VII . Вокальная импровизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII . Вокальная импровизация



(Школьники разучивают народную весеннюю закличку, за­поминают ее слова, делают разбор характера, настроения и ди­намики ее частей, после чего сочиняют свои вокальные напевы.)

Приди, весна! Приди, красна!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

Со великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Обратите внимание на то, что в этой закличке несколько ча­стей. Сначала люди просят весну, чтобы она поскорее пришла после долгой зимы. Кажется, что к ней обращаются с мольбой, даже кланяются в пояс. Такие песни в России назывались «ве­личальные» — того, к кому обращались, называли разными вели­чальными словами, хвалили, как в этой закличке. Весну называют «красной», просят прийти «с милостью», «с радостью».

— Каким будет характер музыки в этой части? (Плавным, ве­личественным, уважительным.)

А вторая часть более веселая, игровая. И как музыка здесь изменится? (Станет подвижной, резвой, скачущей.)

VIII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Как называются контрастные два действия из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

— Какой музыкант нужен для исполнения очень сложных му­зыкальных сочинений?

IX. Рефлексия

— О чем рассказывается в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

— Чем отличается в операх М.И. Глинки показ положитель­ных и отрицательных персонажей?

— Какие положительные герои в опере «Иван Сусанин»?

— Какие танцы звучат в «польском» действии?

— Что необычного в звучании оркестра в «польском» дей­ствии?

— Какой танец стал лейтмотивом польских захватчиков в опере?

— Какой общий прием изображения героев использовал М.И. Глинка в своих операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»?

— Какой характер у «Мазурки»? (Легкий, подвижный, стреми­тельный.)

Какой характер у танца «Полонез»?

— Кто, кроме певцов, участвует в «польском» действии оперы? (Танцоры и музыканты оркестра.)

— Почему М.И. Глинка является основоположником русского балета, ведь он не сочинил ни одного балета?

— Теперь я задам вопрос-шутку: сколько в опере М.И. Глин­ки «Иван Сусанин» Иванов Сусаниных? (Двое: сам главный герой Иван Сусанин и его приемный сын Ваня.)

Как называется пьеса СВ. Рахманинова, которую вы сего­дня слушали?

— Сколько главных тем в «Прелюдии» СВ. Рахманинова? Ка­кие они?

— Какая форма у этой «Прелюдии»?

— В «Прелюдии» СВ. Рахманинова две контрастные темы, и эту пьесу иногда называют «схваткой человека с судьбой». У какого композитора в произведении отразилась его борь­ба с собственной судьбой? (У.Л. Бетховена.)

X. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Мазурка» из оперы композитора М.И. Глинки «Иван Су­санин»;

• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина;

• «Прелюдия» С.В. Рахманинова.)

Тема: Крупные формы - опера (окончание)

Цели: продолжить изучение жанра оперы; повторить понятие «кульминация»; продолжить работу над выстраиванием унисона в песне и распевании; завершить разучивание новой песни; по­вторить музыкальные термины.

Планируемые результаты: учащиеся усовершенствуют вокаль­ное исполнительство; закрепят знания о законах оперной драма­тургии; расширят рамки познаний о жанрах фортепианных пьес; уточнят понятия о кульминации и контрасте.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Су­санин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.

Оформление доски: изображения декораций и героев опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Л. Бетховена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторение скороговорки «Аквариум». Повторение 1-го ку­плета песни «Братец Яков» одноголосно в виде канона.

Одноголосное разучивание 2-го куплета песни «Братец Яков». После разучивания 2-й куплет исполняют в виде канона.)

— Разучим следующий куплет песни.

2. Так поднимем поскорее

Звон-трезвон, звон-трезвон

И заставим братца делом заниматься.

Дин-дин-дон, дин-дин-дон.

(Объединение куплетов распевания. 1-й и 2-й куплеты испол­няют в форме канона, при этом группы меняются ролями: в 1-м ку­плете канон начинает одна группа, во 2-м куплете - другая.)

II. Работа с тетрадями

— Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока. Какую оперу вы вспоминали?

— О чем говорится в опере «Иван Сусанин»?

— Какие еще оперы русских и зарубежных композиторов вы знаете?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.007 с.)