Изобразительное искусство XVIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительное искусство XVIII века



 

  Искусство XVIII в. оказывается ограничено двумя тенденциями: рококо и неоклассицизмом. Этот стиль эпохи Людовика XV связан больше с декоративным искусством, чем с архитектурой. И здесь рококо проявляет себя как салонное, интерьерное искусство. Декоративное богатство интерьеров подчеркивается крашенным и позолоченным деревом, гобеленами, фарфором и другими элементами декора и обстановки.

Европейская живопись XVIII века сосредоточена в основном в двух творческих центрах – Франции и Венеции. Изобразительное искусство этого периода также ознаменовалось утверждением стиля рококо. Творчество французских художников  Ватто (1684 – 1721), Буше (1703 – 1770), Шардена и Фрагонара отличалось утонченностью композиций, изяществом исполнения, воспеванием удовольствий жизни и фривольностью. Ватто – мастер точной передачи галантных церемоний и сельских праздников. Буше – мастер исторической живописи. Фрагонар – автор бытовых и салонных сюжетов, иллюстрирующих жизнь высшего сословия королевской Франции.

  К искусству конца XVIII в. относится творчество молодого Франциско Гойи, который внес выдающийся вклад в испанское искусство страстным интересом к ярким, характерно выразительным сторонам жизни. На рубеже  XVIII-XIX вв. Гойя создал серию офортов «Капричос», высмеивающую невежество и дурные нравы, страсти и пороки. Творчество Гойи противостоит классицизму и предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому искусству XIX века.

 

 

6.3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XIX ВЕКА

 

Эпоха Просвещения открыла век ускоренного научно-технического прогресса. Промышленная революция начиналась внедрением ткацкого станка и паровой мельницы, но XIX в. вошел в историю как век парового двигателя, машинного производства, наконец, электричества. В 10-20-х гг. XIX в. промышленный переворот завершился в Англии и до конца XIX в. в разное время – в США, во Франции, в Германии, Италии.

 

Английская литература

  Основные направления в развитии литературы XIX в. – романтизм и реализм. Они возникли как результат общекультурных изменений, охвативших все сферы сознания людей. Самым ярким представителем английского романтизма следует считать Джорджа Гордона Байрона (1788 – 1824), одного из величайших поэтов-лириков в мировой литературе. Вальтер Скотт (1771 – 1832), начавший свой литературный путь с романтической поэзии, открыл новую творческую страницу романом «Уэверли» (1814) – первым из «шотландской серии». Другие произведения, посвященные истории Англии и Шотландии («Антиквар», «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго»), европейскому Средневековью («Квентин Дорвард», «Талисман»), новой европейской истории («Жизнь Наполеона Бонапарта») окончательно утвердили имя Скотта как родоначальника жанра исторической литературы.

  Английская литература первой половины  XIX в. ознаменовалась появлением целой плеяды писательниц: Дж. Остин, сестер Бронте, М. Шелли. Они соединили романтические идеалы с глубоким психологизмом, подняв Джейн Остин (1775 – 1817) является автором признанных шедевров мировой прозы: «Чувство и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Нортенгерское аббатство». Остил стала родоначальницей жанра романа нравов. Романтическое направление в английской литературе представлено творчеством сестер Бронте: Шарлотты (1816 – 1855), прославившейся главным образом, романом «Джейн Эйр»,   Эмили (1818 – 1848) – автора романа «Грозовой перевал», а также ряда стихотворений и Энн (Анны) (1820 – 1848) – создательницы романа «Незнакомка из Уаллфелд-Холла». Мери Шелли (1797 – 1851) больше известна как автор фантастического романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Символика и образы романа внесли вклад не только в киноискусство последующих эпох, но и в формирование фантастической и готической литературы.

  Вершиной английского реализма считается Чарльз Диккенс (1812 – 1870), создатель бессмертных романов «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын»,  «Большие надежды», «Дэвид Копперфильд» и др. Его произведения носят демократический характер. Диккенс поставил в центр повествования проблемы повседневного существования простых людей.  Творчество Диккенса оказали колоссальное влияние на развитие европейской культуры XIX в.

 

 Французская литература

 

  Французская литература первой половины XIX в. ознаменована именами  В. Гюго, П. Мериме, Стендаля и Оноре де Бальзака. Виктор Гюго (1802 – 1885) навсегда вписал свое имя в мировую культуру бессмертными произведениями «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери». Проспер Мериме (1803 – 1870) известен, прежде всего, историческим романом «Хроника царствования Карла I Х» (1829), а также новеллами «Таманго», «Этрусская ваза», «Кармен» и др. Стендаль (наст. имя – Анри Бейль; 1803 - 1870) – автор романов «Красное и Черное», «Пармская обитель» и др. Оноре де Бальзак – создатель «Шагреневой кожи».

  В 1856 г. вышел в свет первый роман Гюстава Флобера «Мадам Бовари», в котором рассказывается о жене сельского доктора, которая хочет бежать с любовником, но после открывшегося обмана убивает себя, отравившись мышьяком. Книга шокирует читателей беспристрастным тоном автора и явным отсутствием морального осуждения. После публикации романа Флобер даже привлекается к суду за оскорбление морали. Тем не менее, произведение, богатое не самим сюжетом, а характером деталей и формой подачи сюжета, считается одним из величайших произведений мировой литературы. В том же году Шарль Бодлер публикует сборник стихов «Цветы зла», в котором тоска по гармонии сочетается с эстетизацией пороков большого города. Сборник был подвергнут большой критике за оскорбление религии и общественной морали.

 

Немецкая литература

 

  Немецкий писатель, драматург и поэт Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832)  принес в мировую литературу бессмертные произведения   «Страдания молодого Вертера» и «Фауст». Писатель-мыслитель Гете, как и величайшие ученые Нового времени – Кант и Гегель, был олицетворением немецкого философского гения. Над философской поэмой «Фауст» Иоганн Гете работал, на протяжении 60 лет - большую часть своей жизни. Это произведение гениально по структуре и содержанию, а также отражает литературные взгляды поэта, которые менялись на протяжении писательских лет. Впервые отрывок из «Фауста» публикуется в 1808 году, а целая книга, состоящая из фрагментов, выходит в свет в 1832 году. Основная философская идея произведения – поиск смысла жизни. Другая проблема произведения -  противоборство добра и зла, где посланник зла -  Мефистофель, пытается искусить Фауста, предлагая ему различные соблазны. Фауст, мятущийся в поисках истины, не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, но сохраняет неутолимое желание просвещаться. После смерти Фауста ангелы спасают его душу от злых сил, награждая его стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Смысл произведения скрывается в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой».

   Изобразительное искусство. Исторические полотна Эжена Делакруа (1798 – 1863) глубоко драматичны. Они поставили эпическую живопись на службу новым идеалам свободы. Картина «Резня на Хиосе» отражает трагические события 1822 г., когда турки, владевшие греческим островом Хиосом, истребили либо обратили в рабство большую часть его населения. Знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ» (в нашей стране эта картина известна как «Свобода на баррикадах») создано по мотивам событий июля 1830 г., в ходе которых династия Бурбонов навсегда была изгнана из Франции.

  Импрессионизм стал новым явлением в изобразительном искусстве. Импрессионизм обязан своим зарождением французским художникам Эдуарду Мане (1832 – 1883)  и Клоду Моне (1840 – 1926). Это художественное течение получило свое название по картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца» (по франц. impression - впечатление) Импрессионисты отошли от господствующих в живописи канонов классицизма, романтизма, академизма. Полотно Э. Мане «Завтрак на траве» в 1863 г. стало причиной шумного скандала вокруг импрессионизма, отказавшегося не только от привычной изобразительной манеры, но и от классического использования образов французских буржуа. Работы импрессионистов, передающие мимолетные впечатления, изменения света и воздуха, нередко изображали обыденные сцены,  которые классифицировались как неприемлемые для искусства. Ведущими мастерами импрессионизма стали К. Моне, К. Писсаро, Э. Сислей, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, Б. Моризо.

  Заметное влияние на художественные тенденции ХХ в. оказали три живописца: Поль Сезанн, Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Гоген сыграл важную роль в распространении тяги к экзотическим темам и дальним странам. Для творчества Ван Гога характерна яркая импульсивная экспрессивность. Последователем Ван Гога стал норвежец Эдмунд Мунк, один из основателей экспрессионизма. Его знаменитая картина «Крик» (1893). Также следует отметить неоимпрессионистическое творчество Жоржа Сера и Поля Синьяка.

  В начале ХХ в. возникают новые стили, ознаменовавшие революцию в изобразительном искусстве: фовизм (Анри Матисс), кубизм (Пабло Пикассо).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.009 с.)