V . Слушание музыки, штрихи - повторение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Слушание музыки, штрихи - повторение



— Какое время года АС. Пушкин любил больше всего? (Осень.)

— Какие музыкальные произведения, в которых говорится об осенних пейзажах, вы слушали? (Пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке».)

— Послушайте пьесу «Октябрь. Осенняя песнь», покажите руками движение ветра и листопад. (Прослушивание начальных тактов пьесы.)

— Настала очередь второй пьесы - «Ноябрь. На тройке». Пусть наша поездка на тройке станет похожа на настоя­щую — помогите звону бубенцов игрой на треугольнике, колокольчиках и погремушках.

(Педагог раздает инструменты, проводится прослушивание пьесы с подыгрыванием.)

Теперь шмель перелетает в следующую точку на карте, и мы оказываемся в музыкальной сказке под названием «Сказка о царе Салтане». Оперу на сюжет этой сказки написал великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Одно из самых известных мест оперы — отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы по­мните, какие чудеса там совершает лебедь. Первое чудо — белочка. (Педагог открывает страницу книги с нужной иллюстрацией и читает отрывок.)

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

— Послушайте, как музыка нарисует вам эту волшебную бе­лочку. Какой музыкальный инструмент исполнит ее глав­ную партию? (Флейта.)

— Какой музыкальный штрих вы бы избрали для создания портрета белочки — легато, нон легато, стаккато? (Конечно, стаккато.)

«Стаккато», «стаккато» — короткие звуки

Доносятся ясно, как будто бы руки

Их стук отбивают отрывисто, четко,

И ноги запрыгали в острой чечетке.

М. Давыдова

А еще вы услышите в мелодии напев русской народной песни, упомянутой Пушкиным, - «Во саду ли, в огороде». Споем начало этой песенки вместе со мной.

(Класс вспоминает напев.)

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

(Слушание отрывка «Белка».)

— Прослушаем отрывок о втором чуде этой сказки. (Педагог открывает страницу книги с нужной иллюстрацией и читает отрывок.)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

В этом отрывке из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» мы услышим призывный голос трубы, она возве­стит о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразит их тяжелую богатырскую поступь. Богатыри идут издалека, и музыка будет звучать чуть слышно. Но постепенно она начнет усиливать­ся — это богатыри подходят все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише. (Слушание отрывка «Богатыри».)

- С помощью какого музыкального штриха композитор на­рисовал образ богатырей — легато, стаккато или нон легато? (Нон легато.)

Раз-два, четким шагом,

Дружно всем отрядом

Отобьем, ребята,

Штрих мы «нон легато».

М. Давыдова

Последнее чудо в этой сказке - лебедь, который превратился в прекрасную царевну: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Вот мы и послушаем музыку, рисующую Царевну Лебедь.

(Педагог показывает иллюстрацию в книге иди репродукцию картины М. Врубеля «Царевна Лебедь».)

— Каким музыкальным штрихом будет нарисована Царевна Лебедь? (Легато.)

На море легко ветерочек играет

И волны чуть-чуть над водой поднимает,

И если мы спеть это в песне хотим,

 Конечно, «легато» к нам в класс пригласим.

М. Давыдова

Сначала композитор показывает нам образ птицы, плывущей по волнам: звуки оркестра рисуют всплески воды, которую стря­хивает с себя лебедь. А потом мы услышим, как мелодия станет похожей на привольную русскую песню. Это тот момент, где пти­ца обернется прекрасной девушкой. (Слушание отрывка «Царевна Лебедь».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.005 с.)