Глава 2. Культура московской Руси ( XIV - XVII век) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Культура московской Руси ( XIV - XVII век)



Русская культура XIV–XVI века

Русская культура XIV–XV веков. Период XIV–XV вв. – эпоха объединения русских земель вокруг Москвы, время образования единого Русского государства. В это время произошла ожесточенная борьба Руси с Монгольской Ордой и ее наследниками. Одержанная в 1380 году Дмитрием Донским победа на Куликовом поле явилась стимулом к творческому подъему в стране. Победа вселила веру в возможность освобождения страны и возрождения ее культуры. В литературном движении XV века выделяются произведения Куликовского цикла: поэма «Задонщина» Софония Рязанца и «Сказание о Мамаевом побоище». Оба произведения подчеркивали важность объединения русских земель для отпора врагу.

В XV веке появился и новый литературный жанр – путешествия или хождения. Тверской купец Афанасий Никитин написал «Хождение за три моря», в котором рассказал о своем путешествии в Турцию, Персию, Индию. Произведение насыщено наблюдениями о политике, экономике и культуре этих стран.

На начальном этапе становления единого Русского государства наиболее развитыми в архитектурном отношении были Новгород и Псков, в наименьшей степени пострадавшие в годы монгольского нашествия. В XIV веке в Новгороде стали формироваться новые архитектурные формы. Для нового стиля характерно нарядное внешнее убранство. Это и фресковые росписи, и скульптурные кресты, и декоративные ниши. Среди памятников новгородского гражданского зодчества следует выделить Грановитую палату (1433) и Каменный кремль (1302).

Масштабное каменное строительство осуществлялось и в Москве. Первоначальный каменный Кремль, построенный из известняка, был возведен по приказу Дмитрия Донского и символизировал растущую мощь Московского княжества. Во время княжения Ивана III стены из белого камня заменили кирпичными. Перестройка Московского Кремля велась под руководством итальянских мастеров Аристотеля Фиораванти, Пьетром Солари, Марка Фрязина, Алевиза Нового. Во время правления Ивана III в 1475–1479 годах был построен Успенский собор, а в 1484–1489 годах – Благовещенский собор, а также была построена Грановитая палата (1487–1491).

Как в домонгольский период, неотрывно от зодчества развивалось и изобразительное искусство, представленное иконописью и фресковой живописью. Гениальными художниками XIV–XV вв. были Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405) и Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430). Храмовые росписи Феофана Грека наполнены одухотворенностью, строгой индивидуальностью изображений святых. Феофан Грек выполнил росписи в церкви Рождества Богородицы и в Архангельском соборе Кремля. Творчество Рублева ознаменовало подъем русской культуры в период возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигла высшего расцвета. Для мастерства Рублева характерна возвышенная одухотворенность в сочетании с мягкостью и лиризмом. Его произведения («Троица», «Спас», «Страшный суд») отличаются совершенством художественной формы. Самое известное, совершенное по исполнению произведение Рублева – икона «Троица». В этой иконе выражена идея человеческого согласия, нравственного совершенства и чистоты.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий являются символическими образами в истории русского христианства. Нил Сорский – предшественник русского вольнолюбия. Иосифа Волоцкого вместе с Иваном Грозным нужно считать главным обоснователем русского самодержавия. Очень большое значение имеет историософичная идея инока Филофея о Москве как третьем Риме. Царь был признан наместником Бога на земле.

 

Русская культура XVI века

  Важным этапом в становлении русской литературы стало появление книгопечатания. В 1563 году в Москве появилась первая типография, во главе которой стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. Развитие печатного дела было связано с заменой пергамента бумагой. Первая русская датированная книга – «Апостол» вышла в свет в 1564 году, а через год – «Часослов». Оба этих произведения стали основными пособиями по изучению грамоты. Из нравоучительной литературы можно назвать «Домострой», составленный священником Сильвестром. В период правления Ивана Грозного появляется и светская публицистика, прославляющая союз царя и церкви. В публицистических работах Ивана Пересветова идеал государственного устройства олицетворяется в сильной царской власти.

В XVI веке продолжалось каменное строительство в основных центрах Московской Руси. Во времена правления Василия III был сооружен Архангельский собор Московского Кремля и колокольня «Иван Великий» (1505–1508 гг.), которая была надстроена в 1600 году. Высота колокольни – 81 метр.

 

Русская культура XVII века

Важная особенность развития русской культуры на пороге Нового времени – обмирщение всех ее направлений, отхождение от церковных традиций, придание ей светского, гражданского характера. Реформы Никона, провозгласившего православие греческой, а не русской верой подорвали идею «Москва – Третий Рим». Церковный раскол означал и раскол русского народа, силы которого в итоге были подорваны. Церковь теряет былой авторитет, она утрачивает и прежнюю роль в формировании русского национального сознания.

Развитие экономики, торговли, мануфактур требовало повышения уровня образованности. В XVII веке в Москве открылась первая книжная лавка, к концу столетия в России были напечатаны 483 книги (в предыдущем столетии – только 18 книг). Появилась и учебная литература – букварь Василия Бурцева (1634) и «Грамматика» Мелентия Смотрицкого. Была издана и первая таблица умножения – «Считание удобное» (1687). Первый учебник по русской истории – «Синопсис» вышел в свет в 1674 году. При царском дворе издавалась первая русская рукописная газета – «Куранты». В 1687 году появилось высшее учебное заведение России – «Славяно-греко-латинская академия».

Появились новые жанры светской литературы – драматургия и поэзия, созданные Симеоном Полоцким (1629–1680). Основоположником биографического жанра в литературе признают Аввакума (ок. 1621–1682), автора «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». В русской иконописи видное место занимает Симон Ушаков. Он также считается основным родоначальником русского светского изобразительного искусства.  В XVII веке в России появляется светский портрет – парсуна.

Считается, что к концу XVII века созрела объективная необходимость преобразований всех сфер жизни российского общества. Потребность в реформах осознавалась такими выдающимися государственными деятелями Московского царства как Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын. Первые новшества (попытка строительства флота нового типа, полков «иноземного строя», технические новшества в быту, например, очки и часы) появились при Алексее Михайловиче. Реформы, предвосхитившие преобразования Петра, проводил и Федор Алексеевич.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.004 с.)