Глава 4. Культура Средневековой Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Культура Средневековой Европы



  Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, развиваются города, искусство, торговля, образование.

    Средние века – более чем тысячелетний период в истории человечества, время от гибели Римской империи (476 г.) до эпохи Возрождения (XV-XVI вв). Выделяют раннее средневековье (V – IX вв.), классическое (X – XIII вв.), позднее средневековье (XIV – XVI вв.).

  Варварские нашествия разрушили Западную Римскую империю. Некогда густонаселенный Рим превращается в полу заброшенное поселение. Везде, кроме Византии, городская культура приходит в упадок. Но наследие Рима пустило глубокие корни в западноевропейской цивилизации. Варвары перенимают высокую романскую культуру, в Европе сохраняются латынь и римское право. В IV-V вв. вестготы и франки принимают христианство и основывают крупные королевства, ставшие прообразами Испании и Франции. Хлодвиг (456-511) становится основателем франкской династии Меровингов, а Пипин Короткий в 751 г. основал новую династию Каролингов.   Карл Великий, второй король из династии Каролингов, основал империю, которая ко времени его смерти в 814 г. простиралась от Северного моря до Средиземного и от Атлантического океана до Восточных берегов Адриатического моря. Эпоха Карла, возродившего Западную Римскую империю, ознаменовала начало нового культурного подъема («Каролингской Возрождение»). Сыновья Карла поделили его империю на три королевства, ставшие основой для будущих Франции, Германии и Италии.

  Средние века – многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В политическом отношении для феодализма характерны раздробленность власти, соединение политической власти с собственностью на землю, а также жесткая иерархия в отношениях между людьми. Феодальное землепользование означало подчинение крестьян крупным землевладельцам (феодалам), при котором крестьяне были лично зависимы от феодалов и отдавали собственникам часть своего продукта в виде феодальной ренты.

  Особую роль в формировании средневековой культуры играли города – центры ремесел, а также центры интеллектуальной и творческой жизни. Они возникали как на месте античных поселений, так и в результате развития феодальных вотчин и сельских общин. По численности населения средневековые города были невелики; в XIV– XV вв. города, насчитывающие 20 тыс. жителей, считались крупными. Основное население средневекового города составляли ремесленники – как правило, бывшие крепостные крестьяне, бежавшие от выплаты оброка феодалу. Помимо того, что городское ремесло само по себе означало приобщение сельчан к более развитой культуре, в городах обыватели обретали новые статус и менталитет, связанные от освобождением от феодальной зависимости  - как говорили в Средневековье, «городской воздух делает свободным».

 

 

Средневековая философия

  В Средневековье вся культурная жизнь европейского общества в значительной степени определялась христианством (в 1054 году христианство разделилось на две независимые ветви – католицизм и православие). Высшей инстанцией стало Священное Писание – единственный источник истины. Мировоззрение христиан приняло эсхатологический (вера в приближающийся Конец света) и мессианский характер (ожидание Второго пришествия Христа). Философии в эпоху Средневековья отводилась роль служанки богословия. Крупнейший теолог (богослов) Средневековья – Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский являлся крупнейшим представителем схоластики – религиозной философии, соединявшей богословие и рационалистические, логические проблемы. Главное сочинение Фомы Аквинского - «Сумма теологии» – стремление поставить науку на службу религии на основе гармонии разума и веры.  Крупными схоластами были Ансельм Кентерберийский (1033-1108) и Альберт Великий (1193 – 1280). Важной в схоластике была проблема универсалий, т.е. общих понятий, в споре о которых схоласты разделились на реалистов (общие понятия – это истинная действительность) и номиналистов (общие понятия – это лишь имена вещей истинной действительности). Для средневековой Европы схоластика стала школой мышления, она подготовила европейцев к восприятию рационализма Нового времени.

 

Образование и наука

 

   Большую роль в жизни людей Средневековья играло монашество. Монастыри были центрами образования и культуры. В V – IX веках в руках церкви находились все школы Западной Европы. Это касалось программ обучения, подбора учащихся. Назначение монастырских школ заключалось в воспитании служителей церкви. Имелись и светские школы. Учащимися таких школ были дети знатных и зажиточных семейств.

  В Х веке на базе этих школ открываются университеты. В Англии Оксфордский университет начал работу в 912 г. Во Франции Парижский университет открылся в XII в. В XIII в. открылись Кембриджский университет в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии. В конце XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов. Средневековые университеты, как правило, включали четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание во всех университетах Средневековой Европы велось на латыни. Схоластика являлась средневековой академической наукой. Крупнейший университетский ученый Средневековья - Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1292), философ и естествопытатель, в качестве основного метода познания выдвигал не церковные догматы, а разум и опыт.

 

Литература Средневековой Европы

 

  Альтернативой церковной литературе стала светская литература -  феодальная, рыцарская и народная. С XII в. в Западной Европе происходит складывание национальных языков. В XII в. на народных языках были созданы: французский героический эпос «Песнь о Роланде», испанский героический эпос – сказания и Сиде, немецкий – «Песнь о Нибелунгах».  Воины – защитники родной земли, воспеваемые в этих произведениях, мыслились как символы рыцарской и христианской добродетели. Дух христианского фанатизма, пронизывающий европейский героический эпос, свидетельствовал о настроениях, господствовавших в период  Первого крестового похода.

  В XII в. появилась поэзия вагантов, связанная с развитием школ и университетов. Ваганты – бродячие нищие студенты, исполнявшие пародийные и даже антицерковные стихотворения. Они воспевали дух бродяжничества, беспечность и свободу.

  К XII в. сложилась образ рыцарей. В этом образе слились представления о верности долгу и бескорыстии чувства. В Южной Франции распространилось творчество трубадуров – поэтов и музыкантов, благодаря которым средневековая лирическая поэзия достигла вершины и предопределила линию развития всей европейской культуры. Трубадуры создали так называемую куртуазную поэзию, воспевающую добродетели рыцаря-вассала, культ прекрасной дамы, идеальное возвышенное любовное чувство. В Германии распространилась любовная песня - миннезанг – рыцарская лирика, исполнялась рыцарями-поэтами – миннезингерами и менестрелями.  Одним из жанров куртуазной литературы стал рыцарский роман – «Тристан и Изольда», «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Лоэнгрин», цикл романов о Святом Граале.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.005 с.)