Классицизм первой трети XIX в. – поздний классицизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классицизм первой трети XIX в. – поздний классицизм.



         

 

         

Основоположники русского классицизма: В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

На раннем этапе развития русского классицизма большую роль играли Ж. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов, связанные с Академией художеств в Петербурге (слайд 61). Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове. В плане – четкий квадрат с вписанным в него кругом – двором для прогулок. Внешне объем вытянут и спокоен. Очень небольшой купол, углубленный в основание. Четыре этажа сгруппированы попарно: первый и второй – тяжелые, третий и четвертый – облегченные. Интересна средняя часть, напоминающая времена барокко: выпуклые и вогнутые элементы, колонны и статуи. Но на самом фасаде колонны заменяются пилястрами, а сами колонны не собраны в шести- и восьмиколонные портики с фронтоном, а рассредоточены по всему фасаду.

В 1771–1786 гг. была возведена знаменитая решетка Летнего сада (слайд 62). Архитекторы – Ю. Фельтен и П. Егоров. Цветовая гамма, как и в эпоху барокко, черно-золотая, но если барочная решетка искривлена, рисунок ее напоминает живые побеги зелени, завершение сплетено в узор, то решетка Летнего сада четко геометрична: вертикальные пики пересекают вытянутые вверх прямоугольные рамы. Основу решетки составляют чередующиеся через определенные промежутки цилиндрические, похожие на колонны столбы, завершенные вазонами.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в СанктПетербурге, 1768–1785 гг.). Архитектор решил, что Мраморный дворец будет привлекать внимание не только размерами, благородством форм и пропорций, но и красотой каменных облицовок, выполненных из полюбившихся ему русских мраморов, которые добывали в карьерах вблизи Ладожского и Онежского озер. Благородная сера гамма Мраморного дворца с розовым цветом пилястр великолепно сочетается со свинцовыми водами Невы, на набережной которой он стоит.

Это было эпоха перепланировки городов России в духе нового времени.

Как раз в эти годы В. И. Баженов задумал свой грандиозный проект Большого Кремлевского дворца в Москве с перепланировкой по сути всего Кремлевского ансамбля. Екатерина II поддержала идею превратить Кремль в древнеримский Форум – в место народного волеизъявления. Так продолжалось до пугачевского восстания, после чего Баженову пришлось свернуть все работы. Сохранились только чертежи и проект, но и они оказали огромное влияние на всю русскую архитектуру. Даже в модели, созданной Баженовым, Кремлевский дворец поражает воображение: здесь и грандиозные по протяженности фасады, то идущие по прямой, то огибающие кремлевский холм, и великолепные колоннады на очень высоких рустованных цоколях. Но главное – дворец был задуман как центр площади, где архитектор собирался устроить здания Коллегии, Арсенал, Театр, трибуны для народных собраний. Так наглядно должны были воплотиться идеи гражданственности, образцы Рима и Афин.

В это время в Европе в искусстве возникает некоторое увлечение готикой – предвестие романтической эпохи. Баженов нашел свой путь и здесь. Его задача – сделать из готики не игрушку, увлечение, а глубокое, оригинальное направление, суть которого в том, чтобы почувствовать старину. Именно краснобелый декор московских башен и называл Баженов русской готикой. Так возник замысел Царицынского комплекса (1795–1785) (слайд 63). Белый камень декора и красный цвет кирпича – традиционная русская цветовая гамма. Именно в этой гамме и был решен комплекс. Стрельчатые арки, фигурные проемы окон, порталы входов, тонкие колонки, раздвоенные зубцы – все эти детали преображены архитектурой мастера. Их-то он и сумел увидеть в архитектуре Кремля. Но в Царицынском комплексе немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий.

Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784–1786 гг.) (слайд 64). Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения, это здание является истинным украшением Москвы. Здание, фасадом обращенное к улице, находилось в глубине сада на холме (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны балюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном.

Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым.

Другие строения Баженова: церкви в селе Стоянове и в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове. Замечателен дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве (слайд 65): оригинальна его полукруглая ротонда, выходящая на улицу. В XIX в. этом здании будет расположено училище живописи, ваяния и зодчества, которое окажет огромное влияние на русское искусство. Павел I нашел отставленного от дел зодчего, и Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге. Он спроектировал въездные флигели со стороны Садовой улицы. Павел подарил зодчему имение Глазово под Павловском, где архитектор и скончался.

М. Ф. Казаков – наиболее яркий выразитель идей московского классицизма. Он учился только в школе Ухтомского, работал помощником Баженова на строительстве Кремлевского комплекса, где прошел великолепную школу у великого архитектора. Казаков не закончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище.

Крупнейшие постройки Казакова – это здание Сената в Кремле, церковь Митрополита Филиппа, здание Благородного собрания, Голицынская больница, Петровский подъездной дворец на Петербургском шоссе. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Здание Сената в Кремле (слайд 66). Сенатский дворец явился крупнейшим воплощенным проектом Казакова. Согласно задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы. Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлевской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырем. Заключенная внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведет триумфальная въездная арка с ионическим четырехколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения – купольный зал сената. Это один из обширнейших круглых залов Москвы. Прежде он предназначался для дворянских собраний и называется Белым или Екатерининским. Сегодня он продолжается выполнять свою функцию – здесь проходят все главные официальные мероприятия с участием Президента. В Екатерининский зал ведет Шохинская лестница. Ее основание украшают два торшера, а пролеты – скульптуры богини правосудия. Лестница отделана мрамором и гранитом, перила – ценными породами дерева.

Высота зала до купола – 29 м.

Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (слайд 67).

Соединены здание больницы и церкви. Боковые крылья здания ничем не обработаны, в центре расположена мощная колоннада дорического ордера, над фронтоном возвышается барабан церковного купола.

В здании Благородного собрания (Дворянское собрание) наиболее оригинален Колонный зал (слайд 68). Он отличается обширностью и высотой. Облик зала определяет коринфская колоннада, повторяющая очертания зала. Она выделяет центральное пространство, предназначенное для балов и приемов. Колонны сделаны из искусственного белого мрамора, который сияет белизной.

Это придает залу радостный характер.

Имя М. Ф. Казакова прочно связано с классицистической Москвой, потому что именно его лучшие здания создали образ города екатерининской эпохи – барского, «допожарного». Наиболее известными казаковскими усадьбами были дом на Гороховой улице богача-заводчика Ивана Демидова, сохранивший великолепную золоченую резьбу парадных интерьеров, дом заводчика М. И. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой. Казаковская городская усадьба – большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком – дом, доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками. Обычно он располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Вместе с Баженовым в Петербург в академию из Москвы приехал Иван Старов. Вслед за Баженовым он отправился в Италию. Затем вернулся и работал в Петербурге. Это была эпоха «золотого века» дворянства. Идея представительной монархии рухнула, и все большее значение приобретает строительство загородных усадеб, дворцов, особняков.

Самое знаменитое строение Старова – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (слайд 69). Тип трехпавильонного жилого дома состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Эта схема станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца суров и строг. Простая дорическая колоннада шестиколонного портика (колонны без каннелюр), портик увенчан куполом, метопы пустые. Эта строгость контрастирует с роскошью интерьера. Из прямоугольного вестибюля через торжественные «врата» зритель попадал в восьмиугольный зал, затем в поперечно ориентированную огромную галерею с закругленными торцами галерею, обнесенную двойным рядом колонн. Позади дворца был разбит сад.

К концу XVIII в. классицизм оставался господствующим стилем в русской архитектуре. В это время формируется строгий классицизм, ярчайшим представителем которого был Джакомо Кваренги. Он приехал в Россию в 80-е годы.

На родине, в Италии, Кваренги был поклонником римской античности, идей городских особняков и частных усадеб. Кваренги выступил не только как создатель замечательных архитектурных произведений, но и как теоретик архитектуры. Главные его принципы следующие.

1) Трехчастная схема жилого или административного здания включает в себя центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

2) Центральный корпус отмечен портиком. Таково здание Академии наук в Петербурге, построенное Кваренги, новое здание для института благородных девиц – Смольный институт (слайд 70) рядом со старым монастырем работы Растрелли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.012 с.)