Арабо-мусульманская культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабо-мусульманская культура



С I тыс. до н.э. на территории Аравийского полуострова существовала земледельческая культура, созданная группой арабских племен (от «араб» - смелый наездник). В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники бедуины, разводившие верблюдов и другой скот. Первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые были торговыми центрами для кочевых племен.

Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, совершая жертвоприношения каменным идолам. В верованиях арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи и т.д. Попытки Персии и Византии распространить свое влияние на Аравийский полуостров привели к объединению племен, что привело к унификации культов, из которых наиболее влиятельным и распространенным оказался общеарабский культ Аллаха. На основе этого культа сложилась единая религия – ислам (араб. покорность), а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» - предавший себя Аллаху.

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейшитов Мухаммед (ок. 570-632). По преданию, около 609 или 610 г. Мухаммеду, нередко проводившему многие часы в аскетических бдениях на горе Хира (около Мекки), в одну из ночей месяца Рамадан явился архангел Джебраил и начал открывать ему части священной книги – Корана. Мухаммед, совмещая в своем лице функции религиозного и политического лидера, стал главой нового исламского теократического государства.

Ислам признает свое родство с другими монотеистическими религиями – христианством и иудаизмом. В Коране традиционные арабские верования переплетаются с легендами и мифами Библии. Иудеи и христиане остаются для мусульман «людьми писания», данного Богом. Адам, Ной (Нуй), Авраам (Ибрагим), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами как предшественники пророка Мухаммеда.

Основу вероучения ислама составляют его «пять столпов»:

1. Вера в единого бога Аллаха и его пророка – Мухаммеда;

2. Ежедневная пятикратная молитва – намаз;

3. Ежегодный пост в месяц рамадан – ураза;

4. Обязательная милостыня, налог в пользу бедных – закят;

5. Паломничество в Мекку – хадж.

Ислам строго монотеистичен, но его монотеизм имеет свои особенности. Культ Аллаха включает в себя признание его как всемогущего, бессмертного, милосердного Бога, от которого зависит жизнь и смерть всего живого. Человек в исламе не является самоценностью, как в христианстве. Его жизнь - пушинка в руках Бога. Сила Аллаха не может воплощаться в отдельном человеке. Это возможно только в мусульманской общине – умме. Принадлежность к ней выше, чем деление на расы, роды, племена. Мусульманская культура не признает замкнутости. Умма контролирует жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, предписывая должное поведение.

Любое изображение божества воспринимается как покушение на религию. Святотатством является изображение людей и животных, т.к. это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Поэтому ислам запрещает изображение всех живых существ, что повлияло на искусство Арабского Востока.

Языком формирующейся культуры стал арабский, т.к. священная книга мусульман была дана Мухаммеду на арабском языке.

Особым уважением в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Оно имело функции, аналогичные функциям икон в христианском искусстве, т.к. представляло видимое тело божественного слова. Арабы сравнивали свое письмо с драгоценностями и цветами, а чернила – с духами.

Основной формой существования бедуинской культуры была поэтическая, любые идеи в поэтической форме выражались и запоминались лучше, чем в прозе. Это понимали правители, содержавшие при себе придворных поэтов, которые должны были прославлять их.

 Каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы покрывали стены дворцов и мечетей арабской вязью. Каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульман. Арабам принадлежало первенство в создании узоров из стилизованных растений и геометрических фигур – арабесок.

Было широко распространено искусство книжной миниатюры, обусловленное почтительным отношением арабов к книгам. На страницах каллиграфических рукописей выполнялись изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. Это не запрещалось Кораном. Мир в миниатюре представал в праздничном аспекте. Строился он на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания интенсивных и чистых цветовых пятен. Это была живопись без светотени.

Важная роль принадлежала произведениям прикладного искусства и художественных ремесел – керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Эстетическое качество в значительной степени зависело от умения художника использовать природные качества материала. Особой популярностью пользовались знаменитые персидские ковры, для изготовления которых требовался труд множества людей в течение долгих месяцев. Они удивляли гармонией цветов, тонкостью рисунка, но в то же время мягкостью ворса. Персидские ковры широко известны европейцам с XVI в. Их ткали из лучших сортов овечьей, иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие – из шелка. При их изготовлении применялись только натуральные красители – кожура грецкого ореха, гранат, кашениль, индиго.

Широкий размах приобрело строительство. Возводились различные типы построек: культовые  и светские сооружения – караван-сараи, крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.

В культовой архитектуре самым распространенным типом сооружения была мечеть (араб. – место для поклонения). Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Византийская традиция строительства крестово-купольных храмов была использована арабскими зодчими при строительстве медресе и мавзолеев. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.005 с.)