Постклассический период развития культурологи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постклассический период развития культурологи



Культурологическая концепция эволюционизма

 

В середине XIX в. в европейской науке широко распространились идеи эволюционизма. Они охватили исследования в области биологии, этнографии, антропологии, истории культуры. Центральным понятием этого направления стала «эволюция» - плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любого биологического или социального организма.

Герберт Спенсер (1820 – 1903) был убежден в однолинейном характере прогресса общества и культуры. В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный и дифференцированный характер.

Эдуард Тэйлор (1832 – 1917) считал, что культура слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Все народы объединены в один непрерывно развивающийся процесс, эволюция идет постепенно, один слой культуры накладывается на другой. История культуры характеризуется неравномерностью развития, неодинаковым темпом изменений, возможностью регресса, упадка, кризисного состояния.

Теория локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского

 

В конце XIX в. – начале XX в. на смену эволюционизму была выдвинута теория исторической типологии культур, которая подвергла обоснованной критике идею эволюционизма об однолинейной направленности и стадиальной последовательности исторического развития культуры. Согласно новой теории, в мире существует бесконечное многообразие уникальных культур. Новый подход породил группу концепций локальных цивилизаций. Автором первой такой концепции стал русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Главным критерием выделения культурно-исторических типов, по Н.Я. Данилевскому, является языковая близость составляющих его народов, а сам культурно-исторический тип понимается им как сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.

Н.Я. Данилевский выделил 12 типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), романо-германский (европейский), мексиканский (ацтеки) и перуанский (инки).

Развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам:

1. Наличие языка (группы схожих языков), объединяющего народ.

2. Обязательность политической независимости, наличие собственного государства.

3. Осуществление культурных контактов. В зависимости от результатов Н.Я. Данилевский выделил три типа культурных контактов:

а) пересадка (колонизация) – заключается в изгнании зрелой культурой другой культуры с занимаемой территории.

б) прививка – возникает при взаимодействии зрелого культурно-исторического типа с отжившей культурой.

в) удобрение – способ взаимодействия культур, при котором народы сохраняют свою самобытность, берут лучшее из того, что есть у других, стимулируя собственное развитие.

4. Жизнь любого культурно-исторического типа напоминает процесс развития однолетнего растения, цветущего один раз за время существования. Срок жизни делится на четыре периода:

а) этнографический – период древней истории, начинающийся с зарождения культурно-исторического типа;

б) государственный – образование государства;

в) цивилизационный (культурный) – создание духовных ценностей;

г) период упадка.

Морфологическая концепция истории О. Шпенглера

 

Освальд Шпенглер (1880-1936) считал, что каждая культура обладает душой, которая представляет собой что-то нематериальное, но фиксируемое через особенности живописи, музыки, архитектуры, поэзии, научного мышления. Душа возникает по воле Всевышнего, чтобы развить определенную идею – задачу данной культуры. Культура существует, пока не будет выполнена эта задача. Ключом к пониманию каждой культуры является символ. В качестве символов могут выступать артефакты.

Концепция цивилизаций А. Тойнби

 

Арнольд Тойнби (1889-1975) раскрыл понятие «цивилизация», рассмотрел ее как социальную целостность, подчиняющуюся общим закономерностям общественного развития. Генезис цивилизаций ученый описал в своей концепции вызова и ответа. Умеренно неблагоприятная среда обитания делает вызов обществу, на который оно отвечает инновацией. Если цивилизация не находит «ответа» на вызов, она исчезает.

Концепция вызова – ответа имеет два слоя – сакральный (священный) и мирской. В сакральном слое каждый вызов – это стимул к осуществлению выбора между добром и злом, который предоставлен Богом. В мирском слое вызов – это проблема, с которой сталкивается цивилизация на пути исторического развития: ухудшение природных условий, изменение человеческого окружения и т.д.

По мнению А. Тойнби, вызов может приходить и со стороны человеческого окружения: стимул ударов (война); стимул давлений (стресс); стимул ущемления.

 

Концепция циклического развития культуры П.А. Сорокина

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) рассматривал культуру как совокупность сотворенного данным обществом на определенной стадии развития. В культуре он различал два аспекта: внутренний – смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов, и внешний – материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях. По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами. Основой культуры является система ценностей, представленная в виде верований, норм, понятий о должном и священном. В зависимости от того, какие ценности господствуют в обществе, П.А. Сорокин выделил два основных типа культуры – идеациональную и чувственную.

Идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих в обществе идеях. Наука и философия полностью подчинены религии и теологии. Вера господствует над разумом. Искусство подчиняется задачам религии (Европейское Средневековье).

Чувственная культура является светской, основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной точки зрения. Реальным является то, что воспринимается органами чувств. Человек в этом типе культуры ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Идеалом является личное счастье (Эпоха Возрождения).

Промежуточным типом культуры является идеалистический. Человек стремится удовлетворить как духовные, так и материальные потребности. Искусство насыщается как церковным, так и светским содержанием.

 

Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда

 

Австрийский психиатр З. Фрейд (1856-1939) изучил компенсаторную функцию культуры. Культура, по его мнению, есть система норм и запретов, где присутствует психологический конфликт – бессознательное человека стремится нарушить все запреты. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Неудовлетворенные влечения, накапливаясь, преобразуются в энергию в различных видах деятельности. Важнейшими элементами культуры, служащими для разрядки психических напряжений, являются религия и искусство.

Концепция коллективного бессознательного К. Юнга

 

К. Юнг выдвинул идею о коллективном бессознательном – родовой памяти человечества, формы существования его древнего психического опыта, состоящей из ассоциаций и образов, являющийся отражением опыта предыдущих поколений. Коллективное бессознательное присуще всем людям, передается по наследству и является основой индивидуальной психики. Под влиянием врожденных программ находятся не только элементарные поведенческие реакции (безусловные рефлексы), но и восприятие, мышление, воображение. Основными элементами коллективного бессознательного являются архетипы – представления о матери-земле, демонах, мудром старце и т.д. По мнению К. Юнга, культура ведет не борьбу, а диалог с бессознательным.

Функциональная теория культуры Б.К. Малиновского

 

Дальнейшим развитием социологической школы в культурологии стал функционализм, который стал рассматривать культуру как целостное образование, состоящее из элементов и частей. Английский ученый польского происхождения Бронислав Каспар Малиновский (1884-1942) рассматривал культуру как интегрированное целое, совокупность разных проявлений человеческой деятельности в области материального и духовного производства. В основе культуры лежат различного рода биологические потребности. Культура зарождается как реакция на элементарные биологические потребности. Удовлетворяя их, человек преобразует мир и создает культуру. Различия между культурами – это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.

Один из важнейших выводов функционализма – признание самоценности каждой культуры. Важнейшая задача культуры – закрепление, развитие и передача потомкам системы социальных институтов, исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни. Каждая из форм выполняет определенную функцию по удовлетворению первичных и вторичных потребностей. Отдельно взятая культура оптимальна для конкретных условий обитания народа.

Игровая концепция культуры Й. Хейзинги

 

Значительное место в современной культурологии занимают игровые концепции культуры. Это связано с тем, что игра наряду с трудом и учением относится к основным видам человеческой деятельности, благодаря которой индивид удовлетворяет свои человеческие потребности. В детстве – это ведущий вид деятельности, но и взрослые продолжают играть – в лотерею, шахматы, футбол и т.д. Игра – это культурная деятельность человека, в которой он преобразовывает природу и социальный мир, формирует себя как личность.

 

 

Й. Хейзинга – автор игровой концепции культуры

 

Наиболее яркий представитель игровой концепции культуры – голландский культуролог Йохан Хейзинга (1872-1945), автор книги «Человек играющий» (1938). Й. Хейзинга утверждал, что игра старше культуры, предшествует ей и творит ее. Игра выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но и критерием состояния общества. По мнению ученого, при анализе любой человеческой деятельности она окажется игрой. Все культурное творчество – это игра: поэзия, музыка и т.д. Наибольшее значение для развития культуры имели агон (игра, в которой уравнивались шансы участников, чтобы исход зависел от их стараний и способностей) и мимикрия (игра, основанная на подражании, на вживании в чужие роли и новые ситуации). Из агона появился спорт, из мимикрии – театральное искусство. Анализируя разные формы и виды игры, И. Хейзинга выделяет ряд специфических для игры признаков:

1. Игра всегда является свободной деятельностью, никто не принуждает человека играть. Она не может быть необходимостью или долгом.

2. Игра не утилитарна, лишена корысти, не может удовлетворить какие-то жизненные потребности или материальные интересы. Она доставляет радость, не является продуктивной деятельностью. Цель игры – в ней самой, в удовольствии от выигрыша, в сознании своего успеха.

3. Игра всегда является выходом за рамки действительного, настоящего в область воображаемого, придуманного. Но это обычно не мешает участникам полностью отдаваться игре.

4. Игра обособлена от повседневной жизни, имеет фиксированные пространственно-временные границы. Ее всегда можно повторить.

5. В игре есть определенные правила.

6. Игра представляет собой соревнование, соперничество с другими игроками, в ходе которого приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Для этого игроку приходится прилагать определенные усилия, хотя результат игры заранее не известен. В игре всегда есть некоторая неуверенность, игрок всегда рискует. Это напряжение придает игре остроту и зрелищность.

7. Развитая игра порождает стремление к объединению игроков в группу, содружество, которые продолжают функционировать и за пределами игры.

Все основные черты игры были сформированы до возникновения человеческого общества и присутствуют в игровом поведении животных. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры, которая первоначально «разыгрывается». Все виды деятельности человека в архаическом обществе предпочитали игровую форму.

Культуроформирующие свойства игры проявляются в нескольких аспектах:

1. Игра, представляющая непринужденное, не ориентированное на получение пользы поведение, предоставляет человеку свободу действий, стимулирует воображение и вносит в жизнь смыслы, не связанные с повседневными материальными нуждами. Это приводит к возникновению духовной культуры.

2. Игра предполагает соблюдение определенных правил, которые предлагаются самим человеком, а не диктуются определенными условиями. Это рождает представление о необходимости ограничения существующей свободы ради жизни среди других людей, что невозможно без определенного порядка.

3. Результатом становится появление морали, а также других норм, регулирующих жизнь человека.

4. Игра способствует развитию общества и разнообразных форм общения между людьми.

5. Игра обычно связана с соревнованием. Поэтому она ориентирует человека на достижение лучшего результата, заставляет его стремиться к совершенству, прекрасному. Это, в свою очередь, стимулирует творчество во всех областях культуры.

6. Для изменения окружающей действительности посредством любой материальной деятельности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. «проиграть» деятельностный процесс.

7. Очень часто игра дает обществу социальные идеалы, исполняя роль драматургической основы в их реализации. Сами идеалы содержат много игрового, т.к. они связаны с областью мечты, фантазии.

Культурное значение игры заключается в том, что она:

1. Облегчает переход от манипуляции реальными вещами к употреблению знаков и символов;

2. Обеспечивает интенсивные формы коммуникации, вносит элементы новизны;

3. Способствует мобилизации и развитию способностей человека;

4. Сохраняет те изобретения, технические приемы и способы поведения, которые в реальной жизни отошли в прошлое;

5. Обучает поведению в чужих ролях и нестандартных ситуациях, формирует творческие способности;

6. Превращает трудовую и религиозную деятельность в искусство;

7. Выводит человека из-под прямой власти природной и социальной детерминации, делает его свободным, подчиняющимся только им самим установленным правилам.

Но роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой момент отступает на второй план, скрывается в сакральной сфере, научной и политической деятельности, поэзии, правовых отношениях. Но игровой инстинкт, по мнению Й. Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры, как отдельного человека, так и человеческие массы.

В культуре различают следующие типы игр:

1. Спортивные, тренирующие и развивающие физическую активность;

2. Стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

3. Стохастические, знакомящие индивида со случайными процессами, удачей-неудачей, неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

4. Ролевые, в ходе которых человек осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

Вытеснение игры началось в XVIII в., когда духом общества начало завладевать практическое понятие пользы. Это привело к убеждению, что экономические интересы определяют ход истории. Труд и производство стали сначала идеалом, а потом и идолом. Благородство и бескорыстие игрового поведения вступили в противоречие с безнравственностью и жестокостью поведения современного человека.

 

Пассионарная теория культуры Л.Н. Гумилева

 

Идеи о связи космоса, человека и биосферы легли в основу гипотезы Льва Николаевича Гумилева (1913-1992) о пассионарном толчке, рождающим к жизни новые этносы. Этносы Л.Н. Гумилев определяет как биофизическое явление. Этнос в момент своего образования получает заряд биогеохимической энергии живого вещества биосферы (поток солнечной и космической энергии), которая расходуется в ходе дальнейшего процесса этногенеза. Наличие особой составляющей в энергетическом потоке приводит к особой мутации в регионах, затронутых им. Появляются люди, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Л.Н. Гумилев назвал пассионарностью – повышенным стремлением к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где существуют разные ландшафты и живут разные народы, становится возможным зарождение нового этноса, который будет отличаться от других особым, присущим только ему, стереотипом поведения и специфическим самосознанием. Таким образом, этногенез – процесс энергетический, связанный с расходованием энергии, полученной в момент пассионарного толчка.

Культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарности. Энергия пассионарности кристаллизуется в культуре, специфичной для каждого этноса. В ней отражается оригинальный тип мышления и особый стереотип поведения, свойственный этносу. При этом прослеживаются генетические связи с прежними культурами, народы-носители которых стали основой формирования нового этноса.

Литература

 

1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. 5-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

2. Гумилев Л.Н. Евразия. М.: Рипол Классик, 2014.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Delibri, 2015.

4. Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2015.

5. Шпенглер О. Политические произведения. Серия «Научная мысль». М.: ИНФРА-М, 2015.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.036 с.)