Архитектура периода распада римской империи – до кон. V в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура периода распада римской империи – до кон. V в.



К концу VII в. до н. э. Рим подчинился власти этрусков, что дало мощный толчок культурному развитию. Началось строительство оборонных, инженерных и архитектурных сооружений.

         

 

         

На высоком уровне стояло у этрусков мастерство каменной кладки, использовалась клинчатая арка с перекатом (в два слоя), повышающим ее прочность. В перекрытиях гробниц и цистерн для запасов воды применялись ложные своды. Сами этрусские гробницы аналогичны малоазийским и микенским.

Возникновение первого укрепленного поселения связывают с именем полулегендарного царя Ромула, который якобы заложил город на Палатинском холме, впоследствии названный «Квадратным Римом». Считается, что закладка города была произведена согласно этрусским обычаям, которые гласили, что город может быть построен лишь после гадания по полету птиц (ауспиций), в том случае если будет соответствующее знамение. Затем запрягали в плуг быка или корову и пропахивали им вокруг будущего города борозду. Причем там, где должны были быть городские ворота, плуг приподнимали, оставляя землю нетронутой. Затем по контуру борозды рыли ров, а вырытую землю использовали в качестве основания для крепостных стен. Территория внутри стен называлась собственно городом – урбсом, а полоса земли вокруг стен была внешней границей города – помериумом.

Древнейшее городское поселение Рима занимало всю территорию Палатинского холма, а помериум опоясывал его подножие.

Множество облицованных терракотой храмов в VI–V вв. до н. э. украсили Рим и другие города. Относящийся к этому времени Капитолийский храм, посвященный богам Юпитеру, Юноне и Минерве (Капитолийская триада), господствовал над Римом своей огромной приземистой массой. Он имел трехрядный портик спереди и однорядные портики по бокам.

С развитием рабовладельческой демократии этрусские цари были изгнаны из Рима в конце VI в. до н. э., но римская культура наследовала этрусскую и продолжала развивать заложенные ею направления в архитектуре.

Несмотря на разрыв с этрусками в конце VI в. до н. э., римская архитектура унаследовала от них такие типы архитектурных сооружений, как атриумный дом (атриум) и «тосканский» (т. е. этрусский) храм, с их односторонне направленной осевой композицией, принципиально отличной от свободной композиции греческого жилого дома.

На основе греческих образцов этрусками был создан тип храма, стоящего на подиуме (т. е. высоком пьедестале, подножии) с глубоким передним портиком (т. е. навесом перед входом в здание или галерею с колоннадой или арками). В подобных храмах появился так называемый тосканский (этрусский) ордер, являющийся по сути разновидностью дорического. Тосканский ордер, в отличие от греческих прототипов, более массивен, на стволе колонн отсутствуют каннелюры, фриз гладкий.

Сооруженные в конце IV в. до н. э. Аппиева дорога и подземный акведук Аппия Клавдия тоже замечательны для того времени своей монументальностью. Во всех этих сооружениях преобладали ложные арки и ложный свод.

Ранние римские мосты первой половины II в. до н. э. были многоарочными, т. к. еще не умели строить арки с пролетами более 6 м. В следующие 100 лет научились доводить пролет до 16 м, в результате чего характер мостов совершенно изменился уже во второй половине II в. до н. э. В 62 г. до н. э. в Риме были выстроены двухпролетные мосты Фабриция и Цестия, соединившие берега Тибра и остров Эскулапа.

Акведук Марция (144 г. до н. э.) был первым арочным акведуком. В более ранних акведуках Рима канал был проложен под землей или по сплошной стене. В акведуке Марция он шел по аркам на протяжении 10 км. Аркады акведуков стали как бы органической частью окружающего Рим пейзажа. Рационально запроектированный и тщательно выполненный акведук Марция отличался спокойными пропорциями. Этот памятник стал прообразом других акведуков как каменных, так и бетонных, например акведука Клавдия.

Римская система ордеров, развивавшаяся на основе греческих образцов, продолжала оставаться одним из главных средств художественной выразительности. Но, в отличие от Греции, здесь нашли применение пять видов ордеров.

Ордер у римлян рассматривается как декоративный элемент, а не как конструктивная часть. Даже колонны высекались из единого куска как скульптура. Получает распространение полный римский ордер с постановкой колонн на пьедестал.

Римская система ордеров (слайд 22):

А) Тосканский ордер – самый простой. С наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом.

Б) Римско-дорический ордер, в отличие от греческого дорического, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента.

В) Римско-ионический ордер – в наибольшей степени унаследовал формы и пропорции греческих ордеров. Однако с развитием тенденций населения Рима к обогащению несколько усложнились элементы ордера, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Г) Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в Императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством.

Д) Композитный ордер – повторяет формы коринфского, но его капитель сочетает в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

С I в. до н. э. устройство бесплатных зрелищ стало обычным, наряду с хлебными раздачами, и повлекло за собой постройку театров и амфитеатров по всей империи. Именно в это время окончательно сложился тип римского театра, который почти не изменялся впоследствии.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема.

Три театра Рима, построенные на равнине Марсова поля, – театр Помпея, театр Марцелла и театр Бальбы – наземные многоярусные сооружения с полукруглыми фасадами. Когда условия ландшафта позволяли, места для зрителей врезались в холм.

В римском театре для лучшей видимости пришлось отказаться от классического греческого типа и делать очертание орхестры (орхестра – круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений театральных актеров, хора или музыкантов, название переводится как «место для плясок») и рядов полукруглыми. Внутренний фасад сцены вырос в многоярусное сооружение со множеством колонн и статуй. Открытое пространство затягивалось тентом, который защищал от солнца и создавал иллюзию закрытого помещения. Вместимость римских театров – 5–12 тыс. человек, что гораздо меньше, чем греческих.

Порождением архитектуры императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Римского государства. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях.

Мемориальные (или триумфальные) арки, близкие по назначению к воротам, были чрезвычайно разнообразны по своей композиции. Ведущим элементом в них почти неизменно являлся покрытый аркой большой проезд в сочетании с ордером. При империи аркой отмечалась постройка дороги или моста, пожалование городу привилегий, заключение мира и т. д.

У входа на римский Форум в память победы римлян в иудейской войне была воздвигнута мраморная триумфальная арка Тита (81 г. н. э.) (слайд 23) Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в ее формы. Выступающий антаблемент и аттик (стена над антаблементом), контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность ее форм. Среднюю часть арки замыкают две летящие фигуры богини победы – Виктории, исполненные в невысоком рельефе.

Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенными рельефными композициями, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усиливает глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос жестов легионеров как бы вторят триумфальной теме архитектуры.

Самыми сложными типами римского здания по составу помещений и по использованным техническим приемам являлись термы (лат. thermae, от греч.

thermos – теплый, горячий). В отличие от обыкновенных бань, термы включали ряд помещений для отдыха, развлечений и физической тренировки. Здесь же были купальные залы, залы для чтения, экседры (открытые полукруглые залы) для беседы на свежем воздухе, бассейн, место для бега, главный павильон с холодной и горячей купальней, системы водоснабжения и отопления. Полы, стены, а позднее также и своды обогревались с помощью проходящих в них каналов, по которым циркулировали горячий воздух и дым из топок.

Римские термы – сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.

В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны термы Каракаллы (206–216 гг.) и термы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм иногда достигало огромных размеров (термы Каракаллы – 216 120 м). Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы – 363 535 м) (слайд 24).

Технической основой появления столь грандиозных сооружений явился накопленный опыт в создании смелых конструктивных форм – сводов и куполов из бетона. В термах эти формы пространственно взаимодействуют друг с другом, образуя сложную структуру. Уменьшив до минимума «инертную» массу конструкций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Придавая конструкциям различную форму, они максимально использовали возможности взаимного погашения горизонтальных усилий самими сводами. Так, перекрытие центрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды.

Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха.

значение в интерьере придавалось декоративно трактованным ордерным элементам и членениям. С помощью ордера и пластической разработки поверхностей сводов создавался зрительный эффект легкости конструкции, подчеркивалась идея пространственности интерьера.

Один из центральных залов терм часто делался круглой формы с купольным покрытием. Его размеры достигали больших величин: диаметр кальдария терм Каракаллы – 34 м. Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.

Связь заупокойного культа с общецерковным наиболее ясно отражалась в создании катакомб, в которых хоронили умерших членов своих общин. Эти небольшие помещения крестообразной в плане формы стали позднее местом, где ранние христиане собирались у саркофагов особо почитаемых усопших членов общины.

Для захоронения наиболее известных и богатых горожан строили мавзолеи. Наиболее монументальным мавзолеям часто придавали вид барабана, увенчанного конусом. Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге – один из наиболее мощных, строгих и монументальных памятников Рима.

Надгробия I в. до н. э. определили масштаб и характер последующих мавзолеев, разновременно построенных вдоль Аппиевой дороги. Сочетание суровости военной дороги с великолепием мавзолеев рабовладельческой знати определяло характер Аппиевой дороги при ее приближении к Риму.

Могильные памятники римлян являются подражанием греческим и этрусским. У римлян, так же как и у этрусков, практиковалось как погребение, так и сожжение трупов; последнему соответствуют колумбарии – места погребения с нишами в стене (например, колумбарий вольноотпущенников Ливии), в которых ярусами располагались ряды урн.

     

Наиболее грандиозными образцами римских гробниц являются мавзолеи Августа и Адриана: по внешнему виду это конические массивы, покоящиеся на цоколе. Они воспроизводят в колоссально увеличенном масштабе этрусскую гробницу в Казале-Ротондо.

В Альбано, под названием памятника Куриациев, мы видим другой тип этрусской гробницы, состоящей из удлиненных конусов на общем цоколе.

Гробница Цестия имеет форму пирамиды; гробницы заиорданской Сирии принимают иногда форму квадратной башни и расположены вдоль черты города наподобие оборонительных сооружений. Гробницам Цецилии Метеллы и семьи Плавтов придана форма круглых башен. Эти довольно массивные башни преобразуются в последние времена Римской империи в круглые или многоугольные храмы (гробница Диоклетиана в Спалато). Этот тип конструкции приводит нас к первым временам христианской архитектуры: к нему принадлежит гробница св. Елены.

Римские гробницы расположены за чертой города, обычно вдоль проезжих дорог (Аппиева дорога, Помпейская дорога гробниц). Законы «двенадцати таблиц» разумно запрещали погребение внутри города. Императорский Рим дерзнул отступить от этого правила только для гробниц своих императоров, и лишь в христианскую эпоху могилы стали скапливаться вокруг церквей и проникли даже внутрь религиозных зданий.

Центром деловой и общественной жизни Рима в VI в. до н. э. являлся Форум Романум (слайд 25). Это огромная площадь, на территории которой находилось множество зданий, памятников, статуй. Римский Форум много раз перестраивался. На территории Форума Романума располагались главные сооружения Рима: храм Юлия Цезаря, храм Сатурна, храм Августа, храм Венеры и Ромы, Колизей, Арка Тита, Арка Константина и др. Почти все монументы Форума принадлежали эпохе Республики. Знаменитый римский Форум стал с VI в. до н. э. центром деловой и общественной жизни города. Здесь происходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства и т. д. Планировка его главной площади и размещение примыкавших зданий, так же как и в афинском Акрополе, асимметрична, но причины тому иные.

В течение нескольких столетий Форум неоднократно перестраивался. Каждый новый император стремился превзойти предыдущего в пышности и богатстве сооружений, вот почему археологам трудно воссоздать его первоначальную планировку.

Площадь Форума окружалась глухой стеной. Новое понимание Форума как замкнутого пространства выразилось в отказе от органической связи с городом и с природными условиями участка в создании грандиозного зала под открытым небом. Замкнутость Форума вызывалась отчасти необходимостью изолировать его от трущоб и защитить от пожаров.

Среди архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней, особый интерес представляет Колизей (слайд 26). Строительство этого огромного амфитеатра Флавиев было начато Веспасианом в 72 г. н. э. и закончено его сыном Титом в 80 г. н. э.

     

Колизей имеет форму эллипса. Его продольный диаметр равен 187 м, поперечный – 155 м. Снаружи располагались три яруса ордерных арок, украшенных дорическими, ионическими и тосканскими колоннами, четвертый ярус был украшен коринфскими пилястрами (приставленными к стене колоннами). В центре Колизея находилась арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей, количество которых могло доходить до 56 тыс. человек.

Стена Колизея высотой 50 м сложена из крупных каменных блоков. Четыре яруса арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Вид бесконечно повторяющихся арок придает зданию монументальность и величие, которые позволили назвать Колизей «чудом света». Эллипс Колизея состоит из 80 арок, которые образуют наружный декор. Внутри амфитеатра на одной из сторон находилась ложа императора, которая выделена подиумом (высоким пьедесталом). В центре подиума стояло кресло императора, а остальное его пространство занимали сенаторы и представители императорской фамилии. Иногда в непогоду Колизей накрывали огромным тентом. В римском Колизее часто устраивались самые любимые жителями города цирковые игры, которые были изобретены в последние годы существования Республики, чтобы возродить и укрепить в римлянах воинственный дух, делавший их владыками мира. Эти игры положили начало профессии гладиаторов, обученных сражаться, убивать друг друга и хищных зверей. После травли хищников арена часто заполнялась водой и на ней устраивались морские сражения.

Одним из шедевров римского зодчества стал Пантеон – «храм всех богов»

(слайд 27). Построенный в 125 г. н. э Аполлодором Дамасским, он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставлен мощный портик коринфского ордера. Главное в Пантеоне – освещенный мягким светом интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно-величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны – диаметр купола (43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Купол имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие в его вершине – источник света; оно озаряет пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам».

Простоте геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер расчленен на три яруса. Нижний выделен большим ордером колонн и пилястр, обрамляющих высокие ниши со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом.

Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающихся кверху.

Своими отвесными членениями они связываются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам замыкая купол, а горизонтали вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление материальности его.

Ордер создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Образная сила Пантеона – в простоте и цельности архитектурного замысла. В дальнейшем развитии мирового искусства крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Но античное чувство меры остается недосягаемым.

Это грандиозное купольное перекрытие самое большое из всех сводов, построенных в Риме в последующие времена. Портик Пантеона имел 16 монолитных гранитных колонн, а его плафон был покрыт бронзой. В интерьере Пантеона использованы простые формы, по его окружности расположились семь ниш со скульптурами. В Пантеоне захоронены Рафаэль и его невеста, кардиналы, художники и архитектор Перуцци.

Ротонда в Пергамском Асклепейоне в Византии, храм в Остии и многие римские мавзолеи II–IV вв. н. э. – это уменьшенные и упрощенные подражания Пантеону.

Важное место в строительстве занимали крытые залы – базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала.

Трехнефная базилика Константина (312 г.) – одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания.

В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий – базиликальные церкви (слайд 28).

Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.027 с.)