Чем отличаются готический и романский стили в архитектуре? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем отличаются готический и романский стили в архитектуре?



Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance – Возрождение, от renaitre – возрождаться) – эпоха, охватывающая в Италии XIV–XVI вв., во Франции, Германии и Испании – XV–XVI вв. Этот период истории знаменателен прежде всего возрождением интереса к античности и торжеством гуманизма как мировоззрения.

Возрождение проходит несколько этапов: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение. Центром Раннего Возрождения была Флоренция, Высокого – Рим (собор Св. Петра, Ватикан), Позднего – Венеция.

Родоначальником архитектуры эпохи Раннего Возрождения стал Ф. Брунеллески, творческие открытия которого нашли воплощение в архитектуре его родного города – Флоренции, а также в творчестве его единомышленников и последователей. В 1418 г. Брунеллески победил на конкурсе и стал архитектором купола Флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре, который с тех пор является символом города (слайд 46). Грандиозный восьмигранный купол (диаметр у основания около 42 м, высота свыше 35 м) яйцевидной формы, опирающийся на высокий барабан, – выдающийся памятник архитектурного и инженерного искусства – был сооружен без лесов. В конструкции купола использована система нервюр, жестко связанных между собой.

Первым типично ренессансным зданием и по общественному предназначению, и по художественно-образному решению явился Воспитательный дом на площади Анунциата во Флоренции (слайд 47). Его легкая воздушная лоджия с полукруглыми арками, опирающимися на стройные колонны античных пропорций, имеет не только декоративный вид, но и функциональный смысл:

колонны выполняют роль опор.

Стиль Возрождения получил теоретическое обоснование и толкование в специальных трактатах по архитектуре, автором которых был Леон Батиста Альберти (1404–1472). Его «Десять книг об архитектуре», изданных на латыни и на итальянском языке (что само по себе было знаменательным событием), стали практическим руководством для многих архитекторов и оказали огромное влияние на сложение архитектурных стилей Европы.

В собственных архитектурных проектах Альберти чувствуется его пристрастие ко всему латинскому, его явное желание использовать архитектурные и конструктивные элементы, точно следуя древнеримским образцам. Его знаменитый дворец (палаццо) Руччелаи во Флоренции, построенный в 1460 г. для одной из самых богатых семей в городе, представляет собой прекрасный образец нового типа парадной жилой постройки. Особенно интересно решены фасады здания, где впервые применены пилястры в поэтажном членении стен, облегчающиеся снизу вверх, как это было в Колизее, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, пропорционально соответствующий размеру всего здания, обработка стен рустом, обрамления сдвоенных окон каменной кладкой – все эти приемы станут широко использоваться итальянскими зодчими в дальнейшем, при строительстве дворцов и других светских построек.

Таким образом, возникает нечто вроде идеального типового архитектурного проекта и набора элементов, необходимых для его практического воплощения. Конечно, настоящие архитекторы никогда не следовали готовым рецептам, а создавали свои постройки, руководствуясь собственным видением будущего архитектурного образа.

В созданных Альберти проектах фасадов церквей Сант-Андреа в Мантуе и Санта-Мария Новелла во Флоренции архитектор предлагает новое решение западных фасадов традиционных базиликальных построек. В первом случае оно навеяно мотивами римских триумфальных арок, а во втором – наряду с пилястрами, им были впервые использованы волюты для более органичного объединения на фасаде высокого центрального нефа и более низких боковых.

Период наивысшего расцвета искусства Италии в XVI в. называют Высоким Возрождением. Имя первого архитектора этого периода – Д. Браманте.

Именно ему выпала честь проектировать главный храм всего католического мира – собор Святого Петра в Ватикане (слайд 48). Решение соорудить огромный храм на месте старой базилики Св. Петра принял папа Юлий II. Храм своим великолепием должен был затмить все памятники античности.

Проект Браманте был грандиозен: он поражал и масштабами, и величием форм. Как и во Флорентийском соборе, главным выразительным элементом стал купол. План сооружения представлял собой вписанный в квадрат греческий крест с огромным полусферическим куполом над средокрестием, четырьмя малыми куполами и высокими башнями по углам. Браманте предполагал все четыре фасада сделать одинаковыми. Представление о первоначальном замысле дает бронзовая медаль с изображением собора по проекту Браманте, выполненная в 1506 г.

Бльшая часть нового здания собора выполнена Микеланджело. Он значительно изменил замысел Браманте, сохранив при этом его идеи при работе над куполом. Сто лет спустя здание было расширено за счет добавления нефов.

2. Архитектура эпохи Позднего Возрождения К Позднему Возрождению относится искусство Венеции. Уже в первой половине XVI в. сложился ренессансный архитектурный облик Венеции как города, построенного на воде с помощью системы свай, открытого свету и морскому воздуху. Яркий пример архитектуры эпохи Возрождения – библиотека Сан-Марко, созданная архитектором Якопо Сансовино в 1486–1570 гг. Прибывший из Флоренции Сансовино, «гений места», сумел уловить дух Венеции – ее озаренность ликующим светом, усиленным блеском лагун. Новый архитектурный стиль Венеции, так же как во Флоренции, складывался из старых форм ордерной системы.

В эпоху Позднего Возрождения в Париже был построен Луврский дворец, многочисленные замки вдоль Луары.

Предметом пристального изучения в эпоху Возрождения стало сочинение римского архитектора и инженера Витрувия – автора «Десяти книг об архитектуре» (XI в. до н. э.). В этом сочинении содержатся эстетические воззрения на архитектуру, сведения о видах сооружений, об основных архитектурных ордерах и их значении, о строительных материалах, о градостроительстве и роли инженера в градостроительстве. В эпоху Возрождения в Италии была создана Витрувианская академия.

Архитектор Андреа Палладио (1508–1580 гг.) построил виллу «Ротонда»

около Виченцы недалеко от Венеции (слайд 49). Этот памятник Позднего Возрождения служил прообразом храмов и мавзолеев эпохи классицизма. Вилла «Ротонда» великого венецианского архитектора А. Палладио высится на живописном холме, откуда открывается чудный вид на окрестные горы и тихое течение реки Бакильоне. Квадратный массив здания с его гладкими гранями уравновешивает выступающие объемы портиков с колоннами. Всю композицию венчает купол.

Великолепный зодчий создал еще один новый тип закрытого театрального здания, так называемый театр Олимпико в Виченце (1580 г.). А. Палладио построил на сцене настоящую архитектурную декорацию, в которой принцип «римской» сцены (фон в виде колонн и ниш со статуями) сочетался с первой попыткой создания перспективной декорации – так назывались основы сценографии Нового времени.

Искусство Венеции эпохи Возрождения оказало естественное влияние на развитие всех видов искусства. На улицах европейских городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Тверь и многие другие, в загородных дворцах и усадьбах можно было встретить здания, несущие на себе влияние Палладио.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.011 с.)