Истоки архитектуры (первобытнообщинный строй) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки архитектуры (первобытнообщинный строй)



РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе

1.2. Распределение часов по темам и видам занятий студентов

     

Самостоятельная работа и контроль успеваемости

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Введение к курсу лекций

Лекция 1. Архитектура первобытнообщинного строя и государств Древнего мира

Истоки архитектуры (первобытнообщинный строй)

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древней Месопотамии

Контрольные вопросы

Лекция 2. Архитектура Античного мира

Древняя Греция

Архитектура Древнего Рима

Контрольные вопросы

Лекция 3. Средневековая архитектура

Архитектура православных государств

Архитектура западноевропейского средневековья

Контрольные вопросы

Лекция 4. Архитектура эпохи Возрождения

Раннее и Высокое Возрождение

Архитектура эпохи Позднего Возрождения

Контрольные вопросы

Лекция 5. Архитектура барокко и классицизма

Европейское барокко

Классицизм

Контрольные вопросы

Лекция 6. Архитектура периода эклектизма и модерна

Эклектика

Модерн

Контрольные вопросы

Лекция 7. Архитектура Западной Европы и Америки в конце XIX – XX века......... Контрольные вопросы

Лекция 8. Архитектура СССР и России XX–XXI веков

Советская архитектура

Особенности типологии и стилистики современной российской архитектуры

Контрольные вопросы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Методические указания по выполнению контрольной работы

Примерные темы контрольной работы

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

4.1. Фонды примерных тестовых заданий по дисциплине

4.2. Примерные вопросы к зачету по дисциплине

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

Дополнительный

Использованная литература и интернет-ресурсы

ТЕЗАУРУС

ПЕРСОНАЛИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Строительство является одной из древнейших форм человеческой деятельности. Знание истории архитектуры дает возможность лучше понять роль строительства зданий и различных сооружений на разных этапах развития человеческого общества.

Студенты строительных специальностей должны хорошо представлять те возможности, которые представлены в конструкциях и архитектурностроительных приемах. И история архитектуры дает для этого обширный материал, помогает решать практические задачи при планировании и строительстве различных зданий и сооружений.

Изучая историю архитектуры, студенты получают существенный объем необходимой для творческой учебной и предстоящей профессиональной работы информации. В результате освоения дисциплины студент будет владеть теоретическими знаниями, узнавать произведения архитектуры, знать их авторов, определять принадлежность объектов архитектуры к стилям и периодам.

     

Цель данного издания – помочь студентам всех форм обучения в усвоении теоретического материала по курсу «История архитектуры», ориентировать на активную самостоятельную познавательную деятельность, оказать методическую помощь в выборе темы контрольной работы, ее написании, оформлении и сдаче, а также в подготовке к тестам и зачету.

Учебная работа с данным электронным учебником ориентирована на активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Здесь раскрыты цель и задача дисциплины, приведено распределение часов по темам и видам занятий. В приведенных лекциях рассматривается история архитектуры разных стран разных времен. Для самопроверки знаний приведены тесты, а для углубленного изучения разделов «Истории архитектуры» рекомендован список литературы.

1. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе Учебная дисциплина «История архитектуры» на основании учебного плана СЛИ для специальности 270102 «Промышленное и гражданское строительство» относится к разряду общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых по выбору студента.

Цель изучаемой дисциплины – получение основополагающих знаний об истории и основах теории и практики архитектурно-строительного проектирования гражданских, промышленных зданий и комплексов в России и за рубежом.

Задачей курса является формирование у студентов понимания преемственности развития архитектуры. Студенты должны знать основные памятники архитектуры национального и мирового значения, историю их создания, авторов, уметь профессионально охарактеризовать их архитектурно-художественное и конструктивное решение.

Программой курса предусмотрены лекции, выполнение студентами заочной формы обучения контрольной работы.

В разделе «Контроль знаний студентов» приводятся тестовые задания и вопросы для подготовки к зачету.

В конце изучения курса студенты сдают зачет.

Полученный в результате изучения объем знаний позволит студентам профессионально ориентироваться в исторических застройках городов и селений, в вопросах современной архитектуры.

Изучение курса базируется на иллюстративном материале с широким использованием на лекциях слайдов, видеофильмов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

– иметь представление о принципах отношения к историческому архитектурному наследию; о роли зданий, связанных с историей архитектуры;

– знать основные памятники отечественной и мировой архитектуры.

1.2. Распределение часов по темам и видам занятий студентов Наименование темы дисциплины государств Древнего мира 7. Архитектура Западной Европы и Америки в кон. XIX–XX в.

Примечание. СР – самостоятельная работа, ФО – фронтальный опрос, КО – контрольный опрос.

1.3. Самостоятельная работа и контроль успеваемости Вид самостоятельной работы 1. Проработка материала по конспектам лекций и 10 учебной литературе Примечание. Текущая успеваемость контролируется фронтальным опросом текущего материала (ФО), контрольным опросом на практике (КО). Итоговая проверка знаний осуществляется на зачете.

2. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Искусство архитектуры зародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество.

Архитектура (лат. architectura, от др.-греч. – старший, главный и – строитель, плотник) – это искусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которые создают материально упорядоченную территорию, необходимую людям для полноценной жизни и трудовой деятельности.

Архитектуру часто называют застывшей музыкой, т. к. она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты. Две основные составляющие любого художественного произведения – это идея и ее вещественное представление. Если мастеру удалось достигнуть гармоничного соединения этих элементов, то результат его работы будет действительно восхитительным и изящным.

Каждый этап развития человеческой цивилизации имеет свой характерный архитектурный стиль, который символизирует конкретный исторический период, его основные черты, идеологию и характер. Архитектурные памятники могут рассказать о том, что было главным в жизни людей в момент их постройки, что для них являлось истиной красотой и искусством, каков был характер их жизни и многое другое.

Великие цивилизации прошлого очень часто ассоциируются ни с чем иным как с архитектурными творениями, которые остались после них. Например, Египет известен своими пирамидами, Китай – Великой Китайской стеной, Римская империя оставила архитектурный след в истории в виде величественного Колизея. И подобных примеров великое множество.

Каждое отдельное сооружение или их ансамбли, проспекты, парки, улицы и площади, целые поселки и города вызывают у людей определенные эмоции, чувства и настроения. Это происходит из-за того, что авторы архитектурных произведений вложили в них определенную идею и смысловую информацию.

Каждая постройка имеет конкретное назначение, поэтому ее внешний вид должен соответствовать ему и настраивать людей на определенный лад.

В современном мире в эпоху бурного технического развития у архитекторов появилась возможность воплотить в жизнь самые смелые замыслы и идеи.

Благодаря этому появились такие архитектурные стили, как модерн и хай-тек, которым в отличии, например, от старинного романского направления или противоречивого барокко, свойственна смелость решений, многообразие материалов и яркость идей.

Но, несмотря на появление новых современных архитектурных течений, никогда не потеряют свое очарование старинные особняки, соборы и дворцы, которые являются своеобразным символом города или страны, где они расположены. Такие здания существуют вне времени и всегда вызывают восхищение и трепет у истинных ценителей архитектурного искусства.

Архитектура первобытнообщинного строя 1. Истоки архитектуры (первобытнообщинный строй) Начало строительной деятельности человека относится к эпохе палеолита и связано с первым опытом человека по сооружению жилища с помощью примитивных каменных орудий.

Человек развивался, совершенствовались его орудия труда. Кочевой образ жизни сменялся оседлым. В этот период и появились первые хижины и шалаши, сплетенные из тонких ветвей. Племена, которым по-прежнему приходилось перебираться с места на место, научились мастерить переносные жилища, напоминающие палатки. Из массивных костей животных сооружали каркас, на который в холодную погоду вешали шкуры животных, а в теплую – кору деревьев. Такой «дом» без особых проблем можно было перенести на новое место. В более суровом климате, когда поблизости не было пещер, люди рыли землянки. Некоторые ученые предполагают, что первый дом человек построил не для себя, а для надежного хранения урожая. Ведь именно от его сохранности зависело благосостояние племени. К этому времени первобытные люди уже научились пользоваться каменным топором. Самыми главными задачами при строительстве сооружения были прочность и надежность, ведь никаких законов архитектуры люди тогда еще не знали, в их распоряжении был скудный строительный материал, они только учились строить.

     

На втором этапе – в неолите (VI–II тыс. до н. э.) появляются более совершенные орудия труда из камня. Жилище из дерева приобретает вид сравнительно крупного прямоугольного по форме здания, стены которого представляют собой плетень из прутьев по столбам-бревнам. Дома строились по кругу, где по внешнему краю располагались более крупные дома, а внутри – дома меньшего размера.

До этого времени разные племена из разных строительных материалов строили похожие по форме жилища: круглые, овальные. Для нас же больше привычны дома с прямыми углами. Почему древние не использовали в строительстве домов прямой угол? Во-первых, в то время он еще не был открыт. Вовторых, чтобы узнать, почему некоторые народы предпочитают круглые жилища: иглу, юрты, надо поближе познакомиться с жилищами разных народов.

Первый вопрос, который встает перед строителем, – из какого материала он будет строить дом. Обычно используется самый доступный материал.

Племена, в распоряжении которых имелись ветви, строили из них свои шатры, так называемые кущи. Пальмовые ветви, переплетенные с другими ветвями или тонкими жердями, втыкали в землю – возведение такой постройки не требовало особых усилий, к тому же ее легко можно было переносить. Оседлые кафры строили жилища более прочные и надежные. Они были круглыми, диаметром примерно 6 м. Кафры вбивали в землю деревянные столбы, делали между ними стены из сплетенных ветвей, обмазанных глиной. Высота стен достигала 2,5 м. Помещение разделяли еще одной более высокой стеной, посередине которой находился столб, служивший подпоркой для соломенной конусообразной крыши. Кочевники-бедуины жили в шатрах. Многие народы Центральной и Средней Азии жили в юртах. Для кочевых племен это очень удобный дом, который можно легко разбирать и перевозить. Главное место в юрте занимал очаг. Жители Крайнего Севера строят свои дома – иглу – из снега. Ведь снег не только холодит, но и согревает, т. к. обладает плохой теплопроводностью. Как видим, каждый народ строил жилища из имевшегося под рукой материала.

Присмотревшись внимательнее, понимаешь, что круглая форма жилища – самая удобная и рациональная, позволяющая всем расположиться около очага и максимально использовать оставшееся пространство жилища. Строить высокие жилища люди еще не научились, поэтому были вынуждены увеличивать высоту за счет глубины. Люди рыли глубокую яму, над которой и устанавливали юрту. Благодаря этому, например, в юрте можно было ходить выпрямившись.

Из деревянных решеток, расставленных по кругу и связанных волосяными шнурами, мастера изготавливали каркас юрты. Кстати, каркас был основой и таких жилищ, как чум, вигвам, шатер, яранга, кибитка. Эти жилища так и называются каркасными.

Современные строения сложно представить без прямых углов. Прямые углы окружают нас повсюду: это и крышка стола, и стены, и экран телевизора, двери, окна. Словом, без прямого угла не обойтись.

В том, что строение, имеющее непрямые углы, непрочно, довольно легко убедиться. Попробуй построить башню из кубиков. Она будет держаться до тех пор, пока кубики будут стоять точно под прямым углом. Если же положить один из них криво, башня начнет наклоняться, кривиться и вскоре рухнет.

История не сохранила имени человека, который первым догадался поставить строительные доски под прямым углом. Возможно, это одновременно произошло в нескольких уголках Земли. А ведь именно с этого в архитектуре началась новая эпоха. Так что открытие прямого угла сыграло огромную роль в развитии архитектуры.

Третий этап – бронзовый (II – нач. I тыс. до н. э.), железный век (IX–VII вв.

до н. э.). В бронзовом веке металлические орудия позволили резко увеличить производительность труда. К этому времени получают широкое распространение зародившиеся еще в эпоху позднего неолита мегалитические сооружения (от греч. megas – большой и lithos – камень) из огромных необработанных или полуобработанных камней. Назначение этих сооружений было связано главным образом с религиозными обрядами.

Различают несколько видов мегалитических сооружений.

1) Менгиры (от нижнебретон. men – камень и hir – длинный) – представляли собой каменные столбы, округлые в сечении и поставленные вертикально, достигавшие иногда 20 м высоты и веса около 300 т (слайд 1). Менгиры использовали как погребальные сооружения, памятные столбы и пограничные знаки. Иногда менгиры стояли группами, располагаясь параллельными рядами протяженностью до 3 км (Карнак в Бретани, где их количество доходило до 3 000). Ученые предполагают, что каждый менгир ставился в память какоголибо умершего. Массивность этих сооружений, очевидно, была связана с сознательным намерением древнего человека достигнуть определенного мистического впечатления.

2) Дольмены (от бретон. tol – стол и men – камень) (слайд 2). Это погребальные сооружения, состоящие из нескольких вертикальных плит, перекрытых горизонтальными. Плиты по весу достигают нескольких десятков тонн.

Первоначально дольмены были небольших размеров – около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту. В дальнейшем им стали придавать более внушительный вид, а подход к ним устраивали в виде каменной галереи протяженностью иногда до 15–20 м. Дольмены служили и жилищем, и храмом, где совершали религиозные обряды.

3) Кромлехи (от бретон. crom – круг и lech – камень) – один из видов мегалитических построек, представляет собой группу каменных столбов, расположенных по кругу или незамкнутой кривой, перекрытых горизонтальными каменными плитами; в кромлехе проявились некоторые ранние черты архитектуры (симметрия, ритм, подчеркивание центра, прототип стоечно-балочной системы). Иногда эти круги состояли из одного, двух, трех концентрических рядов вертикально поставленных камней.

Примером наиболее сложного мегалитического сооружения является Стоунхендж (Солсбери, Англия) (слайд 3). Диаметр его круга был равен 30 м и состоял из вертикально поставленных камней, перекрытых поверху горизонтальными. В середине разместились два кольца невысоких камней, а между ними третье из попарно поставленных высоких; в центре лежит одиночный камень, вероятно, алтарь.

Ученые предполагают, что кромлехи также являлись культовыми сооружениями, служили храмами Солнца и Луны, что древние люди использовали их как календарные сооружения и обсерватории.

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности курганы – распространенный вид сооружений мемориального характера (слайд 4). Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась вторая камера для погребения. Перекрывались камеры накатами бревен с покрытием их берестой. Засыпка землей образовывала курганный холм, часто значительной высоты. Примером срубного кургана может служить Пазырыкский курган в горном Алтае.

Характерны так называемые циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедным камнем, но изобилующим лесами, распространились поселения «городища», укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами. Жилища располагались по кругу. Выходы были ориентированы к центру. Каждое сооружение состояло из двух отделений. Первое из них, без очага, очевидно, предназначалось для хранения хозяйственных запасов и сообщалось длинным коридором со вторым отделением, которое при площади около 130 м2 имело в центре очаг, а по углам – небольшие комнаты размерами 6–12 м2, тоже с очагами. Жилое помещение углублялось в землю на 1 м и сообщалось коридором с соседними жилыми сооружениями.

     

В этом же городище были жилища и меньшего размера.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта соответствуют периодам его социально-хозяйственного развития, известным по письменным источникам.

Историю Древнего Египта делят на периоды:

Додинастический и архаический период – с конца IV тыс. до н. э.

Древнее (раннее) царство – 3000–2400 гг. до н. э.

Среднее царство – 2100–1700 гг. до н. э.

Новое царство – 1584–1071 гг. до н. э.

Поздний Египет – 1071–332 гг. до н. э.

Эллинистический период – 332–30 гг. до н. э.

Древние египтяне селились в долине Нила, климат которой всегда был мягким, а земля, удобряемая речным илом, пригодна для земледелия. Неудивительно, что первое государство возникло именно здесь. В додинастический и архаический период здесь закладываются основы своеобразной египетской культуры.

До нас дошло очень мало памятников культуры этого времени. Предполагается, что первые настоящие дома стали строить в Древнем Египте. Предшественники египтян жили в шалашах и хижинах, сплетенных из прутьев, обмазанных глиной. Несколько позже появляются здания, сложенные из кирпича-сырца размером 14 38 11 см на растворе из глины, извести и песка или без раствора. Камень был привозным и поэтому применялся только для устройства фундаментов, а также в качестве облицовочных плит.

В дельте Нила археологи нашли древнее поселение бадарийцев времен неолита. Его уже можно назвать небольшой деревушкой. Здания в нем двух типов: одни – совсем крошечные, сплетенные из ивовых прутьев, другие – большие дома, стены которых выложены циновками, обмазанными глиной. Крышей также служат циновки. Некоторые стены возведены из глины и твердого ила.

Дома стоят в определенном порядке, можно даже различить подобие улиц.

В период Древнего царства формируются основные типы жилища, происходит развитие строительной техники, это время начала строительства пирамид и возведения обелисков. В пирамидах воплощен дух египетской культуры.

Этапы развития пирамид. Простейшим монументальным сооружением в это время была мастаба (араб., букв. – каменная скамья). Мастаба состоит из двух частей – наземной и подземной. В подземной части располагается погребальная камера, где находится мумия. А в наземной расположен сердаб – молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена. Одна из самых древних, сохранившихся до нашего времени мастаб находится около Саккары. Предполагают, что она принадлежала либо второму фараону I династии или даже объединителю Египта фараону Мену.

Сооружением этого же типа является пирамида Джосера в Саккаре (слайд 5), датируемая ок. 2780 г. до н. э. Пирамида, выполненная из известняка и грубого камня, состоит из шести ступеней, высота ее равна 60 м, а основание 109,2 121 м. Она была построена на основании мастабы: сначала была мастаба, а потом к ней добавили четыре ступени и несколько позже еще две. Издали она выглядит как шесть поставленных друг на друга мастаб. Ступенчатая пирамида была символической лестницей, ведущей к звездам. Значение этой пирамиды состоит в том, что она считается первым в мире каменным архитектурным сооружением, «матерью всех пирамид».

Изобретателем пирамидальной архитектурной формы считается Имхотеп – зодчий, математик, астроном и медик, главный советник фараона. Это он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона Джосера еще мастабы размерами поменьше, в результате чего получилась ступенчатая пирамида. Таким образом, значение Имхотепа состоит в том, что он является основоположником архитектурной традиции всего Древнего царства, которая использовала пирамидальную форму при проектировании царских захоронений.

Пирамида Снофру в Дашуре (слайд 6) представляет собой пирамиду с непрямыми, а изломанными гранями, верхняя часть имеет больший уклон. По одной из версий, почему пирамида имеет такие особенности, предполагается, что фараон внезапно умер и чтобы быстро завершить строительство, пришлось изменить угол наклона граней пирамиды. Вторя версия – стены при строительстве начали трескаться, и с целью снижения нагрузки на внутренние камеры пирамиды был изменен наклон верхней части пирамиды. Примечательность этой пирамиды еще и в том, что в нее имеется второй вход – на западной стороне, тогда как вход в пирамиду делали во времена Древнего царства только на северной стороне пирамиды (это было связано с религиозными верованиями древних египтян). Почему здесь появилась потребность во втором, западном, входе – это остается загадкой. Также в этой пирамиде не обнаружено и следа присутствия саркофага, который был бы расположен в этих комнатах.

Внутри пирамиды впервые применены свободно стоящие столбы, выполняющие конструктивную роль опор. Рядом с пирамидой находятся два храма.

Один из храмов расположен в 700 м от пирамиды, поэтому его называют Встречающим храмом (или Храмом долины). От этого храма была дорога к другому храму. Из-за такого расположения объектов погребальный комплекс и уникален и в Египте нигде больше не встречается.

Классические пирамиды в Гизе. Крупнейшие пирамиды расположены в Гизе близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина (слайд 7).

Самая большая из них – пирамида Хеопса, высота 146,6 м. Сторона основания 233 м (квадрат). Пирамида сложена примерно из 2 300 000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый. Общий вес – 7 млн т.

Внешние плиты пирамиды были отполированы до зеркального блеска. На солнце и при лунном свете пирамида сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл. Восьмиметровая верхушка пирамиды не сохранилась, не исключено, что она была облицована золотом. Строили эту пирамиду 20 лет.

Пирамида является примером редкого технического совершенства. Точность изготовления, сборки и пригонки камней просто фантастична. При постройке пирамиды Хемиуну (зодчий и начальник строительства) удалось решить много технических задач. Например, над камерой для саркофага и над входом в пирамиду, расположенным на высоте 14 м от уровня земли, он впервые применил треугольные арки и своды, воспринявшие чудовищный вес лежащих над ним камней. Для того чтобы еще больше разгрузить своды, он над камерой саркофага разместил еще несколько пустых камер. До Хемиуна в Египте арки никогда не применялись, да и в более поздних египетских постройках они не встречаются.

По древним свидетельствам в пирамиде замурованы собственные чертежи и проекты фараона Хеопса.

Всего на 8 м ниже ее пирамида Хефрена и значительно ниже (почти вдвое) – пирамида Микерина.

Высота пирамиды Хефрена 136 м, длина стороны основания 215 м. Угол наклона боковой грани равен 53. Пирамида сложена из каменных блоков разного размера и облицована плитами белого известняка. У самой вершины часть облицовки из красивого желтого известняка.

Рядом высится фигура Большого Сфинкса. Впервые о сфинксе упомянул римский писатель и ученый Плиний Старший. Размеры фигуры сфинкса колоссальны: высота его 20, а длина – 57 м. Высеченная из цельной скалы фигура изображает лежащего льва с человеческой головой. Между огромными лапами сфинкса зажата стела из красного гранита, которую откопали в 1818 г. «Отцом трепета» называли Сфинкса кочевники-бедуины. Они изуродовали лицо Сфинкса, а солдаты Наполеона стреляли в Сфинкса из ружей и пушек.

Третья из Великих пирамид Гизе была построена для сына Хефрена Микерина. Высота ее 70 м, длина стороны основания 108 м. Несмотря на небольшие размеры, она была сделана так же тщательно и выглядела очень эффектно. Ее облицовка, сейчас полностью утраченная, была двухцветной. Снизу на треть высоты она была сделана из бледно-розового гранита, а верхняя часть – из белого известняка.

В архитектуре храмов Древнего царства были обнаружены уникальные формы египетских растительных колонн: лотосовидная, папирусообразная, пальмовидная и гаторическая (символизирующая богиню красоты Гатор (Хатор)) (слайд 8).

Лотосовидная колонна являлась стилизацией пучка из шести – восьми стеблей лотоса, стянутых вместе пятью кольцами у основания почти нераспустившихся бутонов.

Папирусообразная колонна отличалась от лотосовидной тем, что капитель первой изображала связку бутонов папируса, а капитель второй – связку бутонов лотоса. Ствол папирусообразной колонны сужался книзу.

У пальмовидной колонны – круглый, гладкий, сужающийся кверху ствол, а капитель в виде венца пальмовых листьев с неизменными пятью кольцами перевязки под ними. Папирусообразная колонна широко применялась в Египте во все времена, начиная с Древнего царства. Пальмовидная колонна применялась главным образом в Древнем и Среднем царствах, а также в эллинистическом Египте. В Новом царстве в культовой архитектуре она почти не употреблялась, а применялась в гражданской архитектуре.

Гаторическая колонна, т. е. колонна с кубической капителью, на сторонах которой рельефно дана голова богини Гатор, зарождается в период Среднего царства, встречаясь и в архитектуре периода Нового царства. Лучшие образцы гаторической колонны даны в храме богини Гатор в Дендера (I в. до н. э.).

В своей простейшей форме типичный египетский храм времени Нового царства состоял из трех основных частей: святилища с окружающими его вспомогательными помещениями; крытого гипостильного, т. е. колонного, зала; замкнутого двора. Все эти три части располагались по оси более или менее вытянутого прямоугольника, обнесенного глухой стеной с одним главным входом во двор, который был обработан в виде монументального портала и обрамлен двумя тоже глухими башнями – пилонами. Последние представляли собой подобие двух усеченных пирамид с вытянутым прямоугольным основанием.

     

В египетских гипостильных залах для поддержки перекрытия применялись различные восходящие еще к Древнему царству типы колонн, иногда называемые египетскими «ордерами». В Новом царстве получила распространение особая и важная разновидность папирусообразной колонны с колоколообразной капителью, исходящей из формы не бутонов, а раскрытого цветка папируса.

В этой колонне ствол уже не расчленен на отдельные стебли, вся колонна сверху донизу покрыта резьбой и раскраской, изображающей венец миниатюрных цветов вверху капители и крупные листья в основаниях капители и ствола. Такая колонна стала применяться для оформления центральных проходов гипостильных залов и открытых дворов.

В храмах Среднего и Нового царств нередко применялись, кроме колонн, так называемые осирические столбы – столбы с приставленными к ним огромными статуями фараона в одежде и позе бога Осириса.

История Среднего царства характеризуется общей раздробленностью страны. Непоколебимая власть фараона Древнего царства сменяется властью аристократии на местах в своих вотчинах – номах. Египет претерпевает смену нескольких династий фараонов вплоть до восемнадцатой, которые тщетно пытались объединить государство, пока к власти не пришел Сенусерт III, которому удалось осуществить централизацию, что сразу повлекло за собой масштабное строительство. В правление Сенусерта III было создано огромное водохранилище в районе Файюма. Работы по обустройству Файюмского оазиса начались еще при предшественнике Сенусерта Аменемхете III. С помощью дамб, плотин, каналов и шлюзов естественная котловина была превращена в искусственное Меридово озеро, позволявшее накапливать избыток воды разливающегося Нила, регулируя ее уровень, и орошать многочисленные новые плодородные земли. Рядом был построен огромный лабиринт с гробницей фараона. Этот грандиозный проект греки в будущем причислят к шедеврам строительного искусства египтян.

Если отличительной чертой Древнего царства было строительство гигантских пирамид, то теперь пирамиды строятся как небольшие ничем не примечательные сооружения. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием концентрации общегосударственных материальных ресурсов в единых руках, т. е. в руках фараонов. Средства распылялись среди множества людей – знати, жрецов, чиновников, ремесленников и даже малоимущих. И как результат, за исключением короткого периода ХI и ХII династий, – отсутствие крупномасштабного строительства. С другой стороны, отпала необходимость в создании пирамид, т. к. фактически не существовало центральной власти. Только погребальный комплекс фараонов ХI династии Ментухотепа III и Ментухотепа IV в Фивах вернулся к образу пирамиды. Место, где был построен комплекс, сегодня носит название Дейр-эль-Бахри.

Наиболее яркой страницей в истории строительства Среднего царства стали пещерные гробницы. Интересны гробницы в Бени-Хасане. С точки зрения инженерного решения, ничего нового египтяне в них не добавили. Выдолбленный узкий проход ведет вглубь скалы с небольшими храмовыми залами, в которых размещены две или четыре колонны. Пролеты по-прежнему минимальны, за исключением входных. Опоры здесь довольно широко расставлены и имеют небольшие сечения, к тому же их стволы прорезаны вдоль желобками, которые в греческой архитектуре получат название каннелюры. Нагрузка на колонны невелика, поэтому балка имеет сравнительно небольшое сечение. Эти колонны явились примерами первого приближения к протодорическому ордеру, хотя и не стали его прототипом.

Эпоха Среднего царства отмечена также развитием дворцовой архитектуры. Строительство дворцов получило довольно широкий размах. Дворцы наделялись признаками как простого жилого дома периода Древнего царства с геометрическими формами в построении плана вокруг открытого двора, так и элементами парадного характера. Нужно отметить, что примеров дворцового строительства практически не сохранилось, так что все выводы о характерных особенностях архитектуры дворцов исследователи делают в основном по памятникам изобразительного искусства.

Наружный вид дворцов был чрезвычайно прост, лаконичен и имел геометрически правильные формы. Гостевые залы были выше остальных, что давало возможность на перепаде высоты размещать световые и вентиляционные решетки. Этот прием позже использовался при сооружении храмов Нового царства. Легкие балконы поддерживались тонкими колонками. Наиболее роскошным был, по-видимому, дворец Аменхотепа III в Фивах. Дворцы и богатые виллы обносились стеной, вокруг разбивались дворцовые парки. Раскопки открыли такой парк у виллы в Тель-эль-Амарне, он протянулся на 70 м в длину. При всем этом период Среднего царства с его политической и экономической раздробленностью не отличался активным строительством крупных и значимых памятников.

Расцвет храмового строительства приходится на эпоху Нового царства и совпадает со временем, когда значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фиванское жречество. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта – храм Амона (бога Солнца) в Карнаке (нач. II тыс.

– I в. до н. э.) и храм Амона в Луксоре (XV – сер. XIII в до н. э.), о них речь пойдет ниже.

Формирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств (слайд 9). Основными элементами храмового комплекса были подводящая к храму обрамленная с двух сторон статуями сфинксов монументальная аллея; массивная стена с порталом входа – пилон, образующий фасад храма, окруженный изнутри колоннами двор – перистиль, закрытое помещение с рядами колонн – гипостильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счет перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн; сравнительно небольшое затемненное помещение святилища, вокруг которого располагались помещения для жрецов. Последовательное развитие симметричных пространств по оси с возрастанием значения масс и постепенным затеснением пространства, подавление человека крупным масштабом форм и усиливающийся эффект таинственности – важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры, подготавливающего людей к совершению мистического ритуала.

В Египте в период Нового царства можно выделить два типа храмов – долинные и скальные. Среди долинных наибольшей известностью пользовались храм Амона в Карнаке (древние Фивы) и храм Амона в Луксоре (также древние Фивы). Самым замечательным архитектурным скальным храмом явился ансамбль царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Храм Амона в Карнаке создавался (зодчий Инени и др.) в течение более полутора тысячелетий, примерно с нач. II тысячелетия и кончая I столетием до н. э. (слайд 10). О размахе архитектуры храма дают представление масштабы его гипостильного зала с колоннами высотой 20,4 м, диаметром 3,57 м. Храм много раз перестраивали новые фараоны, добавляя все новые части: пилоны, дворы, гипостильные залы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.064 с.)