XIII . Контрольный момент: «Угадай-ка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIII . Контрольный момент: «Угадай-ка»



(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• русская народная песня «Как у наших у ворот»;

• романс А. Гурилева «Колокольчик»;

• русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени».)

Тема: Народность в музыке

Цели: продолжить анализ разновидностей народной музыки; завершить разучивание народной песни; познакомиться с исполь­зованием народной музыки композиторами; провести концертное слушание романса; повторить термин «концерт».

Планируемые результаты: учащиеся научатся нужным прие­мам исполнения песни, игры на народных инструментах, сочетать пение с музыкальной игрой; повторят признаки сходства и разли­чия разных песенных жанров.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание финала 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени».

Оформление доски: репродукция картины В. Васнецова «Гусля­ры»; портреты композиторов П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных инстру­ментов народного оркестра и шумовых инструментов. Для слуша­ния колокольных звонов понадобится специальная фонограмма.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяют распевания на начальные фразы русских народ­ных песен «Светит месяц» и «Как у наших у ворот».

Разучивают новое двухголосное распевание «Солнце» (автор М.А. Давыдова.))

Солнце, к нам

(До (четв.), ре (четв.), ми (полов.).)

В дом войди.

(Ми (четв.), фа (четв.), соль (полов.).)

Будет день

(Соль (четв.), фа (четв.), ми (полов.).)

Впереди.

(Ми (четв.), ре (четв.), до (полов.).)

Солн-це, к нам  в дом вой-ди.      Бу-детдень   впе-ре-ди.

(Сначала распевание разучивают и поют в унисон от разных шуков. Пробным может быть исполнение без сопровождения.

Потом педагог предлагает спеть распевание в форме канона. Класс делится на две группы: 1 -я исполняет 1-ю фразу и продол­жает петь далее до конца, 2-я — начинает петь спустя фразу, об­разуя тем самым двухголосие в терцовом сочетании.

Распевание в форме канона поют несколько раз от разных звуков, группы меняются ролями.

Учитель просит контролировать плавное, протяжное испол­нение упражнения с продолжительными окончаниями каждой фразы.

Повторяют упражнение «Дыхание под счет». После повтора педагог просит добавить в это упражнение движения: на вдох руки поднимают вверх, на выдох медленно опускают вниз. Упражнение с подниманием и опусканием рук школьники могут выполнять, стоя в проходах между рядами.

Повторяют скороговорку «Янтари» на едином вдохе, с разной динамикой, с четким произнесением согласных.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

На прошлом занятии вы знакомились с разными примерами народной и авторской музыки. Сегодня вы продолжите работу в этом направлении, запишите в тетрадях тему урока: «Народная музыка».

— С какой народной музыкой вы встретились на прошлом уроке?

— Какие характеры бывают у колокольных звонов?

— В какой авторской музыке, которую вы слушали, звучат колокола?

III. Актуализация знаний

Колокольные звоны

В народе с любовью и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный коло­кольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым. Вот послушайте, какие разнообразные были звоны.

(Слушание фонограммы, показ слайда с изображением звон­ницы.)

Для колоколов стали строить специальные помещения — звонницы. В звонницах вывешивали колокола разного размера, каждый пел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие и массивные и звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колоко­ла маленькие, изящные пели нежно да звонко.

А еще люди начали возводить колокольни, которые поднима­лись выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен.

— Где находится самая известная колокольня в России? (На территории Московского Кремля.)

Она называется колокольней Ивана Великого. И самый боль­шой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находится в Московском Кремле. Его так и называют — Царь-колокол. Весит он 200 т. (Показ слайда с изображением Царь-колокола.)

Всех, кто приходит на экскурсию в Московский Кремль, ко­локол удивляет своими размерами. Музыканты, которые играли на колоколах, были большие мастера своего дела — для каждого события придумывали свой звон, и каждый звон имел свой харак­тер и значение, нес особое настроение. Звон, который торжест­венно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в небе «красный звон», т. е. красивый, а еже­дневный звон — будничный перезвон.

Но как можно было запомнить звоны, как их записать? Нот­ной записи тогда не существовало. Чтобы легче было запомнить колокольные перезвоны, разнообразную колокольную музыку, звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят под тот или иной звон. Послушайте, какие существовали по­певки.(Педагог демонстрирует мелодии разного ритма, подыгрывая себе колокольчиками.)

 «Пеки блин — дров нет, пеки блин — дров нет» — этот звон ныл медленным, четвертными и половинными нотами. Второй шон более подвижный: «А мы вас обокрали, а мы вас обокрали». 11аконец, последний звон исполнялся скороговоркой: «А мы зна­ем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем». Вот как они звучали целым оркестром. Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов на колокольне Ивана Великого назывался «Медведь», а другой — «Ревун».

— Как вы думаете, какими голосами звонили «Медведь» и «Ре­вун»? (Ответы детей.)

Правильно, низкими, громкими, тяжелыми. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда ют угрожал русской земле. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В древней Мо­скве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого, потому что с нее днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. При какой-либо угрозе позорные били в большой колокол. Голос колокола возвещал об опасности.

— Всем нам хорошо известна народная песенка о том, как загорелся кошкин дом. Кто напомнит ее начало? (Ответы детей.)

Верно, она начинается словами «Бом-бом, тили-бом, загорел­ся кошкин дом». Обратите внимание: начальные слова «бом-бом» имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.

2. «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского - слушание музыки

Послушайте начало знакомой вам увертюры композитора М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Это вступление к одной из опер композитора. Представьте себе, как в театре под звуки этой музыки раскрывается занавес и перед зрителями пред­стает пейзаж раннего летнего утра. Над рекой поднимается густой туман и обволакивает все вокруг. Но среди этого тумана мы слы­шим удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное — перезвон колоколов. Богата была на монастыри и храмы русская столица. И почти каждый храм имел свои колокола. Их голоса, сливаясь в едином порыве, создавали удивительный ансамбль, который попытался отразить композитор звуками симфониче­ского оркестра.

(Слушание начального отрывка из увертюры М.П. Мусорг­ского «Рассвет на Москве-реке».)

— Какая картина предстала в вашем воображении, пока зву­чала увертюра М.П. Мусоргского?

Вы услышали могучее тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.008 с.)