Расскажите об архитектурных шедеврах Древнего Рима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расскажите об архитектурных шедеврах Древнего Рима.



1. Архитектура православных государств В V в. могучая Римская империя пала, а вместе с ней ушел в прошлое и античный мир. На берегу Босфора императором Константином был возведен г. Константинополь – «Новый Рим» – столица Византийского государства. Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как себя называли ее жители. С одной стороны, ее культура явилась продолжением богатой античной культуры, а с другой – началом культуры средневековой. Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, и творчески переработала их художественные традиции.

Достоинства Византийской архитектуры:

– создание нового типа церковного здания – крестово-купольного храма;

– выработка иконографии, подчиненной строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси;

– осуществление синтеза мозаичных и фресковых росписей в храмах.

     

Главным архитектурным сооружением стала базилика – храм, назначение которого существенно отличалось от архитектуры прошлого. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские базилики стали тем местом, где верующие собирались на богослужение. Они рассчитаны на пребывание в них человека.

Все храмы ориентированы на восток, где находится центр Земли – Иерусалим. На востоке в торце основного прямоугольника располагается полукруглая ниша – абсида – с расположенным в ней алтарем – священной частью храма. К входу в здание на западе обычно примыкает двор – атриум, окруженный покрытой кровлей колоннадой. Для византийских храмов характерен контраст между внешним и внутренним обликом. Внешне храм скуп и строг, внутри украшен фресковыми и мозаичными росписями на стенах.

Позднее большое значение приобретает новый тип храма – крестовокупольный, имеющий в плане форму креста и завершенный в центре куполом.

Базилики Византии были всегда трехнефными (базилика Святого Франческа в Равенне, IX в.).

Самым значительным храмом византийской архитектуры стал собор Святой Софии в Константинополе (532–537 г. н. э.), соединивший базилику с купольным перекрытием (слайд 29). В плане этот собор представляет собой большой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры образуют огромный квадрат. Центральный купол Софии имеет в диаметре 31,5 м. К центральному куполу примыкают еще два, более низких купола.

Собор Святой Софии – «Премудрости Божией» выражал непостижимость восприятия Вселенной, воплощал идею могущества Византийской империи.

Строили собор зодчие Анфимий из Тралл и Исидор.

Мировую славу приобрели мозаики Византии, где впервые стали применять окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты, с тончайшей золотой поверхностью. Их цвет символизировал роскошь и богатство и был самым ярким и сияющим из всех цветов. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в г. Равенне (IV в. н. э.).

Византийские центрально-купольные храмы были либо однокупольными, либо пятикупольными. Еще одним известным сооружением Византийской архитектуры являлся мавзолей Теодорико в Равенне.

В IV–XIII вв. наибольшее распространение получило строительство монастырских ансамблей. Центром архитектурной композиции монастыря был главный храм, так называемый каталикн или кафоликн (греч. – «главный, общий (храм)») – в современной Греции – главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существует несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря. Господствующим типом храма оставался крестово-купольный, прямоугольные помещения которого, перекрытые обычно цилиндрическими сводами, составляли в плане равноконечный крест; в средокрестии на световом барабане размещался купол. Примером такой постройки служил каталикон монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (ок. 1020 г.).

Рациональность и несложность конструктивного решения, прочность и устойчивость, завершенность композиции способствовали распространению крестово-купольных храмов за пределами Византии (храм Гроба Господня в Иерусалиме).

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием в 988 г. христианства. К XI в. в связи с ростом городов (их количество превысило 270) стало осуществляться каменное строительство, во многом опирающееся на византийские традиции. Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, расчлененный на три или пять нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево, как основной строительный материал, использовалось на Руси для сооружения не только простых крестьянских изб-срубов, но и шатровых и ярусных храмов. К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, а поэтому об архитектуре Древней Руси можно судить по сохранившимся каменным постройкам.

Основные особенности древнерусской архитектуры храмов: крестовокупольная конструкция – два пересекающиеся под прямым углом свода; верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары, повторяя очертания сводов. Купола – яйцевидные (а) (древнейшие), шлемовидные (б), луковичные (в) (слайд 30).

Количество куполов имело символическое значение: два купола – проявление божественного и человеческого начал в Христе, три купола – Божественная Троица, пять – Христос и четыре евангелиста, тринадцать куполов символизировали Христа с двенадцатью апостолами. Храм всегда строился алтарем на восток навстречу солнцу. В храме нечетное количество абсид. Их количество связано с размером храма (одна, три, пять.

Храм имеет три входа, которые располагаются в середине стен – западной, северной и южной. Главным всегда был западный вход, декоративно оформленный порталами (вход в здание). В Древней Руси был распространен так называемый перспективный портал – несколько вставленных друг в друга и уходящих вглубь стен арочек на колонках. В главной алтарной абсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Здесь возводили на престол князей, звучали проповеди.

Боковые нефы в западную часть храма занимали поднятые над полом хоры – в раннехристианских церквах место перед алтарем, предназначенное для певчих и отделенное оградой от остальной части церкви; позднее в западноевропейских странах хором стала назваться вся восточная (алтарная) часть церковного здания; в православных храмах – балкон, расположенный, как правило, в западной части (иногда также над южным и северным нефами) и предназначенный для высшей знати. Присутствие хоров характерно для придворных княжеских храмов, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Они как бы возвышали и отделяли их от общей массы присутствующих в храме.

С западной стороны в храмах устраивали притвор (нартекс). Он отделялся от остального пространства глухой стеной с дверью посередине. Именно здесь находятся верующие во время богослужения;

Нередко к основному сооружению храма пристраивали приделы для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т. к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же, как и священник не может совершать более одной литургии в день). По сути дела это были небольшие храмы, имеющие свой алтарь с престолом и отмеченные снаружи главкой.

Алтарь находится в восточной части храма. Алтарь отделен от храма иконостасом. Перед ним небольшое возвышение – солея. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. Солея служит как бы просцениумом (лат. proscaenium, от греч. proskenion) – передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены) для богослужения, где по сторонам устраивают клиросы – места для певчих. Средняя часть солеи, выступающая в середину храма, называется амвон (от греч. mbn – возвышение) – возвышенное место (перед средней частью иконостаса) в православном храме. Отсюда во время богослужения читается Евангелие, произносятся проповеди; в глубине алтаря находится главная святыня храма – престол. Это четырехугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В южной части алтаря находится диаконник, где перед началом службы священник и диакон облачаются в ризы.

     

Здесь же ризы обычно хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.

В северо-восточной части алтаря располагается жертвенник – по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время литургии на нем готовят священные дары для совершения таинства причащения; в северо-восточной части храма имелись глубокие подвальные помещения – подклети, где устраивались захоронения знатных людей.

Три Софийских собора середины XI в. – в Киеве, Новгороде и Полоцке – составляют единую группу в архитектуре и единое явление в истории всей русской культуры. Сходство, одинаковость их посвящений и композиционное сходство не случайны.

Самым большим храмом в Древней Руси был Софийский собор – храм в честь святой Софии – мудрости Божией в Киеве (XI в.), построенный по случаю победы над печенегами князем Ярославом (слайд 31). Зодчие заложили большой пятинефный храм, окруженный с трех сторон галереями. Подлинным украшением собора стало его многоглавие. Двенадцать (некоторые исследователи считают, что первоначально их было 25) разновеликих куполов образовали пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Собор производил огромное впечатление на простых горожан своими размерами и парадным видом. Он вознесся почти на 30 м над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками. Ошеломляла необыкновенная высота сводов, простор хор и галерей, не могли оставить равнодушными мозаики и фрески, сплошь покрывающие храм внутри.

За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик. На рубеже XVII–XVIII вв. его частично перестроили в духе «украинского барокко». Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.

Вслед за киевской Софией возникла Новгородская София (1045–1050 гг.) (слайд 32). При всей схожести планировки (пятинефное крестово-купольное здание, хоры двухэтажные, боковые галереи с арками) она имела свои характерные особенности. Вместо многокупольности киевского храма Новгородскую Софию венчали пять глав, тесно сгруппированных в центре и напоминавших по форме шлемы русских богатырей. Стены храма снаружи лишены каких-либо декоративных деталей. В целом внешний вид собора отличается простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Вместо колонн тройных арок нашли широкое применение двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты фресками.

Основной чертой новгородских церквей является их приземистый объем и подчеркнуто строгие формы: они, как говорится, не столь ладно скроены, сколь крепко сшиты.

Крупнейшим архитектурным центром на Руси в XII–XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княжество. В основном здесь строили из тесаного белого камня. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышавшейся на высоком барабане, и выступающими абсидами. Стены храмов расчленялись на три части лопатками-пилястрами, каждая из которых завершалась закомарами.

Самое крупное сооружение Владимира – Успенский собор (1158–1160 гг.) (слайд 33). Как главный собор города, он возвышается над всеми остальными постройками. По художественному воплощению он не уступает новгородской Софии, но это достигается иными архитектурными средствами. В нем больше движения, динамики, его фасады расчленены и богато украшены, купола далеко расставлены между собой. В течение многих лет храм неоднократно перестраивался. Первоначально он был одноглавым, но позднее к главному шлемовидному куполу добавлены еще четыре главы. Храм окружали галереи, соединенные арками. Наружная отделка храма поражала роскошью и изысканностью вкуса. Фасады, разделенные пилястрами, казались шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивали стройность и высоту собора.

Посередине фасада проходила широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арочками. Внутри собор был расписан фресками и содержал богатую церковную утварь. Центральное месте в храме занимала икона Владимирской Богоматери – признанный шедевр византийской живописи, привезенный Андреем Боголюбским из Киевской Руси.

Недалеко от Владимира, на берегу реки Нерли, среди заливных лугов, стоит белокаменный храм Покрова Богородицы (1165 г.) – одна из вершин русского зодчества, его гордость, гимн красоте и гармонии человека с природой (слайд 34). Одни сравнивают этот храм с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Другие уподобляют церковь милой девушке в подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. Нежность, красота, гармония, женское обаяние, грусть и печаль – все слилось в нем воедино.

В простых формах храма зодчим удалось передать впечатление легкости, изящества и стройности устремленного ввысь собора. Церковь построена в традициях четырехстопного храма с членением наружных стен на три неравные абсиды. Средняя абсида шире остальных: она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Из-за нарушения симметрии кровля воспринимается как сплошная волнистая линия, усиливающая живость и динамичность общего архитектурного облика. Фасады богато украшены резьбой, ею также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Главный декоративный мотив – арка на двух строчных колоннах и каменные узоры на поверхности стен – придают зданию особую красоту и очарование.

В XIV в. русские земли объединяются вокруг Москвы, которая становится культурным центром Российского государства. Архитектура Московского княжества во многом опирается на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашают и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства. В деревянной Москве начинается сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1329 г.) и Архангельского (1330 г.) соборов в Кремле.

Со второй половины XV в. Москва становится столицей единого централизованного Российского государства. Характерными чертами белокаменных московских церквей являются силуэты ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола, один из которых возвышается над остальными, килевидные формы арок (так называемые кокошники), окружающие основание барабана купола. Все это придает архитектурным сооружениям особую динамичность, легкость и стремительность ритма.

Нам мало известно о древнейших зданиях в Московском кремле, т. к. их первоначальный облик был сильно изменен в последующие времена. К концу XV в. Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с бойницами и зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низкими деревянными шатрами.

В 70-е гг. XV в. на месте старого был возведен новый Успенский собор.

Итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти было предписано создать его по образу владимирского Успенского собора. Златоглавый храм стал украшением первопрестольной Москвы. И все-таки в его строительство были привнесены новые черты. Прежде всего он поражает цельностью объема, геометрической четкостью членения кирпичных стен, облицованных белым камнем. Узкие щелевидные окна не дают представления об истинной толщине стен. В нем не чувствуется преобладания каменной массы, как это было и в новгородских, и владимиро-суздальских храмах.

Много строительных новшеств было применено в оформлении собора внутри. Крестовые своды между куполами, более тонкие и широко расставленные между собой столбы создавали небывалое впечатление простора. Построенный «палатным образом», Успенский собор не имел аналогов в русском храмовом строительстве. Преемственность по отношению к Иерусалимскому храму Гроба Господня была одним из основных пунктов программы возводимого Иваном III главного собора Московской митрополии в Москве – Успенского собора.

В XVI в. в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящим к традициям народного деревянного зодчества. Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенское (слайд 35). Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается широкая панорама города. Главной особенностью коломенского храма стал постепенный рост здания от нижнего яруса (четверика) к верхнему, изящному восьмерику. Вокруг храма раскинулись обширные галереи (так называемые гульбища) и широкая лестница.

Три ряда кокошников украшают и оживляют гладкие стены храма. Двадцативосьмиметровый шатер, увитый нитями бусин, образующих ромбы, увенчан низкой полусферической (а не высокой луковичной) главкой на восьмигранном барабане. Этот первый каменный шатровый храм был построен из красного кирпича, на фоне которого особенно отчетливо выделялись белокаменные архитектурные детали.

2. Архитектура западноевропейского средневековья В средневековой архитектуре Европы различают два стиля: романский (VII–XII вв.) и готический (конец XII–XIV вв.). Эти стили развивались примерно в одинаковых общественных условиях и поэтому имеют известную общность строительных приемов. Помимо строительных конструкций и материалов общими были и типы зданий. Так, романские и готические церкви имели в плане форму латинского креста и внутренние пространства, разделенные каменными столбами на три-пять нефов, из которых центральный был шире и выше боковых (слайд 36). Около алтаря главный зал пересекается поперечным залом – трансептом. Восточная часть храма, где расположен алтарь, имеет в плане одну, три и реже пять полуокружностей – апсид.

     

Материалом для строительства церквей служил камень местных пород в виде блоков, скрепленных между собой известковым раствором. Этими конструктивными приемами и оканчивается общность стилей, во всем остальном они резко различаются между собой.

Романской архитектуре присуща несовершенная моделировка грузных каменных элементов зданий. В соборах, конструкции и формы которых родственны формам крепостных сооружений, все части отличались значительной массивностью. Толстые глухие стены храмов обычно усиливались снаружи контрфорсами, а внутри – мощными столбами, несущими своды. Небольшие редко расставленные окна завершались полуциркульными арками.

В X–XII вв. в Европе было сооружено много замков феодалов (слайд 37).

Основой замка являлся так называемый донжон. В состав замка входили жилые комнаты, парадный рыцарский зал, хозяйственные помещения, кладовые с запасами продовольствия, пекарня. Часть замков во Франции и в Германии сохранилась до настоящего времени.

Примером романских сооружений может служить змок с двойным поясом укреплений в городе Каркассон на юге Франции. В Италии в ту пору рядом с церквами строились колокольни в виде высоких башен, квадратных в плане. Такие башни называют кампаниллами.

Основным строительным материалом в сооружениях романского стиля служили грубо отесанные камни, соединенные при помощи раствора. Перекрывающей конструкцией являлся свод из клинчатых камней.

На главных – западных – фасадах соборов сооружались обычно по две-три высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда размещались также над восточным фасадом. Над центральной частью романских соборов иногда возводились башни (в древнерусской архитектуре купол на барабане).

Для увеличения сопротивления силам распора сводов стены усиливались контрфорсами – массивными, сложенными из камня столбами или устоями возле стены здания, служащие для ее поддержания в вертикальном положении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов и крыши. Контрфорсы в романской архитектуре в отличие от римских и византийских, помещавшихся внутри здания, размещались с внешней стороны его, что объясняется конструктивно-техническим соображением и стремлением расширить пространство здания.

Толстые несущие колонны (в отличие от античных, тонких вверху, имеющих незначительное уширение в середине и большее внизу) имели цилиндрическую форму. Капители вытесывали из грубообработанных камней. Наиболее распространены были капители, полученные из объема куба и шара. В каждом случае размеры капители зависели от числа нижних рядов кладки и величины камней. Арки опирались на капители колонн различных форм.

В первых романских замках не было оконных переплетов с остеклением.

Вследствие этого и в оборонных целях размеры оконных проемов были очень малыми, а подоконники располагали на возможно большей высоте от пола.

Достижением романской архитектуры является использование толстого слоя известкового раствора, позволяющего применять для кладки стен камни любой формы. Это исключило весьма трудоемкую операцию по отеске камней и обеспечило высокую прочность каменных стен. Следует учитывать при этом, что прием кладки стен на растворе романские зодчие заимствовали в Византии.

Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы.

Важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период была расположенная в центре страны Бургундия, где особенно влиятельной была власть римской церкви. Ее центр – крупнейший монастырь в Клюни (слайд 38), оказал большое влияние на развитие романского типа храма; в течение X–XI вв. здесь была построена огромная пятинефная базилика и рядом с ней развился монастырский комплекс, характерный для романского периода. К бургундской школе относится и церковь Магдалины в Везлэ (нач.

XII в.) – характерный пример развитого типа романского храма. Она представляет собой трехнефную базилику с развитым хором, окруженным капеллами.

Это один из первых храмов, в котором центральный и боковые нефы перекрыты крестовыми сводами.

Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются церковь Михаила (XI в.) и церковь Годерхардта (XII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере (XI– XII вв.), Майнце (XI–XIII вв.) (слайд 39), Вормсе (XI–XIII вв.) и др.

Собор в Вормсе (слайд 40) – базилика, перекрытая крестовыми сводами.

Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Эта система, получившая название связанной, в архитектуре Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки.

Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п.), иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п.

Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан-Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г.; баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.) (слайд 41).

В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (XII–XIII вв.), высокая готика (XIII в.) и поздняя, или «пламенеющая», готика (XIV–XV вв., а в отдельных случаях XVI в.).

Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего средневековья становятся готические соборы. Именно они являются центром общественной и духовной жизни средневекового города. Внешний вид готического собора, горделиво возвышавшегося над городом, определялся его острыми шпилями и богато украшенными порталами.

В основе готического собора лежит несколько упрощенная в плане романская базилика – видоизмененная и получившая новые формы и очертания. Внутреннее пространство собора расширено для большей вместимости помещения и создания ощущения простора.

Перекрытие зала стало более легким, уменьшена толщина несущих колонн. В готическом храме применено каркасное перекрытие зала. Применено сочетание трех главнейших архитектурных элементов: свода на нервюрах стрельчатой формы, системы так называемых аркбутанов, т. е. связующих открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы, увеличивающих устойчивость сооружения.

Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавала ему ту ажурность, которая характеризует готический стиль (слайд 42). Невидимая изнутри, эта система облегчала стены. В них появились большие оконные проемы, застекленные цветными витражами (фр. vitrage, от лат. vitrum – стекло) – орнаментальными или сюжетными декоративными композициями (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно из стекла или другого материала, пропускающего свет). В результате пространство готического собора, в отличие от мрачного интерьера романских церквей, стало более светлым.

Единственной массивной частью храмового готического здания является главный фасад, на котором располагаются две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками – пинаклями, окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные вимперги.

Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: вертикальными опорами в виде пучка тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами. Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность скульптурной пластикой, легкость и динамичность. Готические храмы были выше романских в два раза. Подчеркнутая вертикальность всех членений придает зданию впечатление устремленности вверх, к небесному своду.

Особенно большие достижения готическая архитектура имела во Франции в XIII в. и в Германии в XIV–XV вв. Всемирно известным памятником романско-готической архитектуры является собор Парижской богоматери (XII в.) (слайд 43). В нем использована конструктивная схема, присущая готической архитектуре, однако из-за того, что строительство собора было начато во второй половине XII столетия, он имеет пропорции, характерные для романского стиля, что особенно заметно в горизонтальных членениях и нижних опорных частях.

Одним из крупных и наиболее совершенных сооружений, возведенных в XIII–XIV вв., является Реймский собор во Франции (слайд 44). Привлекает внимание высокий главный зал и украшение скульптурой трех его порталов.

В Италии крупные готические сооружения были редким исключением (например, Миланский собор (слайд 45)). В отличие от французской готики, в которой четкие архитектурные формы фасадов как бы сливались с несущей структурой здания, итальянские зодчие много внимания уделяли декоративному убранству завершений соборов в виде многих башенных надстроек (пламенеющая готика).

Главными достижениями готического зодчества являются разработка облегченной каркасной системы, просторных и высоких сводчатых залов, удивительная дерзость инженерной мысли при возведении ажурных шатров огромной для того уровня техники высоты (в Кельнском соборе – более 150 м). Зодчие Франции и Германии достигли очень большой художественной выразительности как в силуэтах соборов, так и в их молельных залах, освещаемых через цветные стекла – витражи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.037 с.)