Глава 6. Западноевропейская культура нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Западноевропейская культура нового времени



 

6.1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

 

  Новое время в истории Западной Европы охватывает середину XVII в. – 1914 г. В этот период закладывались основы современного мира.

  XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. Эти события заложили основы современной западноевропейской политической культуры, тем самым оказав влияние и на последующее развитие мировоззрения и духовной культуры. В эту эпоху имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640-1660; 1688-1689) и Тридцатилетняя война (1618-1648).  Английская буржуазная революция привела к крушению абсолютизма в Англии и  утверждению парламентаризма и гражданских свобод. Революция началась с конфликта короля Карла I и парламента, что подразумевало столкновение старой феодальной знати и буржуазии. Ожесточенная гражданская война между сторонниками короля и парламента завершилась поражением и казнью Карла I, временному установлению республики (период Протектората - 1653 – 1659, когда правителями Англии поочередно были лорды-протекторы – Оливер и Ричард Кромвели).  В 1660 г. началась новая эпоха – Реставрация Стюартов, вернувшая на престол правившую династию. Но Карл II, сын казненного Карла I, уже не был абсолютным монархом, его власть ограничивалась парламентом и политическими партиями тори и вигов. В 1689 г. Вильгельм Оранский изгнал последнего Стюарта – Якова II и сам стал английским королем. Его правление окончательно заложило основы современной английской политической системы как конституционной монархии. В 1689 г. был принят «Билль о правах», которые многие считают ключевым событием в новой  европейской истории. «Билль» впервые провозглашал права человека, жизнь и свободы гражданина.

  Тридцатилетняя война стала первой войной, затронувшей почти все страны Европы, а по размаху и количеству жертв эта война превзошла все предыдущие. Они унесла жизни до 8 млн. человек, многие местности Германии лишились до половины населения. Вестфальский мир 1648 г. означал становление нового европейского порядка, уравнявшего права католиков и протестантов и подтвердившего роль Франции как ведущей державы Западной Европы. Вестфальский мир также подтверждал установление буржуазной республики в Северных Нидерландах. Лидерство Священной Римской империи было подорвано; ведущей державой Балтии становилась Швеция. Европа провозглашала веротерпимость, а также главенство национального суверенитета, а не феодально-династических притязаний отдельных монархов. Вестфальский мир утвердил эталонную систему международных отношений, которая, претерпев изменения, существует и поныне.

  Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира. В этот период произошел бурный рост городов, где в период промышленного переворота размещались предприятия индустрии. Так, численность Лондона в XVI в. составляла около 100 тыс. жителей, а в конце XVIII в. – 860 тыс. Большие города стали пристанищем науки, просвещения и искусства, средоточием духа рационализма Нового времени.

  Самые большие и глубокие изменения произошли в искусстве. Когда в жизнь людей вторглись крестьянские, религиозные и национально-освободительные войны, эпидемии чумы, голод и другие бедствия, в их воззрениях произошли глубокие сдвиги. Прежний оптимизм эпохи Возрождения уступил место глубокому разочарованию, пессимизму и трагизму. Ярким свидетельством тому является творчество У. Шекспира, его поворот от комедии к трагедиям.

  Не менее важные и сложные процессы идут вкультуре. Прежде всего XVII в. стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны. Италия при этом уступает свои ведущие позиции в культуре Франции. В течение примерно трех столетий — с середины XVII в. и до середины XX в. — Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в западном мире.

  Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. В целом же в XVII в. Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре.

  Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.

 

 

Европейская наука XVII века

   В целом XVII столетие стало действительно поворотным и судьбоносным. Оно явилось временем научной революции, временем выбора человечеством современного, научно-технического пути развития.

  Несколько умерила свою активность инквизиция. XVI в. она закончила сожжением Д. Бруно. В XVII в. она хотя и запретила учение Н. Коперника, но этот запрет действовал временно — с 1616 г. по 1628 г. Инквизиция также совершила суд над Г. Галилеем (1633). однако до костра дело не дошло. Наконец, в XVII в. была подвергнута основательному сомнению и опровержению идея о божественном происхождении власти. Английский философ Т. Гоббс выдвинул концепцию, согласно которой государство является не божественным порождением, а результатом сознательного договора между людьми.

   Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. XVII столетие стало «золотым веком» театра. В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре «Глобус». Настоящий расцвет переживает театральное искусство Испании. Выдающимся деятелем испанского театра считается Лопе де Вега (1562-1635), автор более 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является «Собака на сене».

  Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель (1606-1684), Ж. Расин (1639-1699), Ж.Б. Мольер (1622-1673).

  Трагикомедия Корнеля «Сид», раскрывающая конфликт чувства и долга, означала утверждение классического стиля. Трагедии Расина «Британика», «Федра» и др. также посвящены теме торжества нравственного долга над чувствами. Мольер был не только великим драматургом, но и актером и режиссером. Он создал жанр социально-бытовой комедии. Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра. Многие его пьесы — «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Скупой» и др. — идут в театрах и в наши дни. В 1680 г. в результате слияния театров Расина и Мольера возник известный театр «Комедифрансез», ставший признанной школой актерского и режиссерского искусства.

Изобразительное искусство и архитектура. Испания в области живописи дала миру таких художников, как Эль Греко, Сурбаран, Мурильо, а также самого гениального из них - Веласкеса (1599 – 1660), автора «Венеры с зеркалом» и «Менин». Голландия тоже испытывает мощный всплеск художественной жизни. Рубенс (1577 -1640), получивший образование в Италии, стал основателем фламандской школы. А творчество Рембрандта (1606 – 1669) превратило Амстердам в крупнейший центр голландского искусства. Рембрандт вносит весомый вклад в развитие жанровой живописи, изображающей городскую и деревенскую жизнь, а также в развитие группового портрета и пейзажа.

  Европейская архитектура была представлена двумя связанными стилями – барокко и классицизмом, которые как противостояли друг другу, так и были взаимно дополняемыми. В частности, обе эти тенденции слились в великом творении архитектуры времен Людовика XIV – Версальском дворце (1668 – 1690), созданном по проектам Ле Во, Ж. Ардууэн-Мансара с парковым оформлением Ленотра. Версаль – грандиозный памятник абсолютной монархии – явился в то время архитектурным образцом для правителей всей Европы, подобные дворцы были построены в Вене, Мадриде и Санкт-Петербурге.

 

               6.2.  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

 

  Эпоха Просвещения охватывает конец XVII в. конец XVIII в. На этот период пришлись радикальные преобразования, изменившие развитие мировой истории: Американская революция и Великая Французская революция. Начало эпохе Просвещения было положено научным переворотом XVII в. и Славной революцией в Англии (1688), а конец эпохи обычно связывают с установлением диктатуры Наполеона во Франции (1799). 

Американская революция 1775 – 1783 гг. под предводительством Дж. Вашингтона привела не только к возникновению независимых США, но и к принятию Конституции, созданию неизменного республиканского строя, подразумевающего строгую сменяемость президентской власти и наличие политического плюрализма. Первый американский президент Вашингтон отменил рабство в северных штатах, дворянские титулы и создал условия для дальнейшей либерализации жизни в Америке. На тот момент США являлись самым демократическим государством мира.

  Франция оказала весомую помощь американским колониям в их борьбе за независимость. Вскоре сама Франция оказалась на пороге революции, вызванной противостоянием между крепнущей буржуазии и привилегированными сословиями - аристократией и духовенством. Политика короля Людовика XVI (1774 – 1793) была направлена на сохранение абсолютизма. В 1789 г. парижане, возмущенные инфляцией и налоговым бременем, захватили и разрушили символ королевской тирании – крепость-тюрьму Бастилию. Король был фактически отстранен от власти Национальным собранием, которое приняло демократическую Конституцию и «Декларацию прав человека и гражданина». Она провозглашала неотъемлемыми правами свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом. После казни короля, обвиненного в государственной измене, во Франция установилась Первая республика. Революция сопровождалась страшным террором, но трудно переоценить ее прогрессивное влияние на последующее духовное и социально-политическое развитие человечества.

 

 

Философия эпохи Просвещения

  В последнюю четверть XVIII века в Германии начинает складываться школа немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Иммануил Кант (1724 -1804) – родоначальник немецкой классической философии, выдающийся прусский ученый и философ. Он оставил заметные открытия  в естествознании, физике, философии, логике, этике. Главный труд Канта – «Критика чистого разума» (1781), в котором критике подвергается разум как метод познания.

  Но самая плодотворная плеяда просветителей складывается во Франции: именно отсюда идеи Просвещения распространились по всей Европе. Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) в своих произведениях («Персидские письма», «О духе законов») выступил против феодализма и неограниченной монархии. Монтескье выделил три формы государственной власти: деспотию, монархию и республику. Последняя, наилучшая форма правления, опирается на высшую гражданскую добродетель – патриотизм. Кроме того, Монтескье создал прогрессивное учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, необычайно актуальное и в наши дни.

Самым знаменитым деятелем Просвещения был   Франсуа Мари Вольтер (1694 – 1778). Его произведения пронизаны ненавистью к феодальному строю и религиозному фанатизму. Влияние Вольтера за пределами Франции, в том, числе в России, было исключительно велико. Он сыграл ключевую роль в развитии европейского и русского свободомыслия XVIII в. Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жана-Жака Руссо (1712 – 1778), обличавшего абсолютизм и социальное неравенство. Произведения Руссо «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» оказали впоследствии влияние на деятелей Великой Французской революции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.013 с.)