Зарождение советской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение советской культуры



Октябрьская революция 1917 г. и победа большевиков в Гражданской войне 1918 – 1922 гг. открыли новую страницу истории. Революция 1917 года означала и культурную революцию, слом старых духовных идеалов и образов. Идея утверждения социальной справедливости смогла привлечь не только промышленный пролетариат, беднейшее крестьянство, рядовых солдат, представителей национальных окраин. К большевикам примкнули даже представители дворянской интеллигенции, в частности, А.А. Блок. В 1918 г. Блок пишет знаменитую поэму «Двенадцать», в которой прославляет революционный отряд, патрулирующий ночной Петроград, охваченный разрухой и анархией. Но двенадцать красногвардейцев объединены высшей миссией – впереди их ведет незримый Иисус Христос. В поэме «Скифы» революция воспета Блоком как грозная эпохальная сила.

В поддержку советской власти выступили литераторы: А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Андрей Белый, А.М. Пешков (Максим Горький). Советское правительство провозгласило идеологическую перестройку, цель которой состояла в воспитании нового, революционного мировоззрения людей в духе коллективизма, интернационализма, атеизма, создании новых форм социалистической культуры. Пролеткульт – Пролетарская культурно-образовательная ассоциация, образованная в 1917 году, – стал олицетворением экспериментов «революционной культуры».

Период 1920-х годов характеризуется повышенным вниманием государства к воспитанию нового, революционного человека. «Культурная революция» объявлялась необходимым условием построения социализма в СССР. Практически сразу после Октябрьского переворота начались гонения на религию, развернулась атеистическая пропаганда. Авангардом борцов с религией стал «Союз воинствующих безбожников». Рупором «Союза» стал журнал «Безбожник».

Прежде всего, требовалось поднять образовательный уровень населения. В целом процесс ликвидации безграмотности был успешным. Школьная система кардинально реформировалась. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах – обязательное семилетнее. Ликбез (ликвидация неграмотности) проходил и среди взрослого населения (для этого существовали избы-читальни, школы для взрослых и т.д.). Художественная культура эпохи нэпа определялась революционной идеологией. Поиск новых средств выразительности вели художники К.С. Малевич, П.Н. Филонов, поэты В.В. Маяковский, В. Хлебников. В их творчестве модернистские тенденции сочетались с революционной проблематикой.

Эпоха 1930-х годов – период, ограниченный коллективизацией 1929-1930 годов и началом Великой Отечественной войны в 1941 году, – время усиления личной власти И.В. Сталина и складывания сталинской тоталитарной модели социализма, годы наивысшего накала массовых политических репрессий в СССР. В январе-феврале 1930 года началась новая волна гонений на религию. Многие священники, раввины, пасторы, муллы и прочие были арестованы, раскулачены и высланы. В самый разгар кампании по раскулачиванию и коллективизации, в сельской местности было закрыто значительное количество действующих церквей. Церковное имущество изымалось или уничтожалось. Комсомольские бригады проводили публичное уничтожение икон, церковной утвари, различных изъятых из церквей ценностей. В 1937 году арестовали и расстреляли главу РПЦ – местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра. Во время Большого террора продолжились чистки высшей интеллигенции: арестовали 34 члена Академии наук СССР, лингвистов, биологов, историков и филологов, уклоняющихся от официальных научных теорий.

В 1930-е годы модернистское искусство вскоре заменилось «соцреализмом», многие деятели культуры подверглись замалчиванию (С.А. Есенин, А.А. Ахматова), а некоторые – репрессиям (О.Э. Мандельштам). Несмотря на усиление цензуры в довоенные годы были созданы выдающиеся произведения русской культуры. Ведущими советскими писателями 1920-х – 1930-х годов были М. Горький («Мать», «Жизнь Клима Самгина»), А. Н. Толстой («Хождение по мукам», «Петр Первый»), М.А. Булгаков («Белая гвардия»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»). В скульптуре особое место занимал И.Д. Щадр, в живописи К.С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), М.Б. Греков («Тачанка»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.003 с.)