Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Русская культура эпохи Просвещения
(вторая половина XVIII века) Художественная литература и публицистика К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве и дали импульс для дальнейшего развития русской культуры. Идеи Европейского Просвещения об «естественном равенстве» развивались в России в ряде публицистических произведений. Видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков (1744– 1818) пришел к выводу, что власть справедлива только тогда, когда ее сдерживают правовые нормы и разделения законодательной и исполнительной власти. В своем издании,- журнале «Живописец», Новиков осмеивал сословные предрассудки, показывал ужасы крепостного права, утверждал идею равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов». Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев (1749–1802). Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просветительства Н. И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаментальные ценности просветительства, был сторонником революции. В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь. Крепостничество Радищев рассматривал, с одной стороны, как безнравственное общественное явление, с другой стороны, как препятствие в развитии экономики. Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем перед читателями проходят сатирические типы помещиков. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву. Художественная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны пафос гражданственности, обращение к античным образам, к героическим и нравственным идеалам. В ряду произведений классицизма стоят оды М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова. Второе направление – сентиментализм – отмечено интересом к человеческому миру, эмоциональным переживаниям главного героя. Ярким представителем этого направления стал Н.М. Карамзин, автор повести «Бедная Лиза».
Второе направление в русской литературе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Денис Иванович Фонвизин (1744–1792) – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». Творчество Д. И. Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской культуры. В его комедиях сильна антикрепостническая направленность. Комедия «Недоросль» выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств и видела свою цель в том, чтобы удержаться за свои привилегии.
Образование и наука Во вторую половину XVIII века продолжилось развитие европеизированной системы образования. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 году, в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших слоев общества, увеличивалось число сословных учебных заведений предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIII в. открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5-6 до 18–20 лет. Одним из таких образовательных учреждений был Смольный институт благородных девиц, открытый в 1764 году. Увеличивается число высших учебных заведений. Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), труды которого стали серьезными вехами в самых разных областях научного знания: физике, химии, астрономии, истории, филологии. В 1755 году стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова был открыт Московский университет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и научным центром. В 1773 году в Петербурге открывается Горный институт. Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли. В историю вошли имена И. И. Ползунова, за двадцать лет до Дж. Уатта изобретшего универсальную паровую машину, и И. П. Кулибина – автора многочисленных изобретений («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.004 с.) |