VII . Актуализация знаний - средства музыкальной выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII . Актуализация знаний - средства музыкальной выразительности



— Вы повторили то, что знали про колокольные звоны. Но на прошлом уроке шла речь не только о больших, мощных ко­локолах с гулким и громким голосом. О каких еще колоко­лах вы слушали музыку? (О маленьких колокольчиках.)

— Какой звон у таких колокольчиков?

— Какой романс вы слушали о звоне дорожного колокольчика?

— О чем говорилось в этом романсе? (Ответы детей.) Песня ямщика вместе со звоном дорожного колокольчика вызвала у путника волну воспоминаний, которые растрогали его до слез.

И припомнил я ночи другие,

И родные поля и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

В прошлой четверти вы слушали пение великого русского певцa Сергея Яковлевича Лемешева. Сегодня вы снова услышите его голос.

— Как называется голос, которым пел С.Я. Лемешев? (Тенор.)

— Что это за голос — тенор? (Высокий мужской голос.)

— Представьте себе, что вы оказались в концертном зале на выступлении С.Я. Лемешева. Сядьте удобно и приго­товьтесь внимательно прослушать в исполнении этого пев­ца романс А. Гурилева «Колокольчик». (Прослушивание романса.)

— В основе этого романса лежит простой вальсовый ритм. Но певец спел романс не нудно, а разнообразно. Как ме­нялось исполнение куплетов певцом? (Менялось по темпу и силе звука.)

Пение мастера действительно может завораживать и вызывать у человека разнообразные воспоминания. Такова волшебная сила музыки. Послушайте, как об этом сказано в стихотворении.

Стихия музыки — могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Е. Винокуров

— Назовите фамилию певца, исполнившего романс «Коло­кольчик».

— Какой жанр использовал композитор для создания этого романса?

VIII. «Как у наших у ворот» - повторение песни

(Повторение и исполнение русской народной песни «Как у наших у ворот» в унисон и с инсценировкой.)

IX. Знакомство с новым материалом

— Послушайте украинскую народную песню «Веснянка».

(Педагог исполняет песню «Веснянка».)

Не правда ли, у этой песенки простая, незатейливая мелодия, которая постоянно повторяется. В песне использован украинский вариант имени Иван — Иванко.

— Были в этой короткой песенке распевы слогов? (Да.) Послушайте ее еще раз и запомните слова и мелодию. (Педагог повторяет исполнение песни.)

— Как вы думаете, почему у песни такое название? («Веснянка» исполнялась в начале весны как призыв к солнышку сильнее греть землю, чтобы поскорее пришло тепло.)

(Школьники исполняют «Веснянку» вместе с педагогом.) На основе этой простенькой народной мелодии композитор П.И. Чайковский создал финал своего знаменитого 1-го Концер­та для фортепиано с оркестром. Запишите в тетрадях два назва­ния музыкальных произведений: «Украинская народная песня "Веснянка". Финал 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского».

— Послушайте, как звучит в финале 1 -го Концерта П.И. Чай­ковского тема «Веснянки».

(Слушание начала финала концерта.)

— Как называется песня, мотив которой звучит в финале 1-го Концерта П.И. Чайковского?

— Какой инструмент сначала исполняет мотив «Веснянки»?

— Как переходит основная мелодия в концерте для солирую­щего инструмента и оркестра?

- Какой характер у народной песни «Веснянка»? (Робкий, простой, негромкий, веселый, просящий.)

— Какой характер музыки в финале 1-го Концерта П.И. Чай­ковского? (Бурный, бойкий, блестящий, кипучий, стреми­тельный.)

Из скромного народного напева композитор создал порази­тельное по красоте произведение, которое вот уже полтора столе­тия пианисты не устают играть, а зрители — слушать.

X. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают текст для импровизации, обсу­ждают особенности будущей мелодии и показывают свои ва­рианты.)

Бежит дорожка лыжная,

Бежит лыжня.

И в школу нам опаздывать

Никак нельзя.

Н. Логинов

XI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

- Назовите инструменты русского народного оркестра.

- Какой музыкальный жанр использовал композитор в ро­мансе «Колокольчик»?

XII. Рефлексия

- Какие народные инструменты вы знаете?

- Какие народные песни вы сегодня исполняли?

- В каких авторских произведениях вы слушали звучание ко­локолов?

- Хор из кантаты «Александр Невский» и финальный хор из оперы «Иван Сусанин» сопровождаются звучанием колоколов. Как звучит колокол в хоре из кантаты и как — в финале оперы? (В кантате звон колокола тревожный, набатный, в финале оперы колокола звучат торжественно, празднично.)

- В каких музыкальных пьесах П.И. Чайковского есть подра­жание звучанию народных инструментов?

- Какой характер музыки романса «Колокольчик»?

- В исполнении какого певца вы слушали романс «Коло­кольчик»?

- Что вы знаете о певце С. Лемешеве?

- Напев какой народной песни звучит в финале 1-го Концер­та для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского?

- Сравните характер народной песни «Веснянка» и финал 1-го Концерта П.И. Чайковского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.009 с.)