II . Работа с тетрадями - запись темы урока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Работа с тетрадями - запись темы урока



На прошлом уроке вы знакомились с русскими народными инструментами.

— Кто помнит названия, готов их показать на плакатах и рас­сказать, как из них извлекается звук? (Ответы детей.)

— Какие инструменты подойдут для сопровождения лириче­ских протяжных песен?

— Какие инструменты подойдут для сопровождения плясовых песен или частушек?

— Какие жанры народным песен вы помните?

Песенные жанры

У народа песни звонки да чудесны.

Шутки игровые — бойкие, смешные,

Хороводы водим, плавные заводим,

Под песни о труде работа есть везде.

Песни о героях исполняют строем.

Мы гордимся ими, песнями такими.

А частушки запоем — сразу в пляс под них пойдем!

М. Давыдова

Сегодня на уроке вы будете знакомиться с музыкальными сочинениями, созданными для разных инструментов. Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальные инструменты».

III. «Светит месяц» - повторение, дальнейшее разучивание слов и движений

(Повторение 1 -го куплета русской народной песни «Светит месяц», разучивание 2-го куплета.)

3. Светит месяц, светит ясный,

Светит месяц высоко.

На родимой на сторонке

Нам все видно далеко.

(Школьники разучивают текст и поют 2-й куплет песни.)

— Объединим два куплета этой песни. (Класс исполняет два куплета.)

Чтобы соединить вместе танцевальные движения и исполне­ние этой песни, разучим приставной шаг. Прошу вас подняться со своих мест, поставьте руки на пояс. Посмотрите, как выпол­няется приставной шаг.  (Педагог демонстрирует выполнение приставного шага.)

Попробуйте повторить эти движения сначала просто под счет. Прошу вас делать шаги вперед как можно короче. Вы сами видите, что для больших шагов в классе просто нет места. Начнем выпол­нять шаги с правой ноги. Шаг правой, приставить к ней левую. Такой же шаг левой, приставить к ней правую. Повторите эти два движения еще раз.

Выполняя шаг вперед, надо руки развести в стороны. Вер­нитесь обратно на свои места и повторите шаги вперед еще раз с разведением рук.

Теперь те же действия надо выполнить, передвигаясь назад, обратно на свои места. Руки при этом также ставят на пояс. (Исполнение песни с движениями.)

IV. Актуализация знаний - инструменты народного оркестра

- В состав какого оркестра входят русские народные инстру­менты?

- Какой музыкант усовершенствовал балалайку и впервые создал оркестр русских народных инструментов?

В России заслуги музыканта В.В. Андреева признали только после того, как его оркестр народных инструментов с огром­ным успехом выступил за границей. Вот как описывал один очевидец последний концерт в Англии: «При появлении орке­стра на сцене... раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов... Что это был за момент!.. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». (Ю.А. Мансфельд. Воспоми­нания во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909-1910 гг.)

Столь же триумфальными были гастроли во Франции, Гер­мании, США.

Три струны всего у балалайки,

Но широк ее размах большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев, простой и юный,

По окрестным паркам и садам.

Слушаю его и молодею,

Прохожу по саду налегке,»                         

Все-то, видно, знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.

Дай и мне к душе твоей певучей

Прикоснуться медленной рукой,

Может, прозвучит еще получше

Песенка, написанная мной.

В. Саянов

V. Пояснение новой темы

Сегодня вы познакомитесь с инструментами, которые входят в состав другого оркестра — симфонического.

— Посмотрите на плакат и назовите группы инструментов, которые входят в состав этого оркестра. (Струнные, духовые деревянные, медные духовые, ударные, рояль.)

— Посмотрите внимательно на инструмент, который напоми­нает большую скрипку. Как он называется? (Виолончель.)

— Какой звук у виолончели? (Низкий, важный, проникновен­ный.)

Для виолончели сочиняли музыку многие композиторы. За­пишите название произведения, начало которого вы сегодня по­слушаете, в тетрадях: «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Композитор П.И. Чайковский».

— Что означает слово «вариация»? (Повторение одной и той же мелодии в разном оформлении.)

— Что может меняться при прохождении вариаций одной и той же темы? (Тембр разных инструментов, громкость, штрихи.)

— Вспомните, как звучала мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла» в финале 4-й Симфонии П.И. Чай­ковского.

— Была ли вариация в финале 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского? Мелодия какой народной песни там использована?

Осталось пояснить слово «рококо». Это французское слово, которое обозначает особое направление в искусстве, переводится как «раковина». Стиль рококо появился во Франции в XVIII в. Вот пример оформления богатой гостиной в стиле рококо — в ней много красивых предметов, стены украшены разными причудли­выми узорами. В этом направлении нет грубости, нет простоты. Все полно изящества, тонких линий, грациозности.

— Как вы думаете, какой будет музыка в стиле рококо? Ко­нечно, она будет тоже изящной, остроумной, кокетливой, игривой.

— Послушайте, как звучит лейтмотив «Вариации на тему ро­коко» П.И. Чайковского.

(Педагог исполняет фразу лейтмотива.)

— Спойте эту тему на такие слова: «Эта тема - рококо, и мы поем ее сейчас».

— Какой характер этой темы? Каким штрихом ее надо испол­нять — легато, нон легато или стаккато?

Главную тему в этих вариациях композитор П.И. Чайковский написал для виолончели. Петр Ильич высоко ценил тембр этого струнного инструмента с красивым, низким звуком, который еще называют бархатным.

—  Как играют на виолончели? (Виолончель ставят на специаль­ный штырь вертикально, играют на ней, проводя по струнам смычком, как на скрипке.)

Запишите информацию о «Вариациях на тему рококо», которые композитор создал специально для виолончели с ор­кестром: «Вступление, тема и 7 вариаций». Это структура про­изведения.

Как вам уже известно, музыка в стиле рококо появилась в XVIII в. А композитор П.И. Чайковский жил в конце XIX в., более 100 лет спустя. Хотя свои «Вариации на тему рококо» он спе­циально создавал в стиле музыки XVIII в., однако все равно слыш­но, что ее написал русский композитор: она очень задушевная, лирическая, в ней чувствуется близость русской народной песне.

— Запишите характеристику каждой части «Вариаций»: «1-я и 2-я вариации классические, но 1-я спокойная, 2-я быстрая, 3-я лирическая русская песня-романс».

(Прослушивание отрывка — вступления, темы и трех вариаций.)

— Какие признаки стиля рококо вы услышали в главной теме?

— Каким штрихом она исполнялась?

— Какой инструмент был солирующим в этом произведении?

— Кто еще исполнял это произведение?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.007 с.)