XIII . Контрольный момент: «Угадай-ка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIII . Контрольный момент: «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• тема Шехеразады из сюиты Н.А. Римского-Корсакова

«Шехеразада»;

• тема Шахрияра из сюиты НА. Римского-Корсакова «Шехе­разада»;

• лейтмотив арии Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» композитора Ф. Лоу.)

Тема: Мастерство музыканта

Цели: познакомить школьников с мастерством выдающих­ся музыкантов-исполнителей; повторить понятия «музыкальная живопись» и «авторская песня»; провести инсценировку песни; завершить разучивание новой песни; провести защиту творческих проектов.

Планируемые результаты: учащиеся вспомнят имена и фа­милии выдающихся музыкантов-исполнителей; завершат раз­учивание песен; закрепят приобретенные приемы музыкального анализа и навыки вокализирования.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание темы Шехеразады из одноименной сюиты Н.А. Римского-Корсакова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Музыкант-турист» композитора Ю. Чичкова.

Оформление доски: картины с изображением сцен из му­зыкальных спектаклей; портреты композиторов И. Штрауса, Н.А. Римского-Корсакова, Л. Бетховена, Ю. Чичкова, певцов А.В. Неждановой и С.Я. Лемешева, пианиста С. Рихтера, дири­жера Е. Светланова; рисунки с изображением музыкальных ин­струментов симфонического оркестра.

Для повторения песни Б. Окуджавы из кинофильма «Белорус­ский вокзал» можно воспользоваться отрывком из видеозаписи этого фильма. Для демонстрации отрывка из оперетты «Летучая мышь» можно также показать отрывок из одноименного теле­фильма.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Проводится по модели предыдущего урока.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— Сегодня вы повторите имена знаменитых певцов, которые прославились своим прекрасным пением. Тема сегодня­шнего урока звучит так: «Мастерство музыканта». Запишите ее в тетрадях.

III. Пояснение темы урока

— Какие вы знаете профессии музыкантов? (Школьники дают определение профессии и поясняют ее, педагог обобщает их ответы.)

Композитор — музыкант, который сочиняет музыку.

Певец — музыкант, который исполняет голосом музыкальные произведения.

Дирижер — музыкант, который руководит хором или орке­стром.

Пианист — музыкант, который играет на фортепиано.

Скрипач — музыкант, который играет на скрипке.

Виолончелист — музыкант, который играет на виолончели и т. д.

— Всегда существовали музыканты, которые выделялись сво­им исполнением музыки от всех остальных. Например, вы знаете, кто был лучшим исполнителем фортепианной музы­ки композитора СВ. Рахманинова? (Сам С.В. Рахманинов.)

- А кто лучше всех пел вокальную партию в его произведении «Вокализ»? (Певица А.В. Нежданова.)

- Каким голосом обладала певица А.В. Нежданова?

- Вы должны вспомнить фамилию великого русского певца, обладателя прекрасного тенора, который являлся лучшим исполнителем многих оперных партий. (С.Я. Лемешев.)

На этом уроке вы вновь будете слушать замечательную музыку и узнаете имена выдающихся музыкантов, которые блистательно играли на разных музыкальных инструментах. Ведь от музыкан­та, который исполняет произведение, очень многое зависит - он может это произведение сразу сделать бессмертным, а может про­валить, сделать так, что оно покажется бездарным. И такие слу­чаи в истории музыки известны. Например, 1-я Симфония того же СВ. Рахманинова при первом исполнении провалилась из-за плохого дирижера, который небрежно дирижировал оркестром. Из-за провала композитор серьезно заболел, успех к этому про­изведению пришел позднее, когда он сам стал им дирижировать.

- Вы знаете, что первая опера гениального М.И. Глинки «Иван Сусанин» была принята большинством слушателей с восторгом. А как называлась его вторая опера? («Руслан и Людмила».)

- Вы помните отрывки из этой оперы — «Марш Черномора», каватину Людмилы, рондо Фарлафа? Нравится вам эта му­зыка? (Да.)

Однако когда опера «Руслан и Людмила» была впервые по­казана на сцене театра, она закончилась провалом из-за того, что плохо работал дирижер и оказалось слишком сложным либретто, с которым режиссер-постановщик не справился. Хотя потом эта опера вновь была поставлена и идет до сих пор на сценах многих театров. Вот, оказывается, какую роль для успеха музыки играют ее исполнители, как много зависит от певцов и дирижеров.

IV. Углубление темы урока

- В этой четверти вы узнали много прекрасных сочинений, созданных для фортепиано. Какие произведения для этого инструмента вы слушали? (Ответы детей.)

- Послушайте еще раз отрывки из знаменитых произведе­ний, созданных для фортепиано, и назовите имена ком­позиторов.

(Школьники слушают начальные такты «Революционного этюда» Ф. Шопена, «Патетической сонаты» Л. Бетховена и «Пре­людии» СВ. Рахманинова.)

В разных странах мира существует много учебных заведений -консерваторий, в которых людей учат играть на фортепиано. Но лучшие пианисты в мире всегда были выходцами из России. Одним из самых выдающихся фортепианных исполнителей был пианист Рихтер.

— Запишите в тетрадях: «Выдающийся пианист Святослав Рихтер».

V. Актуализация знаний

Бардовская песня

— Что такое бардовская песня?

— Кого в нашей стране принято называть словом «бард»?

— Кто лучше всех исполнял бардовские песни? (Сами авторы этих песен.)

— Имя и фамилию какого барда вы знаете?

— Какую песню Б. Окуджавы вы слушали на прошлом уроке?

— О чем поется в песне из фильма «Белорусский вокзал»?

— Другое название этой песни - «Нам нужна одна победа», подходит ли это название песне? (Слушание и исполнение песни.)

Б. Окуджава почти всю свою жизнь прожил на одной из цен­тральных улиц Москвы - на Арбате, и одна из его знаменитых песен посвящена этой улице: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Оте­чество, никогда до конца не пройти тебя». В Москве обязательно посетите эту знаменитую улицу, там есть памятник Б. Окуджаве -«певцу Арбата».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.006 с.)