X . Контрольный момент: «Угадай-ка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

X . Контрольный момент: «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Мазурка» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;

• «Революционный этюд» композитора Ф. Шопена;

• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.)

Тема: Крупные формы - балет

Цели: провести повторение особенностей балетного жанра; познакомить школьников со спецификой восточной музыки; проконтролировать точность исполнения приема «эхо» в песне; отработать художественное звучание песни; познакомить с тер­мином «музыка Востока».

Планируемые результаты: учащиеся узнают разные приемы музыкальной изобразительности, особенности разных видов во­сточной музыки; продолжат вокально-исполнительскую работу.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Су­санин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.

Оформление доски: репродукции декораций с изображением сцен из разных опер и балетов; репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица» и «Балаганы»; портреты композиторов М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, А.И. Хачатуряна, И.Ф. Стравинского.

Следует заранее приготовить фонограмму отрывков из бале­тов П.И. Чайковского, названия которых должны вспоминать школьники.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

Разучим новую скороговорку «Бобры». Все бобры добры до своих бобрят.

(Повторение скороговорки в быстром темпе. Повторяют распевание на слоги «ми-мэ-ма» и канон «Братец Яков» (два куплета).)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

На прошлых уроках вы изучали принципы построения оперы, музыкальную драматургию, по законам которой строятся музы­кальные спектакли.

— Что такое музыкальная драматургия?

— Расскажите о законах драматургии. Какие этапы должны присутствовать в любой театральной постановке?

— Как раскрывались законы драматургии в опере «Иван Су­санин»?

По этим законам строятся не только оперы, но и балеты. Ведь в каждом из них есть добрые и злые герои, чьи образы создают­ся по принципу контраста. Эти герои непременно встречаются, между ними возникает конфликт, а дальше следует кульминация и развязка. Сегодня мы будем говорить о таком произведении крупной формы, как балет, и вы сами убедитесь в том, что балет обязательно следует законам музыкальной драматургии. Иначе его просто неинтересно смотреть. Но, конечно, в балете решаю­щую роль играет музыка — она рисует звуками всех героев и их переживания.

— Названия каких балетов вы можете вспомнить?

— Теперь назовите не только балет, но и его персонажей -положительных и отрицательных.

— Какие конфликты в балетах вы можете вспомнить?

— Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Крупные формы - балет».

— Почему балет относят к произведениям крупной формы?

— Кто участвует в постановке балета?

III. Актуализация знаний

— Какой великий русский композитор является основопо­ложником русской балетной музыки? (М.И. Глинка.)

— Но ведь М.И. Глинка не сочинял музыку для балетов, так где же звучит танцевальная музыка, созданная им? (В «поль­ском» действии оперы «Иван Сусанин».)

Какой великий русский композитор создал лучшие в мире балеты? (П.И. Чайковский.)

К каким балетам сочинил музыку П.И Чайковский? (Кбале­там «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».)

В каком веке жили и сочиняли свою музыку М.И.Глинка и П.И.Чайковский? (В XIX в.)

А мы с вами живем в XXI в. Несмотря на это, удивительные произведения М.И. Глинки и П.И. Чайковского продолжают жить, звучать и восхищать нас.

— Послушайте знаменитые отрывки из балетов П.И. Чай­ковского и вспомните их названия. Если у вас возникнет затруднение, я подскажу вам название отрывка и балет, в котором он звучит. (Прослушивание отрывков из балетов П.И. Чайковского -«Танец маленьких лебедей» и «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; темы феи Сирени и феи Карабос из балета «Спящая красавица»; «Вальс снежных хлопьев» и «Танец феи Дра­же» из балета «Щелкунчик».)

— Вы согласны со мной, что эту удивительную музыку можно слушать много раз, и она не надоест?

Вот как об этом говорится в стихотворении.

Тихо в зале. Гаснет свет.

Будем мы смотреть балет:

Замечательный балет,

Он идет почти 100 лет.

 Декорации — картины.

Вот выходят балерины:

Ручки влево, ручки вправо —

Все так необычно, право.

 Героиню принц спасает, фея их благословляет.

«Ах, какой балет хороший», —

Мы похлопаем в ладоши, —

Замечательный балет,

Пусть идет еще 100 лет,

Никогда не старится,

Так он всем нам нравится.

И. Агапова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.005 с.)