Глава 4. Русская культура эпохи Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Русская культура эпохи Просвещения



(вторая половина XVIII века)

Художественная литература и публицистика

К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве и дали импульс для дальнейшего развития русской культуры. Идеи Европейского Просвещения об «естественном равенстве» развивались в России в ряде публицистических произведений. Видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков (1744– 1818) пришел к выводу, что власть справедлива только тогда, когда ее сдерживают правовые нормы и разделения законодательной и исполнительной власти. В своем издании,- журнале «Живописец», Новиков осмеивал сословные предрассудки, показывал ужасы крепостного права, утверждал идею равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов».

Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев (1749–1802). Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просветительства Н. И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаментальные ценности просветительства, был сторонником революции.

В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь. Крепостничество Радищев рассматривал, с одной стороны, как безнравственное общественное явление, с другой стороны, как препятствие в развитии экономики. Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем перед читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву.

Художественная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны пафос гражданственности, обращение к античным образам, к героическим и нравственным идеалам. В ряду произведений классицизма стоят оды М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова. Второе направление – сентиментализм – отмечено интересом к человеческому миру, эмоциональным переживаниям главного героя. Ярким представителем этого направления стал Н.М. Карамзин, автор повести «Бедная Лиза».

Второе направление в русской литературе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Денис Иванович Фонвизин (1744–1792) – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». Творчество Д. И. Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской культуры. В его комедиях сильна антикрепостническая направленность. Комедия «Недоросль» выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств и видела свою цель в том, чтобы удержаться за свои привилегии.

 

Образование и наука

  Во вторую половину XVIII века продолжилось развитие европеизированной системы образования. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 году, в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, увеличивалось число сословных учебных заведений предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIII в. открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5-6 до 18–20 лет. Одним из таких образовательных учреждений был Смольный институт благородных девиц, открытый в 1764 году.

Увеличивается число высших учебных заведений. Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), труды которого стали серьезными вехами в самых разных областях научного знания: физике, химии, астрономии, истории, филологии.

В 1755 году стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова был открыт Московский университет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и научным центром. В 1773 году в Петербурге открывается Горный институт.

Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли. В историю вошли имена И. И. Ползунова, за двадцать лет до Дж. Уатта изобретшего универсальную паровую машину, и И. П. Кулибина – автора многочисленных изобретений («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.004 с.)