Глава 8: Культуры античного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8: Культуры античного мира



 

 «Карфаген должен быть разрушен»

Марк Порций Катон (старший)

Культура Древней Греции

 

Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации. Уникальность греческой культуры во многом была обусловлена географическим своеобразием региона Средиземноморья. Умеренность – главное качество природы – породила свойственное древним грекам стремление к уравновешенности, культ меры и гармонии, привычку к определенным и ясным образам. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, способствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая изолированность отдельных областей облегчала формирование полисной автономии.

Периодизация культуры Древней Греции

 

В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации вступили в эпоху упадка и уступили место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Начиная с VIII в. до н.э. центром развития европейской культуры становится Греция.

В процессе своего развития культура Древней Греции пережила несколько этапов.

1.  Культуру острова Крит II тыс. до н.э. также называют Минойской - по имени царя Миноса, жившего во дворце города Кносс. Цивилизация была уничтожена извержением вулкана, а остров Крит захвачен ахейскими племенами. Цивилизация получила новое название – Микенская культура XVI – XIII вв. до н.э. – по названию крупнейшего города Микены. Завершающим событием в существовании крито-микенской цивилизации стала Троянская война.

2. Период с XI – IX вв. до н.э. получил название «темного века» или гомеровского периода.

3. Культура архаического периода существовала с середины VIII в. до конца VI в. до н.э. Возникли города-полисы. Рост численности населения и недостаток пахотных земель заставил большинство полисов развивать торговлю и начать широкую территориальную экспансию, получившую название «великая колонизация».

4. Классический период: V – IV вв. до н.э. Афины становятся культурным центром Греции.

5. Эпоха эллинизма: III – I вв. до.н.э.

 

 

Крито-микенская культура

 

На рубеже III и II тыс. до н.э. жизнь людей на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов. Отсутствие симметрии было отличительной чертой всей критской архитектуры. На первом этаже находились тронный зал, амфитеатр. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись большими верандами, около которых располагались ремесленные мастерские, комнаты для хозяйственных работ, кладовые. Стены были украшены фресками. Основная их тема – пейзажи: море с рыбками, дельфинами, заросли кустарников с быками, львами, козами.

Изобразительное искусство Крита было динамичным и красочным. Орнаментом служили спиралевидные завитки, похожие на волны. Условность обнаруживается при изображении людей. Человеческие фигуры выполнены в духе египетского канона: ноги и лицо – в профиль, плечи – в фас, глаза смотрят прямо на зрителя.

Сложилась особая форма царской власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу – правителю.

В отличие от критских дворцы ахейских правителей характеризовались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Центральным местом являлся мегарон – большой центральный зал, имеющий кровлю с отверстием, под которым находился очаг. Все ахейские дворцы были хорошо укреплены. Их стены украшали фрески, в тематике росписей преобладали сюжеты, связанные с борьбой – сцены охоты, воины, идущие в поход и т.д.

Культура гомеровского периода

 

Исходной предпосылкой развития культуры было утверждение общинно-частных отношений в хозяйственной жизни греков. Это привело к возникновению классов и усложнило взаимоотношения людей. В этот период складывается древнегреческая религия. Древние греки считали, что их боги живут на вершине горы Олимп, во главе всех богов стоит Зевс. В сознании древних греков боги Олимпа представлялись в виде аристократов, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку, но отличавшимися от людей бессмертием, могуществом и умением творить чудеса.

Богам поклонялись в священных рощах, пещерах, гротах. В это же время появляются первые храмы (храм Артемиды в Спарте).

Основным элементом искусства была расписная керамикагеометрического стиля: керамические изделия расписывались линейными орнаментами, состоявшими из кругов, треугольников и т.д. Красота понималась как мера во всем.

Культура периода архаики

 

Решающее значение на культурное развитие этого периода оказала колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось на соседние регионы. Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему средиземноморскому и черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии, которые появились по всей береговой линии. Получая из центра товары в обмен на зерно, и часть из них продавая местному населению, колонии стали торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами Средиземноморья.

В результате колонизации греческий мир вышел из состояния изоляции. Интенсивные торговые отношения греков с другими народами способствовали усвоению греками культурных достижений этих народов: у мидийцев греки научились чеканке монет, у финикийцев – алфавитному письму, у древних египтян – основам астрономии и геометрии.

Стремительное развитие земледелия, торговли, ремесла, мореходства требовало активного использования труда рабов, который освобождал свободных греков от необходимости заниматься ежедневным физическим трудом ради куска хлеба. Это также давало возможности заниматься политикой и творчеством в любой избранной области.

В период архаики окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Полис был объединением частных землевладельцев и различных ремесленников, которые признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Члены полиса разделялись на социальные слои, в которых свободные граждане противостояли рабам.

В период архаики происходило становление архитектуры, складывался тип древнегреческого города, центром которого стал Акрополь. Здесь строились здания различного назначения, и размещалась агора – торговая площадь. Главное место в акрополе занимали храмы, посвященные тому или иному богу. В них хранились казна и художественные ценности полиса.

Греческие храмы посвящались обычно божеству – покровителю города. Храмы были небольшие по размеру, выражавшие мироощущение греков, в основе которого лежала идея о соразмерности сил человека и природы.

В период архаики была создана продуманная система архитектурных форм. Храм состоял из одного небольшого помещения открытого на восток, между выступами его боковых стен (антов) на фасаде были помещены две колонны. Простиль имел на фасаде четыре колонны; амфипростиль -  колоннаду с переднего и заднего фасада, где был вход в сокровищницу.

Развитие и совершенствование архаической архитектуры привело к возникновению в VII в. до н.э. архитектурных ордеров (от латинского – порядок), в которых выражались технические особенности сооружений и художественные идеалы. В техническом отношении ордер определял соотношения и размерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. Храмовые постройки в зависимости от ордера отличались двумя особенностями: первая – мощь нижних несущих частей сооружения, вторая – мощь верхних несомых частей. Сложилось два типа ордеров по названиям племен.

В дорическом ордере преобладали четкие, резкие линии, тяжеловесность форм. Дорическая колонна отличалась толщиной и массивностью. Была разделена по вертикали желобками, имевшими острые грани. Особенностью являлось украшение перекрытий между колоннами рельефами, которые раскрашивались красным и синим цветом.

Для ионического ордера были характерны тонкие и высокие колонны с завитками. Колонна использовалась не только как опора, но и как декоративный элемент, подчеркивающий легкость и изящность. Перекрытия расписывались желтым или золотым на темно-синем, фиолетовом или красном фоне, украшались деталями из позолоченной бронзы.

Храмы украшали скульптуры и были важной составной частью религиозных культов. Они ориентировали человека на героические идеалы.

Особое место занимает вазопись. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками. Живопись заполняла всю поверхность сосуда как ковром.

В конце VII в. до н.э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, сами фигуры располагались свободно по поверхности стенок. Кроме мотивов растительного и животного мира в керамике появляются сцены сражений, пиров, охоты, эпизоды из гомеровских поэм.

С последней трети VI в. до н.э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная, при которой изображения оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Краснофигурная техника позволила тщательно прорабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру.

Культура классического периода

 

Центром греческой культуры периода классики стали Афины. В этом полисе существовали лучшие условия для свободного творчества и туда стремились ученые и художники из других греческих городов.

Поиск новых идей в изобразительном искусстве обнаружился в постепенном освобождении от орнаментальности. В декоративной скульптуре усилия художников были направлены на создание реальных образов с точной передачей деталей. Характерная черта скульптурных композиций – язык жестов и поз. Пример служит творчество скульптора Фидия, слепившего статую Зевса, имевшую высоту 14 м и украшавшую храм Зевса в Олимпии (одно из чудес света).

Триумфом древнегреческой архитектуры стал афинский Акрополь, возведенный в честь победы греков над персами. Находился он на высоком холме и как бы парил над городом, был виден далеко с моря. В комплекс входили: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), главный храм Афин – Парфенон – храм Афины-девы, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство.

 

 

Греческий бог плодородия и виноделия Дионис.

Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

 

Произведения культуры этого периода были результатом расцвета духовной жизни древних греков, в которой ведущее место занимало театральное искусство. Прообразом первых театрализованных представлений  считают дионисии – празднества в Афинах, посвященные богу плодородия и виноделия Дионису. В честь бога Диониса устраивались веселые шествия, участники которых изображали сатиров – свиту Диониса. Они надевали на себя козлиные шкуры, плясали и распевали песни для своего хмельного бога, которого изображал один из ряженых. Весь обряд завершался жертвоприношением козла. Эти представления получили название трагедии, что в буквальном переводе означает «песнь козлов». Первоначально хор состоял из 12 человек, певших и танцевавших поочередно: песни и танцы составляли главную часть представления. Позднее поэт Феспид добавил к хору одного актера, ведущего с хором диалог и руководившего хором (его называли корифеем). Трагедия превратилась в драматическое действие.

Поначалу участники представления разыгрывали сцены из мифов только о самом Дионисе, позднее очередь дошла и до других мифов. После того, как в первой половине V в. до н.э. Эсхил ввел в представление второго актера, Софокл – третьего, высокая литературная и музыкальная культура позволили перейти от обрядовых песен в честь Диониса к профессионально подготовленному представлению. Тогда и возникло театральное искусство. Хор в драме играл не меньшую роль, чем актеры (опера, оратория). Темы и сюжеты трагедий заимствовались из мифологии.

Греческая трагедия вместе с эстетической выполняла воспитательную функцию. Авторы трагедий стремились не только заинтересовать зрителя, но и устрашить, потрясти его, показать на примере жизни героев действие божественных законов. В греческой трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие греческой культуры, как катарсис (очищение) – освобождение души от аффектов путем сострадания и переживаний.

Представления в античном театре длились лишь три дня во время праздника в честь Диониса. Каждый из трех драматических поэтов – Софокл, Еврипид, Аристофан, - соревновавшихся друг с другом в эти дни, выносил на суд зрителей трилогию. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистом склоне Акрополя – этот простейший зрительный зал назывался театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимики актеров, ни детали костюмов. Участники представления выходили на сцену в длинных, торжественных одеяниях и в больших традиционных масках, закрывавших не только лицо, но и всю голову актера, которые должны были обозначать или сценический тип персонажа (царь, старик) или душевное состояние (радость, отчаяние). Приходилось увеличивать и фигуру актера, для чего применялась специальная обувь на высокой платформе – котурны. В греческом театре почти не было декораций. Это связано с ориентацией греческого театра на слуховое, акустическое восприятие.

Театральные представления происходили в форме агона (состязания), после просмотра всех представленных произведений зрители определяли лучшую постановку, лучшего актера (в трагедии играло не больше трех актеров) и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника они получали награды и их имена заносились в специальные архивы города.

Музыка считалась особым миром богов. Ритмы, с их точки зрения, заключены в природе и свойственны человеку от рождения. Произвольно придумать их человек не в состоянии. Душа высказывается с помощью музыки.

В архитектуре того времени обозначились две тенденции: грандиозность сооружений и ординарность построек. Величественные храмы соседствовали с небольшими памятниками-постройками. Разнообразнее становится гражданское строительство (театры, стадионы, мемориальные сооружения) и планировка (квадратная, круглая, прямоугольная). К числу наиболее знаменитых памятников поздней классики относится храм Артемиды в Эфесе, сожженный Геростратом, решившим прославиться таким образом. Этот храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями и прекрасными живописными рельефами.

Культура эпохи эллинизма

 

Эллинизм – это эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского от Италии до Индии.

Исчезли самостоятельные города-государства, люди жили в больших государствах, подчинявшихся единым для всех законам. Города строились по «гипподамовой системе», известной в Греции еще в V в. до н.э.: улицы прокладывали под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты – жилые кварталы, выделялась главная площадь – административный и торговый центр. В архитектуре стали применяться арки и своды. Появлялись новые типы сооружений – рыночные площади, торговые ряды.

Взаимодействие культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Например, Состратом был построен Фаросский (Александрийский) маяк на острове Фарос у входа в Александрийскую гавань. На вершине 135-метрового маяка была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. Сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарем, где постоянно поддерживался огонь. Это сооружение простояло до XIV в.

При входе в гавань острова Родос Харесом была воздвигнута знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 м и известная как Колосс Родосский.

Большое развитие в эллинистическом искусстве получила декоративная скульптура. Ею украшали сады и парки. В них обычно устанавливали статуи обнаженных Афродит. У фронтонов зданий, как правило, устанавливали скульптуры могучих старцев. Заметим, что впервые в скульптуре человек был запечатлен дряхлым и непривлекательным.

Аристотель представил классификацию искусств, в которой делил искусства на подражательные (миметические) и дополняющие (природу). Подражательные искусства у Аристотеля более значимы. Цель искусства, согласно Аристотелю, является помощь в достижении высшей цели человека – счастья. Искусство созидает желанный образ жизни. Удовольствие – важный элемент воздействия искусства, одна из его целей. Аристотель говорит о том, что ряд искусств доставляет умственное удовольствие (например, поэзия). Ряд других – чувственное (например, музыка, изобразительное искусство).

 

Культура Древнего Рима

 

Местом формирования и развития древнеримской культуры стал Апеннинский полуостров, который греки называли Италией. Примерно в 1800 г. до н.э. на полуострове появляются поселенцы, пришедшие с севера. Они строили поселки на сваях прямо на воде или у самой кромки моря. Обитатели поселков занимались охотой, рыболовством и были знакомы со скотоводством и земледелием. Приблизительно около 1000 г. до н.э. на полуострове появилась новая волна переселенцев. Население полуострова стало разнородным, состоящим из разных племен и народностей. Среди них наиболее развитой этнической группой были этруски. Все поселения этрусков строились по единому плану и имели две пересекающиеся под прямым углом улицы. Эти улицы разделяли поселение на четыре квартала. Улицы имели мощеную мостовую и два тротуара по обочинам. Здания имели прямоугольную или квадратную форму, важное место в поселении занимал храм.

К середине IV в. до н.э. на полуострове возник политический и военный центр – Рим. Город имел прямоугольную форму, был обнесен защитным валом и палисадником. Первоначально назывался «городом четырех кварталов». Официальной датой основания Рима считается 753 г. до. н.э.

Главой римской общины был избираемый царь, который делил свою власть с сенатом, состоявшим из 100 старейшин. В своей деятельности царь совмещал функции верховного военачальника, жреца и судьи. Поэтому первоначальный период истории Рима называется эпохой царей. Назовем их поименно: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

 

«Я не царь, я – Цезарь!»

После того как римляне свергли последнего царя было принято решение: отныне никогда в Риме не будет царской власти. С тех пор все претензии на царство жестко пресекались. Гай Юлий Цезарь поступил благоразумно, отказавшись от предложения окружавших его льстецов принять царский титул, громогласно заявив: «Я не царь, я Цезарь!».

 

Становление собственно римской культуры относится к историческому периоду эпохи Республики (VI – I вв. до н.э.). Расцвет римской культуры приходится на I – II вв. н.э. Этот период римской истории и культуры получил название эпохи Империи. Завершающий этап римской культуры был назван поздней Империей (III – IV вв. н.э.), для которого были характерны кризисное состояние и упадок культуры.

Эта культура просуществовала более 12 веков и положила начало цивилизациям Византии и Западной Европы.

Культура эпохи Республики

 

В 510 г. до н.э. римский народ, недовольный правлением царя Тарквиния Гордого, изгнал его из Рима и провозгласил республиканскую форму правления олигархического типа. С этого времени начинаются завоевательные походы и возвышение Рима. В V в. до н.э. Рим подчинил себе весь Апеннинский полуостров, а в III – II вв. до н.э. завоевал Грецию, Восточное Средиземноморье, Карфаген. В результате Рим превратился в самую могущественную державу с обширными владениями вне Италии.

В первые века Римской республики ее культура развивалась под влиянием культуры этрусков. Их архитектура была близка к греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича. Этрусские храмы стояли на высоком постаменте – подиуме. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и терракотовыми статуями. Эти скульптуры по стилю соответствовали греческой пластике времен архаики.

У этрусков рано развилась портретная скульптура, что было связано с заупокойным ритуалом. На крышках погребальных урн, в которых хранился пепел умерших, изображались фигура или бюст умершего, всегда портретного характера. Большой приток греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значительной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно  прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они точно передавали его портретные черты. Поэтому в отличие от греческой идеально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда предельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона – мудрого и волевого римлянина, хранителя строгих нравов.

Римляне, воспользовавшись этрусскими образцами, создали новую архитектурную форму – свободно держащийся свод, переходящий в обширный купол. Купол свидетельствовал о мощи и единстве империи.

Римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Основные религиозные культы сложились в римской культуре до завоевания Греции, но атрибуты многих богов и их функции были заимствованы у греков. Многочисленные боги, которым поклонялись римляне, не имели человеческого облика, за редким исключением – Зевс и Афродита. Заключение многочисленных обрядов рассматривалось римлянами как заключение сделки между ними и богами, выполнение обряда наилучшим образом обязывало соответствующего бога исполнить просьбы и пожелания, высказанные человеком.

У римлян издревле существовали жрецы (советники), авгуры (занимались гаданием), понтифики (хранители точных знаний – мер, весов, исчисления времени), фециалы (хранили международные законы и договоры).

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу и величие, подавляющие человека. Грандиозные храмы, амфитеатры, термы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь Республики. Для них были характерны монументальность, пышная отделка, множество украшений, стремление к строгой симметрии. Мозаичные полы или лепные потолки – любимая римская форма. Орнамент был очень пышный – плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные.

 

 

«Большие пальцы вниз» (картина на гладиаторскую тему Ж.Л. Жерома, 1872 г.)

 

Достижением римской архитектуры периода Республики стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской или сельский пейзаж, создать ансамбль построек. Этот период ознаменовался появлением базилик – зданий, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цирков, где происходили соревнования колесниц; терм – сложного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библиотеки, места для игр и прогулок. В римской культуре термы выполняли общественно-культурную роль.

В области литературы предпочтение отдавалось жанру комедии. К актерам относились с презрением. Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на латыни были переводы греческих трагедий и комедий. Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник Луций (ок. 284 – ок. 204 до н.э.), грек по происхождению, осуществивший перевод на латынь «Одиссеи» Гомера. В 240 г. до н.э. он представил на суд слушателей переводы на латинский язык греческих трагедий и комедий. Эта дата считается годом рождения римской литературы.

Первым действительно выдающимся римским литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт (ок. 254 – 184 до н.э.). Через свои произведения он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедийного жанра.

 

Культура эпохи ранней Империи

 

Образование огромной и могущественной державы негативным образом сказалось на внутренней жизни Рима. Падение нравов, раздоры при дележе добычи подрывали основы государства и возвышали насилие как единственное эффективное средство для разрешения конфликтов. Непрерывная борьба высших и низших классов, гражданские войны, восстания рабов породили потребность в неограниченной власти, которая могла гарантировать прочность и устойчивость жизни государства. В 30 г. до н.э. на смену Республике приходит авторитарная форма государственного устройства. Октавиан Август получил от сената титул императора.

Во время правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) римское государство превращается в огромную империю, включающую в себя Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим становится мировой столицей. Мирное развитие в период правления Августа стимулировало расцвет различных видов искусств. В этот же период завершается синтез античной греческой и римской культур. Для римской литературы наступил «золотой век». Август окружил себя людьми, понимающими силу искусства (Гораций, Овидий), способными воспеть и прославить власть императора и римского народа. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять специальные функции по заказу. Для этого он создал кружок писателей и поэтов во главе со своим приближенным чиновником Гаем Цильнием Меценатом. Меценат прославился как покровитель литераторов и проницательный критик, и именно в этом качестве его имя стало нарицательным.

Развитие искусства красноречия, стремление его усовершенствовать содействовали развитию прозы. Положительным итогом рассуждений философов-софистов стало возникновение малых прозаических форм – песен (художественных и исторических) и описаний. В Риме появился жанр романа, который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни разных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях героев.

Значительные изменения произошли в архитектуре. Римские императоры восстанавливали старые и посвящали римским богам новые храмы. В этот период римляне, придававшие первостепенное значение декоративному эффекту, разработали новый способ отделки фасадов. В отличие от греков, вытесывавших все элементы декора из мраморных блоков, римляне возводили стены из бетона и кирпича, а затем навешивали на них мраморную облицовку.

Рубеж I – II вв. н.э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов, построек большого пространственного размаха. Рядом с римским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы разных императоров. Строились многоэтажные дома. Художественным воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима стало сооружение триумфальных арок, прославлявших военные победы римлян. Из памятников архитектуры эпохи наиболее известен Колизей. Здание амфитеатра имело четыре этажа. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр. По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон, сохранившийся до наших дней.

Римские мастера создавали свои произведения с учетом норм и ценностей современной им духовной культуры. При точном портретном сходстве они подчеркивали героическое содержание образа, оставляя обнаженными до колен ноги.

Особого внимания заслуживает искусство мозаики, которое получило широкое распространение благодаря интенсивному строительству многоэтажных жилых домов и общественных зданий. Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Музы были вечными, следовательно, картины, посвященные им тоже должны быть вечными. Поэтому их рисовали не красками, а набирали из цветных кусочков камней. Само искусство мозаики зародилось в Древней Греции в V в. до н.э. Тогда в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное стекло – смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, чем меньше он был, тем изящнее и богаче выглядело изображение. Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно использовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н.э. в эпоху Августа, мозаикой украшали полы в вестибюлях, дно бассейнов, на нижней части стен зданий. Из столицы Империи техника мозаики распространилась в провинции.

Начиная с I в. н.э. римская культура превратилась в потребительскую – «хлеба и зрелищ». Культ грубых наслаждений и развлечений, духовный кризис явились причиной заката римской культуры.

Культура поздней Империи

 

Выдающимся архитектурным памятником стали грандиозные термы Каракаллы. Они представляли собой сложный комплекс построек общей площадью 12 га, окруженный парком, бассейнами, стадионом и библиотекой. Канализационная система позволяла в очень короткий срок менять воду в любом бассейне. К термам примыкала просторная палестра – открытая площадка для гимнастических упражнений. Посещать термы могли одновременно свыше полутора тысяч человек. Художественная ценность терм Каракаллы заключалась в их богатом внутреннем оформлении. Полы в термах были выложены цветным мрамором и многокрасочной мозаикой, причем мозаики покрывали не только полы, но и нижнюю часть стен. Стены были украшены рельефами. Драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло широко использовались при отделке. Многочисленные ниши и межколонное пространство занимали не только статуи, но и скульптурные композиции.

Ведущее место в римской культуре эпохи поздней Империи по-прежнему занимал портрет. В эпоху кризиса римской культуры портретному жанру скульптуры были свойственны две основные черты: сложность композиции и ярко выраженный драматизм. Мастера стремились создавать многофигурные композиции, предпочитая сцены охоты, сражения, борьбы. Впечатление драматизма достигалось не только сюжетом, но и техникой исполнения. Тончайшая светотень и блестящая полировка лица заставляли светиться мрамор изнутри, стирали резкость линий контура или усиливали ее в зависимости от угла зрения.

В среде простого народа особой популярностью пользовались прорицатели, гадалки и чудотворцы. Значительное распространение получили восточные мистические культы. Многообразие этих культов означало, что человек не ожидал от государства помощи и защиты. Он полагался на свои силы. В этой ситуации наилучшим выходом стал путь индивидуального спасения, предложенный христианством. В нем люди получили твердую веру в поддержку со стороны мощной божественной силы. Появление христианства произошло в очень удобный исторический момент, когда в нем ощущалась острая необходимость. Поэтому оно получило широкое распространение, несмотря на преследования.

С первых лет своего признания христианская религия стала утверждаться и распространять свое культурное видение мира и свои художественные образы. Это нашло отражение в архитектуре столицы Византии – Константинополе.

Константинополь строился как церковный центр с сильной императорской властью. При строительстве храмов в нем использовались два типа построек. Первый тип зданий имел в плане квадрат, круг или крест. Такого рода храмы воздвигались на месте погребения и казни христиан во время гонений на них. Вторым типом стала базилика, вытянутое прямоугольное здание, внутреннее пространство которого разделено колоннадой на три-пять нефов, с более высоким центральным нефом и полукруглым выступом на одной из сторон – апсидой, где находился алтарь.

Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между внешним обликом и внутренним убранством. Христианские священники считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть простым и строгим, а внутри богато декорирован. Богатство оформления храмов создавалось, прежде всего, мозаикой на библейские темы и многочисленным резным декором карнизов. Все изображения носили символический характер, чтобы скрыть смысл обрядов от язычников. К числу наиболее часто встречающихся символов относятся: виноградная лоза (красное виноградное вино символизировало кровь Христа), пастух (изображение Христа в качестве пастыря душ), рыба (связано с греческим звучанием слова «ихтиос» - Христос). С течением времени вся ранняя христианская символика сложилась в систему – иконографию. Скульптурные изображения, напоминавшие языческих богов, христианской церковью категорически отвергались. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. – после поражения римлян от германских племен – перестала существовать Западная Римская империя. Это событие принято считать концом всей древнеримской культуры.

 

Литература

1. Гаспаров Л.М. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

2. Жан-Ив Борио. История Рима. Метаморфозы Вечного города. М.: Евразия, 2013.

3. Климова О.Ю. Древний Рим: история, культура, право. Латинский язык. М.: Цифровичок, 2011.

4. Копачева А.Р. Древние языки и культуры. Государственное устройство и культура Древнего Рима. Учебное пособие. Челябинск: Челябинский университет, 2011.

5. Титаренко И.Н. Философия и поэзия в Древнем Риме: опыт взаимодействия // Философия и культура. 2014. № 6. С. 894-907.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.058 с.)