Изобразительное и музыкальное искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительное и музыкальное искусство



 

Изобразительное искусство первой половины XIX века знаменито именами В.А. Тропинина («Портрет А.С. Пушкина»), К.П. Брюллова («Последний день Помпеи»), А.Г. Венецианова («На пашне» и «На жатве»). Особое место в русской живописи занимает А.А. Иванов (1776–1848) – создатель монументального полотна «Явление Христа народу», в котором выражена философская тематика духовного возрождения человека. Русская живопись второй половины XIX века испытала невиданный расцвет. Важнейшим событием в жизни художественного общества в России стало образование Товарищества передвижных выставок (1870), в которое вошли И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, В.Г. Перов. В историческом жанре лидировали В.И. Суриков, В.М. Васнецов; в жанре пейзажа – И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.А. Айвазовский, в жанре портрета – И.Е. Репин.

Русское музыкальное искусство этого периода представлено именами М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.

 

Русская философия

Весь XIX век шли споры о пути России, может ли он быть воспроизведением западноевропейского пути. В 1829 году произошла кампания по обличению Петра Чаадаева – за резко критический взгляд на русскую историю в труде «Философическое письмо». П.Я. Чаадаев считается родоначальником русского западничества. Он подверг жесткой критике историю России и русский общественный порядок. Россия, по Чаадаеву, не принадлежит ни Востоку, ни Западу, но не имеет внутреннего развития и прогресса, поэтому не способна без искажения научиться от них культурному полезному. Он критически относился к православной церкви, идеалом для него был католицизм, в большей степени сохранивший изначальные христианские идеалы. Взгляды Чаадаева дали мощный идейный импульс для целых поколений. Идейный ответ П.Я. Чаадаеву возник не с позиций официальной идеологии, а в кружках интеллектуалов, вышедших из дворянской среды. Основным вопросом стало обсуждение роли Петра Великого, реформы которого разделили исторический путь России на две части.

Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) считали русскую цивилизацию уникальной, русское общество высоконравственным, чуждым европейскому индивидуализму и рационализму. Реформы Петра Великого и последующую европеизацию они считали изменой России – европейская действительность была далека от идеала, поэтому заимствования опыта Западной Европы губительны для России. Славянофильству противостояли западники (И.С.Тургенев,Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин). Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и ее призвании в мире. Западники считали русскую действительность отсталой и подлежащей реформе, а европейский путь развития единственно возможным для России.

Представителей этого течения русской общественной мысли 1840-х годов также называют революционными демократами. Зарождение принципов справедливого устройства государства они видели в традициях и обычаях сельской общины. Родоначальником русского социализма считается В.Г. Белинский. Он, как и А.И. Герцен и Н.П. Огарев, разделял основные идеи западников, но допускал революционные средства в модернизации страны и считал, что Россия должна пойти по социалистическому пути вместе с Западом. Еще одним представителем русского социализма является Н.Г. Чернышевский. Расцвет его литературной деятельности пришелся на 1860-е годы. В романе «Что делать?» Чернышевский описал жизнь кружка молодых революционеров. Он пропагандировал крестьянскую революцию, считал, что основой будущего социалистического общества станет общинный строй. Роман Чернышевского оказал большое влияние на несколько поколений революционеров. В их число входил и В.И. Ленин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.013 с.)