Выразительные средства живописи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные средства живописи.



Основное выразительное средство живописи – цвет своей экспрессией обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он образует цельную систему – колорит. Цветовая композиция, колорит – система расположения и взаимоотношения пятен цвета обеспечивает цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем. Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, а светотень моделирует и выявляет форму.

Среди важнейших образно-выразительных средств живописи – композиция.

Живописец пользуется рядом приёмов, они бесконечно многообразны. Но без композиции, как бы проста она ни была, не строится ни одно произведение. Все великие художники прошлого и настоящего были гениальными композиторами. Они умели так разместить фигуры на холсте, так использовали линии, силуэты, что само их расположение уже приобретало глубокое значение, позволяло отличить главное от второстепенного, волновало ярко выраженной мыслью.

Композиции в картине подчиняются все те же элементы, формы, которые составляют основное оружие живописца.

Композиция – это, прежде всего художественная целостность. В.И. Суриков, раскрывая ход своей композиционной работы, подчёркивал, что для соединения всех частей важно найти замок, и поиски этого замка он называл математикой. В историческом полотне Сурикова «Утро стрелецкой казни» таким замком, т.е. смысловым или, иначе говоря, композиционным центром, является рыжебородый стрелец, изображённый слева. Выделенный местоположением и цветом, стрелец обращён к другому важнейшему персонажу – Петру I, а в точке скрещения их взглядов видны две фигуры – стрельца ведёт на казнь преображенец, бережно поддерживая его. Таким образом, зритель, сосредоточившийся на композиционном центре, может понять главную идею произведения. А она для Сурикова и в трагедии народа, оказавшегося в смутную эпоху вовлечённым в конфликт, и в противостоянии личности Петра I старым порядкам, и во многом другом.

Все работы Сурикова многоплановы и сюжетная линия имеет своё сложное, многомерное развитие, свою драматическую завязку и завершение.

В картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» великолепно решена композиция. Для позднего Рембрандта типичны децентрализованные композиции. Типично и то, что главное действие выносится на передний план, всё же остальное: второстепенные персонажи, предметы – тонет в пространстве, образуя тёмную, легко прописанную среду действия.

В прочной (такой как у Рембрандта) композиции ни один элемент картины нельзя сдвинуть, изменить, добавить.

Плотность письма и освещённость фигур резко убывают от плана к плану. Таким образом, мы видим, прежде всего, главное и снова возвращаемся к нему. Главное сохраняется в наших ощущениях, даже когда мы обращаемся к второстепенным персонажам этого большого холста.

Колорит в живописи.

Колорит (от латинского цвет, краска) в искусстве (преимущественно в живописи) – система соотношений цветовых тонов, образующая определённое единство. Колорит служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связанна с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и с символическим значением цвета (например, в средневековье). Для второй тенденции характерно стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование тона, валёра и рефлекса. Колорит может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (преобладающие зелённые, синие, фиолетовые), или тёплыми (преобладающие красные, оранжевые, жёлтые цвета), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета – ярким, сдержанным, блёклым и т.д. Задачи колорита зависят от вида искусства, материала и функции произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений называется полихромией.

Колорит – сильное средство эмоционального воздействия на зрителей. Колорит картины В. Серова «Девочка с персиками» передаёт молодость, радость, мажор и красоту жизни; а картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» основана на сумрачно-тревожном, глубоко звучащем колорите. Решая цветовой строй работы, художник стремится к цветовому единству, гармонии, и это мы и называем колоритом.

Художники не «придумывают» колорит, он идёт от самой жизни, от специфики изображаемого, от темперамента самого художника.

Цвет в искусстве живописи передаёт красочное богатство действительности, выделяет главное в композиции и направляет восприятие зрителей.

Цвет – главное качество живописи, ее эмоция, её сила. Великие колористы живописи – Джорджоне, Тициан, Веронезе, Ватто, Фрагонар, Ван Дейк, Боровиковский, Суриков, Левитан, Моне – дали миру образцы эмоционально-образного решения полотен, мастерски работая с цветом.

Перспектива. Методперспективы разработали итальянские художники XV века – эпохи Раннего Возрождения. Правилами перспективы определяются направления линий архитектуры в изображаемом пространстве, построение очертаний и соотношение размеров фигур и предметов. Эта же перспектива именуется иногда «прямой», в противоположность «обратной » перспективе иконы.

Свет и воздух. Когда художники научились «видеть» (начиная с позднего средневековья) пространство, и оно получило в картине определённые качественные характеристики, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Выяснилось, что оно пронизано светом, а у света есть определённое направление. Поэтому, падая на фигуры, он обрисовывает их объём, темнеющий во впадинах и высветляющийся на обращенных к свету частях. У предметов появились тени, освещенная сторона отличалась от затененной.

В фонах своих картин художники эпохи Возрождения научились писать далекие горы у горизонта сияющей мягкой голубой краской – цветом воздуха. Контрастные, яркие цвета переднего плана сменялись в глубине светлыми переливами мягких зеленовато – голубых тонов. Этот способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил названиевоздушной перспективы.

Пространство. Оттого как именно построено художественное пространство в картине, в большой степени зависит и наше впечатление от произведения.

Такая организация начинается уже с выбора формата – размеров и формы того «окна», сквозь которое мы глядим в картину. Большой размер настраивает на впечатление грандиозные, годится для величественных фигур, для изображения колоссальных событий. Маленький скорее подходит для сюжетов скромных и интимных.

Восприятие пространственной глубины изображения – сложный психологический процесс.

В живописи ярко проявляются те общие свойства искусства, благодаря которым Чернышевский назвал его «Учебником жизни». Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость и разнообразие ее языка. Создаваемые живописью картины зрительно одномоментны, однако живопись может передавать не только состояние статики, но и ощущение временного развития, эффект движения, изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.006 с.)