типологии культур.

20. В чем заключается культурная роль науки?

21. В чем суть культурной идентификации?

22. Раскройте сущность понятия «ментальность»  как типа культуры.

 

Темы рефератов

1. «Культура»: многообразие философских и научных подходов и его причины.

2. Понятия «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры.

4. Культура как предмет междисциплинарного анализа.

5. Эволюционизм как парадигма изучения культуры.

6. Теория модернизации о социокультурной динамике.

7. Структурный функционализм в социологии и культурологии.

8. Структурализм: от лингвистики к культурологии.

9. Принципы семиотического анализа культуры.

10. Культурная антропология Э. Тэйлора.

11. Идея «прогресса» и ее значение для философии культуры.

12. Просветительская концепция культуры и цивилизации.

13. Культура в классической немецкой философии.

14. Марксистская концепция культуры.

15. Становление и развитие философской герменевтики.

16. Концептуализация культурного многообразия и проблема типологии культур.

17. «Культурная морфология» О. Шпенглера.

18. Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

19. Этнология Л.Н. Гумилева и культурология.

20. Динамика культуры у А. Тойнби.

21. Социодинамика культуры П.А. Сорокина.

22. Культурно-антропологический синтез в исторической науке

23. Культура как проблема психоанализа (З. Фрейд).

24. Фрейдомарксизм и «Франкфуртская школа» о человеке и цивилизации.

25. «Архетипы коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга.

26. Экзистенциалистская концепция культуры.

27. Диалогическая концепция культуры

28. Постмодернизм в культурологии.

29. Материальная культура современников в России и за рубежом.

30. Национальная культура современной России.

31. Профессиональная культура человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.144 с.)