Расскажите о сооружениях модерна в Петербурге. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расскажите о сооружениях модерна в Петербурге.



Архитектура Западной Европы и Америки в конце XIX – XX века Конец XIX – нач. XX в. – время промышленного переворота, первой научно-технической революции. В связи с этим возникает необходимость в создании новых типов зданий и сооружений: фабрик, заводов, вокзалов. Набирающий силу капитализм, не имеющий сложившихся архитектурных приемов, современных первым техническим и социальным достижениям, пытался отразить свое могущество с помощью архитектурных форм прошлого. Однако эклектизм не получает широкого развития в стране практичного подхода к архитектуре.

Уже в середине XIX в. начинают сказываться рационалистические тенденции, обусловленные функциональным назначением зданий. Быстрые темпы строительства и его масштабность способствовали ускоренному развитию принципов стандартизации и сборности, использованию металла в каркасах. Практика работы с металлическим каркасом была той основой, на которой началось строительство первых небоскребов.

Как и в городах Европы, в США огромного размаха достигло градостроительство. Колоссальная идея концентрации делового мира в Нью-Йорке отражена в застройке его центральной части, острова Манхеттен, разбитого на прямоугольные кварталы с лесом небоскребов. К прямоугольной сетке позже добавились диагональные магистрали. Возведение высотных домов и небоскребов было вызвано повышением комфортности деловых центров городов и удорожанием стоимости земли под строительство.

К концу XIX века центром экономической жизни страны становится Чикаго. Именно здесь были заложены основы архитектуры «чикагской школы» – яркой страницы предыстории современной архитектуры. Ее начало связывают с пожаром 1871 г., почти полностью уничтожившим Чикаго. Лидером этой школы стал Луис Салливен. Он начал свою работу в архитектурной студии Адлера, которая занималась проектированием высотных зданий.

При восстановлении Чикаго был применен металлический каркас, который способствовал быстрому восстановлению города после пожара. Строительство сопровождалось огромным скачком роста цен на землю, поэтому застройка велась только многоэтажными домами. Развитию многоэтажного строительства способствовало изобретение лифта, применение металлического каркаса и использование ватерклозета. С возведением небоскребов существенно усложняются расчетно-конструкторская и строительно-технологическая области деятельности при проектировании и возведении здания. Из традиционной архитектурной профессии выделяется самостоятельная профессия инженера-строителя.

Впервые стальной каркас был применен архитектором Уильямом ле Барон Дженни в 1883–1885 гг. при сооружении Хоум Иншу-аренс Билдинг. Однако в архитектурной трактовке этого здания еще очень сильны приемы каменных образцов. Типичным являлся и семиэтажный магазин в Чикаго, в фасаде которого металлический каркас был скрыт каменной облицовкой. Но в последующих постройках (Релайенс Билдинг) каркас выносится на фасады здания.

Новая тенденция Салливена заключалась в полном отказе от облицовки каркаса массивом стены, в выявлении на фасаде членений каркасной структуры, использовании крупных остекленных проемов, в минимальном использовании декора. В здании универмага в Чикаго Салливен полностью воплотил эти принципы. Итогом исследовательской и проектной работы Салливена стал тезис: «Форма должна соответствовать функции». Эта формула сыграла большую роль не только в деятельности «чикагской школы», но и позже, став теоретической базой основного направления функционализма. Для архитектуры «чикагской школы» характерно использование самых передовых достижений инженерной мысли в строительстве и оборудовании зданий, глубокая функциональная проработка пространства, отказ от стилизации. Программа «чикагской школы» предусматривала размещение гаражей в подземном этаже; на первом этаже – магазинов, банков и т. п. с удобными подъездами; третий этаж с большими светлыми проемами предназначался для выставочных и других зальных помещений. Выше должно было размещаться необходимое количество этажей с помещениями-сотами для контор, а верхний этаж – технический. Свою концепцию Салливен реализует при строительстве Уэнрайт Билдинга в СентЛуисе и других зданий.

Господствующая в то же время в архитектуре эклектика компоновала фасады по готовому образцу, мало заботясь о функциональной стороне сооружений. Эклектика оказалась сильнее «чикагской школы». Когда прошла «мода» на нее, многие архитекторы вновь вернулись к эклектике. Образцом тому является павильон на Колумбийской выставке 1893 г. Небоскребы продолжали строиться, но носили элементы эклектики (Зингер Билдинг), совмещая каркасную конструкцию с куполами и т. п.

Отсчет зодчества XX в. ведется с 1920-х гг., когда последствия первой мировой войны изменили социальную картину Европы и поставили перед архитектурой новые задачи.

Перед странами Европы остро встают проблемы восстановления разрушенных городов. Начинается бурное строительство жилья для широких слоев населения, общественных зданий. Жилищное строительство велось большими комплексами (Карл Маркс Хоф в Вене) или целыми поселками. Особое внимание архитекторов обращается на изоляцию жилья от уличного движения, промышленных зон, на ориентацию и систему коммунального обслуживания зданий. Многими ведущими архитекторами Европы выдвигаются теории современного города. Ле Корбюзье предлагает осуществлять застройку центров городов группами небоскребов с большими озелененными пространствами между ними и системой транспортно-пешеходного движения.

Появление эффективных строительных материалов, в первую очередь железобетона, и стремление прогрессивных зодчих найти красоту в простоте и логике конструкции привело к появлению нового направления в архитектуре – функционализму. Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения на основе достижений социального и научнотехнического прогресса.

     

В 1933 г. на конгрессе международной организации архитекторов (CIAM), созданной в 1928 г., в Афинах была выработана Афинская хартия, обобщившая опыт зодчих и сформулировавшая задачи архитектуры. Конгресс подтвердил концепцию современного движения (функционализма) и профессиональные обязанности архитектора по удовлетворению запросов материальной, чувственной, и духовной жизни общества. Целями CIAM была признана пропаганда идей современной архитектуры в социальных, экономических и технических кругах, реализация их в строительстве. Его главными организаторами были Ле Корбюзье (Франция), В. Гропиус (Германия), Л. Серт (Швеция), З. Гидеон (Швейцария).

Ускоренные темпы строительства заставляли индустрию переориентироваться с военных заказов на производство строительных конструкций. Возрастает роль железобетонного каркаса в формировании принципов новой «международной» архитектуры. Архитекторы стремились внешними формами зданий отразить внутреннее содержание сооружений, используя ритм каркаса, сплошные остекленные фасады, оригинальные сочетания и членения масс. В таких сооружениях, как здание «Баухауз» в Дессау, фабрика «Фан Неле» в Роттердаме, подчеркивается функциональная специфика сооружений.

В богатых кварталах и за городом ведущими зодчими функционализма по индивидуальному заказу строятся усадьбы и виллы с применением железобетонных конструкций: вилла Савой в Пуасси, вилла в Гарше (архитектор Ле Корбюзье).

Эстетическая и эмоциональная ограниченность функционализма стимулировали развитие ряда компенсирующих эти недостатки направлений в архитектуре XX в. Одно из них – органичное. Оно в основном связано с именем выдающегося американского зодчего Ф. Л. Райта – ученика Л. Салливена, который работал в фирме Адлера – Салливена с 1887 г. За семь лет работы в этой фирме он глубоко воспринял идеи о единстве формы и функции. В 1894 г. Райт начал самостоятельную работу с ряда заказов на проекты жилых домов. Это так называемые «дома прерий». В них он использовал принцип «перетекания пространства», который в дальнейшем включил в концепцию «органической» архитектуры.. Разделяя рациональные принципы функционализма (научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта), он считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объемов.

В 20–30-х гг. XX века происходит эстетическое переосмысление железобетона. Его пластические возможности наиболее широко применяются в архитектуре экспрессионизма. Архитектурным произведениям экспрессионизма присуща подчеркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счет заостренности, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо с формированием композиции по принципам скульптуры.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а ее ведущими мастерами – Э. Мендельзон, Г. Шарун, Г. Пельциг, Г. Херинг.

Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельзона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных проектов. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г. здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Эйнштейна» (слайд 97). Оно запроектировано как своеобразное зданиескульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, где объемная форма башни явно преобладает над решением внутренних пространств.

Архитектура стран мира середины XX – конца XX вв.

Перед второй мировой войной в США приезжают многие европейские архитекторы: В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Э. Мендельзон, Э. Сааринен и др.

Они не только занимаются архитектурной практикой, но и создают свои творческие мастерские по подготовке профессиональных архитектурных кадров.

В архитектуре второй половины XX в. вновь устойчивые позиции приобретают функционализм и рационализм. Благодаря созданной функционалистами системе регламентации, процесс проектирования стал базироваться на законодательной основе, дав потребителю объектов строительства гарантию компетентного решения функциональных и технических задач архитектуры.

Применение методов функционализма способствовало ускоренным темпам строительства, что являлось немаловажным фактором при восстановлении разрушений после второй мировой войны во всех странах, пострадавших в период войны.

Главную линию архитектуры Западной Европы надолго определил «международный» стиль Л. Мис ван дер Роэ. Применяемый им металлический каркас с легкими стеклянными или комбинированными ограждающими конструкциями и трансформирующимися внутренними перегородками давал широкие возможности при проектировании самых различных типов зданий. Выразительность композиции достигалась пропорциональными соотношениями силуэта здания, выявлением каркаса и высоким эстетическим качеством конструкций.

Одной из программных работ Л. Мис ван дер Роэ стал комплекс зданий Технологического института в Иллинойсе (1957 г.). В нем идеально отработанные четкие пропорции объемов и стальной каркас сочетаются с безукоризненной кирпичной кладкой и большими гладкими стеклянными поверхностями. По проектам Л. Мис ван дер Роэ построены: здания фирмы «Сигрэм» в Нью-Йорке (1958 г.), суда в Чикаго (1964 г.), Секретариата ООН в Нью-Йорке (слайд 98) (1961 г.) совместно с Ле Корбюзье и О. Нимейером, и др.

Конец 1940-х – нач. 1950-х гг. были связаны с проектированием и восстановлением разрушенных городов – Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена, Киева, Минска и других городов. С середины 1950-х гг.

превалирует задача развития массового жилищного строительства.

Архитектурные формы застройки при восстановлении городов были различны: в Гавре (архитектор О. Перре и др.) – модернизм, в Гданьске (архитекторы Я. Боровский, З. Жулавский, В. Долинский) – тщательная реставрация исторического облика разрушенной застройки (северный ренессанс и барокко).

Застройка Гавра – первый в мировой практике пример решения крупной архитектурно-градостроительной задачи в наиболее экономически эффективной современной строительной технике. Все жилые и общественные сооружения центра Гавра были возведены в единой каркасно-панельной строительной системе из сборных железобетонных изделий.

Принципы модернизма привлекались в послевоенные годы и при проектировании немногочисленных в этот период в Европе крупных общественных зданий. Однако эстетика модернизма по сравнению с 1920-ми гг. не осталась неизменной, эволюционируя под воздействием развития строительной техники и разнообразия новых композиционных и функциональных задач.

В середине 60-х гг. утрачивается ощущение новизны архитектуры модернизма. Угасание интереса к «интернациональному стилю» американского модернизма в мире произошло столь же стремительно, как и его успех, сказывалось влияние элементарности объемных форм при невозможности привлечения столь же великолепных материалов, как на объектах Миса Ван дер Роэ, Ф. Джонсона или Э. Сааринена.

Поиск нового архитектурного языка происходил в эти годы на фоне роста национального самосознания и поиска национальных архитектурных форм.

Архитекторы обращаются к формам самых различных стилей, добавляя в них черты национального зодчества. Многие архитекторы обращаются к органической архитектуре и ее разновидности – регионализму.

Одним из наиболее ярких примеров творчества основателя органической архитектуры Ф. Л. Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1944– 1956 гг.) (слайд 99).

Творческие поиски архитектуры второй половины XX в. заставляли зодчих обращаться к самым различным стилевым направлениям.

В 1950–1970-х гг. вновь проявляется интерес к экспрессионизму у архитекторов как старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон) поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма. Самым знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в г. Роншане (Франция), построенная в 1950–55 гг. по проекту Ле Корбюзье (слайд 100). Ее композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан. Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проемами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающих мистической программе храма.

Одним из наиболее ярких примеров неоэкспрессионизма является оперный театр в Сиднее (архитектор Й. Утцон, 1956–1976 гг.). Здание театра на высокой платформе со вспарушенными железобетонными оболочками напоминает парусник.

Структурализм – художественное явление, проявившееся в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм.

Структурализм, сформировавшийся в 1950–1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве XX в. промежуточное положение между конструктивизмом 1920-х и хай-теком 1980–90-х годов. Программным объектом хай-тека стало здание Центра коммуникации префектуры Ямагучи в г. Кофу, построенное по проекту архитектор К. Тангев 1962–1967 гг.

Работами П.-Л. Нерви, которые стали классическими примерами комплексного решения технических и эстетических задач при решении несущих конструкций, являются корпус конференц-залов в комплексе сооружений ЮНЕСКО в Париже (1958 г.) и Малый дворец спорта в Риме (архитектор А. Вителлоцци), построенный к Олимпийским играм в 1957 г.

На рубеже 1960–1970-х гг. сформировалась своеобразная ветвь структурализма, получившая наименование стиля большого бизнеса, реализовавшаяся преимущественно в проектах высотных офисов крупнейших фирм и корпораций.

Эстетика оболочково-каркасной системы получила эстетическую трактовку в зданиях Мирового торгового центра, которые были взорваны террористами 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Транс-Америка в Сан-Франциско, каркасноствольно-подвесной – в офисе фирмы БМВ – в Мюнхене, ствольной – в офисе «Рыцарей Колумба» в Нью-Йорке, а оболочково-диафрагмовой – в офисе Сере и Робак в Чикаго. Отличительной особенностью этих композиций является тектоничность, сдержанность и лаконичность, использование наиболее современных и совершенных отделочных и конструктивных материалов.

     

С конца 1960-х гг. в архитектурной практике возрождаются элементы историзма, но преимущественно регионального, как, например, при проектировании наиболее крупных общественных зданий в столицах союзных республик бывшего СССР.

Дополнительными стимулами к развитию историзма служили такие характерные для 1960–70-х гг. общественные явления, как развитие индустрии массового туризма и практика организации многочисленных международных и традиционных всемирных выставок. Туризм и выставочная деятельность вызвали широкий интерес к историческому наследию и требовали реакции в архитектурной практике. В связи с этим начинается новый период развития историзма в зодчестве. Это направление весьма разнохарактерно, но получило общее наименование – постмодерн, или постмодернизм.

В архитектуре постмодернизм сформировался в США во второй половине 1960-х – конце 1970-х гг., объединив различных по творческим принципам и подчерку мастеров. Постмодернисты подвергли жесткой критике функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.

В градостроительстве постмодернизм отдает предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе, а также тщательному учету особенностей существующей конкретной (исторической) городской среды.

Хай-тек – эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 1970-е гг., представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек – символическое отражение века «высоких технологий», ракетно-технических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в XX в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 1920-х гг. и продолженного структуралистами в 1960-х.

Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования – воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Отличительным признаком решения несущих конструкций в хай-теке стало применение стержневых элементов закрытого сечения (труб круглого или прямоугольного сечения) вместо элементов открытого сечения. Такова, например, композиционная роль вертикальных несущих труб в композиции здания банка в Мюнхене ствольно-стоечно-подвесной конструктивной системы (арх. В. и Б. Бетц, 1982 г.).

Своеобразную ветвь хай-тека составляет слик-тек – стиль глянцевого (преимущественного стеклянного) блеска фасадных поверхностей (например, здание Опера-Бастиль в Париже) (слайд 101).

В конце 1970-х гг. возрождается интерес к модернизму, а в 80-е он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя достоинство модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Разновидность неомодернизма, основанная на трансформации образцов прошлого конструктивизма, получила название деконструктивизма, декона.

Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания.

В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже архитектора Бернара Чуми. В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно-, двухэтажных павильонов – фоли – ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда.

Прием фоли повторен немецкими архитекторами Шнайдером и Шумахером в здании «Инфо-бокс» (1996 г.) на площадке строительства и реконструкции Постдамер-Платц в Берлине. Этот длинный красный «железный ящик»

поднят над землей трехветвыми стальными опорами. По законам декона на углу железная стена разрушена и заменена большим светло-голубым витражом.

Развитию различных направлений в эволюции зодчества XX в. постоянно сопутствует символизм. Создаются здания и сооружения, несущие символические функции – здания-символы или здания, содержащие в своей композиции символические элементы. Обычно они призваны символизировать определенную идеологическую, государственную, религиозную или другую идею, не вытекающую непосредственно из функции здания или сооружения.

До сегодняшнего дня самым выразительным из зданий-символов остается здание аэровокзала в аэропорту им. Кеннеди в Нью-Йорке (архитектор Э. Сааринен, 1958).

Символ здания – взлетающая птица – почти через 20 лет после Э. Сааринена вдохновил японского архитектора Кимио Йокояму при проектировании гигантского храмового комплекса Ши-Хондо. Исходя из одной образной темы, Э. Сааринен и К. Йокояма создали совершенно различные по внешнему облику глубоко эмоциональные композиции, используя в полной мере формообразующий потенциал наиболее прогрессивных современных конструкций (жестких оболочек и висячих систем).

Конец XX в. ознаменован применением новых строительных конструктивных и облицовочных материалов «высоких технологий»: изобретением алюминиевых сплавов, полимеров, новых модификаций светопрозрачных материалов.

На базе этих изобретений в XX в. интенсивно развивались новейшие формы несущих и ограждающих конструкций. Они позволили удовлетворить выдвинутые социальным развитием требования: создать экономически эффективные большепролетные и высотные несущие конструкции, легкие, разнообразные, мобильные ненесущие ограждающие – наружные и внутренние. Эти, представлявшиеся первоначально чисто техническими, достижения, на самом деле породили совершенно новые выразительные средства, которые в совокупности способствовали сложению новых архитектурных форм и образов, присущих исключительно зодчеству XX века.

Символичным стало воссоздание купола Рейхстага. Н. Фостер предложил разместить внутри открытой металлической конструкции купола огромную зеркальную воронку. Свет, отраженный зеркалами, должен направляться в зал заседаний через стеклянный диск потолка.

Многогранные возможности современной строительной техники позволяют свободно относиться к принципам тектоники: проектировать визуально атектонические сооружения либо представлять тектонические элементы чисто символически (например, здания-шары в парке Ла Виллет). Практика современного строительства в Западной Европе расширила представление о применении стекла в качестве стеновой ограждающей конструкции. Так, в торговом центре Peek Cloppenburg в Берлине фасады имеют волнообразную поверхность стен.

Несмотря на радикальное различие социальных условий и формаций, возникшее художественное течение в считанные годы охватывает весь мир от Америки и Европы до Азии и Австралии и также стремительно и глобально сменяется новым художественным направлением. Современные технические средства позволяют осуществлять «перестройку» языка архитектурных форм в очень быстром темпе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.053 с.)