Глава IV. Характеристика отдельных видов пластических искусств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Характеристика отдельных видов пластических искусств.



4.1. Характеристика архитектуры.

Архитектура – (от греч. строитель), зодчество, – система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также это и само искусство создавать эти здания и сооружения. Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Ее художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетические качества зодчества (польза, прочность, красота) взаимосвязаны и обязательны для каждого архитектурного произведения как залог его целостности и истинности.

Объектами работы архитектора являются как отдельные здания и сооружения, так и многокомпонентные идейно-функционально связанные постройки (ансамбли), а также городское строительство. Красота архитектуры способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения.Именно это делает архитектуру искусством – искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. Икак всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие здания и сооружения запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Великая Китайская стена, собор Святого Петра в Риме, Эйфелева башня в Париже. Искусство архитектуры – воистину общественное искусство. И в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. Стоит подметить важную деталь: архитектура – очень точный барометр уровня развития цивилизации, ее истории, культуры и интеллектуального уровня разных народов, покольку у каждой страны свое лицо, свой национальный колорит, свои традиции и обычаи. Сама архитектура – это своеобразная “визитная карточка” города, государства и эпохи в целом. Архитектуру часто называют “каменной симфонией”, “музыкой в камне”, “застывшей музыкой”. А лучшие памятники в истории мирового зодчества можно по праву назвать “аккордами” этой симфонии.

Архитектура как одна из отраслей человеческой деятельности возникла на самых ранних стадиях развития общества. Уже первобытный человек нуждался в примитивном жилье, он создавал также культовые площадки, где совершались магические обряды. В процессе эволюции общества, роста производительных сил и прогресса в технических областях строительные задачи усложнялись, постройки становились более разнообразными и по своему назначению, и по планам, и по конструкциям. Каждая эпоха выдвигала перед архитектурой новые задачи, определяющиеся структурой общества данного времени, его производственной основой, географическими условиями, системой религиозных представлений и иными факторами.

Постоянно сопровождая человека в течение всей жизни, архитектура оказывает на него огромное воздействие. Планировка города, облик улиц и находящихся на них зданий, облик внутренних помещений – все это подчас незаметно влияет на нас, оказывает то или иное воздействие на наше настроение, на нашу жизнедеятельность. Мы можем, будучи заняты своими мыслями, в данный момент и не думать об архитектуре здания, в котором находимся, но тем не менее размеры и пропорции помещения, его освещенность, окраска стен, меблировка влияют подсознательно на нашу психику, на наше самоощущение.

В Древней Греции слово «архитектура» означало «главное строительство». Этот термин как бы утверждал ведущее значение архитектуры в науке и искусстве того времени. Действительно, архитектура – самая древняя из технических областей знания. Зодчество – понятие чрезвычайно емкое. С одной стороны, это особый род деятельности, имеющий своей целью удобное, продуманное оформление различных производственных, общественных и бытовых процессов. С другой стороны, к архитектуре мы предъявляем ряд требований эстетического порядка, так, мы говорим: “архитектура этого сооружения недостаточно выразительна” или же, наоборот, – “очень выразительна и хороша”.

Для того чтобы лучше разобраться в самом понятии “архитектура”, постараемся определить те требования, которым должно в той или иной степени удовлетворять каждое сооружение. Древнеримский теоретик Витрувий, оставивший нам свой уникальный трактат “Десять книг об архитектуре”, писал, что архитектура должна заключать в себе три элемента: пользу, прочность и красоту. В последющие эпохи многие архитектры давали свои определения качеств архитектуры, но они отличались от первого, данного Витрувием, лишь словесно, а не по существу. Формулировка древнеримского зодчего обладает достаточной полнотой и охватывает все основные стороны архитектуры. Она получила название триады Витрувия.

Остановимся на ее компонентах. Польза является неотъемлемым элементом всякого сооружения. В самом деле, любое здание строится для того, чтобы удовлетворить известному назначению, определенным функциям. Возведение даже самого скромного по своим размерам сооружения требует затраты значительных средств. Поэтому человеческое общество никогда не позволяло себе создавать ненужные, бесполезные здания. Говоря о пользе сооружений, мы имеем ввиду первую и основную – функциональную сторону архитектуры. Функции архитектурных сооружений – это назначение зданий, оно во многом определяет количество помещений, их состав, расположение и размеры. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей.

Появление тех или иных функциональных типов архитектурных сооружений всегда определялось политическим устройством страны, ее общественным укладом, идеологическими требованиями, бытовыми условиями, системой религиозных верований, народными традициями. В Древнем Риме, к примеру, строили базилики, являвшиеся зданиями административно-судебного назначения, грандиозные бани-термы. В средние века надобность в этих сооружениях отпала, и они уже не возводились. В феодальную эпоху основными видами монументальных зданий были замки, монастыри, городские соборы. В ХIХ веке строились свосем иные сооружения, соответствовавшие капиталистическим условиям развития. Таким образом, функция здания, т.е., его назначение, характер происходящих в нем процессов, определяет величину и габариты внутреннего пространства, а, следовательно, и внешнюю форму здания. Согласимся, что жить удобнее в квартире с несколькими комнатами среднего размера, чем в одной и чрезмерно большой. А вот смотреть кинофильмы удобнее в просторном зале без окон и с наклонным полом. Поэтому в жилом доме делают много комнат с окнами, балконами или лоджиями, а в кинотеатре – большую глухую коробку зала.

Важнейшими условиями длительного существования зданий являются прочность и устойчивость. Конструкция обеспечивает прочность. Кроме того, конструкции сами по себе способны зоздать значительный эстетический эффект (античные храмы, готические храмовые конструкции на основе каркасной системы). История архитектуры свидетельстует о постоянном изменении стороительных материалов и создаваемых конструкциях. Эти изменения обуславливались задачами, которые выдвигала жизнь. Конструкции ограждают внутреннее пространство зданий, обеспечивают сооружению прочность и долговечность.В разные периоды истории применялись разные конструкции. Естественно, что новые конструкции оказывают влияние на архитектурные формы. В свою очередь, на этот процесс влияет характер строительного материала. Так, в Древнем Египте основным строительным материалом был камень, и зодчие применяли только один тип конструкций – стоечно-балочный. Чтобы перекрыть большое пространство тяжелыми каменными блоками, под них приходилось ставить множество опор на близком расстоянии друг от друга. Помещения получались тесными, похожими на каменный лес. Архитекторы Древнего Рима благодаря изобретению бетона и применению арочных, сводчатых и купольных конструкций значительно увеличили расстояние между опорами.

Конструктивная сторона архитектуры (прочность) – важнейший фактор при определении композиции здания. В то же время, напомним, конструкции сами по себе способны порождать значительный эстетический эффект и таким образом они входят в эстетическую характеристику здания.

История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций. Классическая мировая архитектура построена на основе трех конструкций:

1. Стоечно-балочная (ордер).

2. Арочная (впервые арка применялась в странах Передней Азии).

3. Арочно-сводчатая (Рим).

Остановимся на их характеристике.

Ордер – система соотношений между колоннами и несущими частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Ордер – высшая степень практического осмысления работы стоечно-балочной системы. Родина ордера – античная Греция, V-IV вв. до н.э.

Главные структурные элементы ордера:

1. Трехступенчатое основание (стереобат).

2. Колонна, состоящая из трех частей: базы (основания), ствола (фуст), капители.

3. Перекрытие (антаблемент). Он состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Виды классических ордеров: дорический, ионический, коринфский.

Дорический ордер (стиль) является наиболее простым и лаконичным по своему формообразованию. Главные отличительные особенности: колонны не имеют базы, ствол возникает непосредственно из верхней ступени.Ствол покрыт вертикальными желобками – каннелюрами. Капитель состоит из двух элементов: круглой подушки – эхина и лежащей на ней квадратной плиты – абаки. Антаблемент имеет свои особенности: архитрав гладкий, не расчлененный на элементы, фриз состоит из чередующихся частей – триглифов и метоп. Выше фриза располагается карниз. Образный характер дорического стиля строится на ощущениях простоты,силы и масштабности.

Ионический ордер (стиль) сложнее дорического, он более лиричен, декоративен, мягок. Колонны имеют профилированную базу, диаметр стволов меньше, в целом колонна более изящна.Капитель колонны завершается свисающими по сторонам ствола завитками-волютами.

Ленточный фриз антаблемента носит название зофорного (несущего изображение). Он является одним из главных признаков ионического стиля.

Коринфский ордер (стиль) еще легче и изящнее ионического, колонна выше и стройнее. Это достигается за счет более высокой, чем в ионическом стиле, капители. В ее основе – форма перевернутого основанием кверху колокола, по углам которого расположены четыре волюты. Колокол декорирован двумя рядами помещенных в шахматном порядке акантовых листьев. Ордер отличается праздничным характером, торжественностью и представительностью.

Арочно-сводчатая архитектурная система базируется на широком использовании арки и свода как основы конструкции и художественного образа постройки. Арочные конструкции такие же древние по происхождению, как стойка (колонна) и балка перекрытия. Использованием криволинейных арочных перекрытий славится архитектура стран Передней Азии, острова Крит, этрусков. Наибольший вклад в развитие этих форм внесла культура Древнего Рима. Архитектура Рима – сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей. Конструкция стены и арки, заимствованная у этрусков, получает развитие при строительстве мостов, акведуков, триумфальных арок. Бетонная техника, внедренная римлянами, позволила вести работу быстро, экономично, с использованием дешевого рабского труда. Знаменитый амфитеатр для проведения гладиаторских боев Колизей был возведен на искусственных сводчатых конструкциях, независимых от рельефа местности. Римлянами были разработаны рациональные приемы организации строительства, создан богатейший арсенал арочных и сводчатых конструкций, экономичная для того времени бетонная техника.

Эстетическая сторона архитектуры (красота) – это стремление решить тему красоты специфическими средствами этого вида пластических искусств. Художественная ценность архитектурных памятников определяется грамотным функциональным и конструктивным решением, степенью привлекательности внешнего облика. Художественный облик здания определяют два основных момента: общие композиционные формы и формы частные, детали. Общие архитектурные формы – это главные объемы сооружения, основная группировка его масс, его пропорции, – то, что мы называем композицией здания. В понятие общих архитектурных форм включаются не только внешние, но и внутренние объемы. Под «частными» формами мы понимаем архитектурные (в том числе декоративные) элементы, имеющие частный, подчиненный характер по отношению ко всей композиции здания. К ним могут быть отнесены карнизы, фронтоны, балконы, наличники окон и дверей, скульптурные детали снаружи и внутри сооружения и другие элементы декора. Частные архитектурные элементы имеют большое значение, они дополняют и завершают основные объемы зданий, делают их пластически более выразительными, позволяют точнее представить масштаб сооружения. Но все же художественная выразительность здания зависит, прежде всего, от композиции в целом, от группировки общим масс сооружения, от его силуэта, общих пропорций. В различные времена и у различных народов существовали свои представления о красоте и художественной гармонии. Изменялись эстетические критерии в области архитектуры – изменялась и художественная сторона зодчества, менялось восприятие архитектурных форм людьми. То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древним грекам и римлянам, совершенно не было понято зодчими средних веков. Строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику – архитектуру предшествующего времени. Современные представления о красоте в архитектуре во многом отличны от тех, которые существовали ранее.

Итак, художественная сторона зодчества, так же как функциональная и конструктивная, изменяется в процессе исторического развития, реагирует на смену эстетических взглядов эпохи. Древнеримский теоретик и практик Витрувий подчеркивал, что архитектор должен обеспечить постройкам «приятный», «нарядный», «безупречный», «благообразный» вид. Красота, выразительность облика должны присутствовать в каждом здании.

Красота архитектуры радует, вдохновляет и поражает нас, достаточно вспомнить празднично-величавый Эрмитаж (Зимний дворец) в Петербурге, строго-официальный Сенат в Кремле, нарядно-декоративный облик храма Василия Блаженного в Москве…

Конструктивная, функциональная и эстетическая особенности архитектуры являются историческими категориями, изменяющимися в ходе исторического процесса и находившими свое реальное воплощение в том или ином архитектурном стиле. Три основных качества архитектурного сооружения неразрывны в лучших работах мирового архитектурного наследия.

Каждое здание благодаря творческому поиску зодчего по-разному влияет на наши чувства. Одно имеет торжественный, праздничный облик, другое – строгий, третье – лирический, интимный и т.д. Какими же средствами достигает архитектор эмоционального воздействия на зрителя? Его главные художественные средства – открытые и закрытые архитектурные пространства, объемы зданий и конструкции. Архитектор может сделать эти пространства сообщающимися или изолированными, освещенными или затемненными, спокойными или динамичными, объемы – тяжелыми или легкими, простыми или сложными, элементы ограждающих конструкций – плоскими или рельефными, глухими или ажурными, однотонными или красочными, добиваясь при этом, чтобы художественные средства согласовывались между собой и приводили к единому впечатлению – гармонии.

Основная архитектурно-композиционная задача состоит в организации соподчинения в здании или сооружении ряда пространственных объемов и их элементов. Одни здания могут иметь симметричную композицию, т.е. одинаковое расположение отдельных элементов здания относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Другие – асимметричную композицию. В таких зданиях соединяются контрастные по форме, цвету и материалу системы, что приводит к динамичному архитектурному образу. Прием симметрии и асимметрии используется и при композиции отдельных элементов форм – расстановке на фасадах и в интерьере колонн, окон, лестниц, дверей, мебели, люстр и т.п.

Большое организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т.е. четкому распределению повторяющихся с определенным интервалом отдельных объемов и деталей здания: анфилад комнат и залов, последовательного изменения объемов помещений, группировки колонн, окон, скульптур. Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении называется вертикальным ритмом, он придает зданиям впечатление легкости, устремленности вверх. Наоборот, чередование деталей в горизонтальном направлении называется горизонтальным ритмом, он придает зданию приземистость, устойчивость.

Другое средство архитектурной композиции – масштаб здания. Впечатление от здания, ощущение его масштаба зависит не столько от действительных его размеров, а от общего впечатления, которое сооружение производит на человека. Например,в современных микрорайонах общественные здания(торговый центр,кинотеатр) всегда меньше по объему, чем многоэтажные жилые дома,но они производят впечатление главных, крупномасштабных благодаря более крупным членениям их форм. О таких зданиях говорят, что они имеют крупный масштаб. Жилые дома, хотя они в действительности и больше по размеру, имеют мелкий масштаб, так как у них мелкие детали (окна, лоджии, балконы).

Большую роль в выявлении формы здания и его деталей, в создании выразительного архитектурного образа принадлежит освещению. Игра света и тени подчеркивает композиционные особенности сооружения, придает ему более живописный вид.

Широко используется в архитектуре цвет. Например, древнерусские церкви строились из белого камня, красного кирпича и декорировались разноцветной керамикой.

Важное средство создания яркого архитектурного облика – владение тектоникой. Тектоника, напомним, это отражение работы конструкции постройки в ее художественном образе, зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий. Тектоника присутствует во всех видах искусства, но в особенной степени характерна для архитектуры.

В классической архитектуре имеется несколько тектонических систем (типов строительной конструкции). Самый важный из них – ордер, который художественно представляет стоечно-балочную конструкцию. Другой тектонической системой является аркада (ряд арок, опирающихся на столбы, колонны или пилоны). Знание тектоники, использование ее выразительных возможностей лежит в основе ярких достижений мирового зодчества. Убедительный пример – колонны античного храма, которые с достоинством, напрягаясь и пружиня, несут лежащую выше массу антаблемента. Это ощущали уже сами древние греки, сравнивая, например, дорическую колонну с сильной мужской фигурой, а ионическую – с легкой девичьей.

Архитектура – сложный, многоплановый вид искусства, подлежащий определенной классификации. Различают три основных вида архитектуры:

Первый – архитектура объемных сооружений. Она включает жилые постройки, общественные здания, промышленные сооружения, культовые постройки.

Второй вид – ландшафтная архитектура. Она главным образом связана с организацией садово-паркового пространства. Это городские скверы, бульвары и парки с «малой архитектурой» – беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

Третий вид – градостроительство. Оно охватывает создание новых городов и поселков и реконструкцию старых городских районов. Градостроитель должен выбрать территорию, наметить, где разместятся жилые, общественные и промышленные зоны и связывающие их транспортные магистрали, предусмотреть возможность дальнейшего расширения города. Он должен подумать и о красоте города, о сохранении исторических памятников, о месте новых городских ансамблей. Кроме того, возможна классификация зодчества по функциональному признаку. К основным функциональным видам (типам) архитектуры относят: жилую архитектуру; административную и общественную архитектуру (административно – управленческие здания, школы, театры, музеи, стадионы, больницы и др.); культовую (сакральную) архитектуру; промышленную; фортификационную (оборонительную) архитектуру; транспортные постройки; инженерно-технические сооружения (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и др.). Функции архитектурных построек так же многочисленны и разнообразны, как занятия и потребности людей.

В характеристике архитектуры весьма существенным оказывается понятие стиля. Архитектурный стиль – устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и ее идейно-содержательной программы. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. В подъемах и спадах архитектурного стиля находит, в конечном счете, свое выражение общественно-культурный контекст целой эпохи, ее ведущих тенденций. В понятие стиля входят характерные для данного времени приемы построения планов и объемных композиций зданий, используемые строительные материалы и конструкции, а также типичные формы и мотивы художественной отделки. Каждый стиль порождается определенной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает. Отсюда следует вывод, что существовавший ранее стиль не может быть искусственно восстановлен, как не может быть возрождена и определившая его появление эпоха. Это важно помнить при оценке развития архитектуры периода эклектики второй половины ХIХ века. Рассмотрим характерные черты ведущих архитектурных стилей.

Стиль барокко. Барокко (от итал. причудливый) – стиль в европейском искусстве к. ХVI-середины ХVIII века. В тяготевшем к торжественному, патетическому «большому стилю» сложном и противоречивом искусстве барокко, призванном прославлять знать и церковь, отразились и новые, прогрессивные представления о безграничности, многообразии и вечной изменчивости мира. Архитектура барокко (Бернини и Борромини в Италии) отличается пространственным размахом, динамикой, декоративной пышностью. В планах и формах церквей и дворцов, грандиозных ансамблей господствуют криволинейные очертания. Скульптура и живопись барокко включаются в архитектурную композицию. Барокко из Италии распространилось во многие европейские страны. В России расцвет барочного стиля припадает на середину ХVIII века и связан с преимущественным развитием дворцово-паркового строительства (Растрелли) и культового зодчества (Ухтомский, Чевакинский).

В русском архитектурном барокко нет крайностей экзальтированного европейского варианта, хотя так же определяющими компонентами образа являются декоративность, пластичность, эмоциональность, парадная величавость.

Еще один яркий стиль эпохи – классицизм.

Классицизм – стиль европейского искусства ХVII-начала ХIХ века. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь также на традиции Высокого Возрождения, искусство классицизма отражало идеальные представления о гармоническом устройстве общества, основанного на вечных и незыблемых законах разума, подчинения индивидуальности интересам нации, государства. В архитектуре классицизма – использование форм и образцов античного искусства (ордер) для выражения современных общественно-эстетических взглядов, тяготение к торжественной величавости, уравновешенности, симметрии, спокойной гармонии. Нормы классицизма были приведены в строгую систему. Все это позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и трактатам, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился и на провинцию. Основным объемно – пространственным решением зданий в классицизме стал прием выделения на фоне гладкой стены выступающего белоколонного портика и подчиненных ему боковых крыльев (флигелей). Перед главным входом, таким образом, возникал глубокий полуоткрытный парадный двор – курдонер. Группировка внутренних помещений подчинялась принципам анфиладности – «нанизывания» залов на глубинную ось композиции.

В 1830-50-е годы классицизм повсеместно приходит в упадок. Развитие капитализма в середине ХIХ века привело к возникновению новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений. Наряду с частными особняками строятся многоэтажные жилые доходные дома с квартирами,сдающимися внаем, так ярко описанные в романах Ф.Достоевского. Начинают широко использоваться металл, стекло и в конце века – железобетон. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролетов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Строятся просторные сооружения из металла и стекла («Хрустальный дворец» в Лондоне, инж. Дж. Пакстон, 1851) и высотные постройки с металлическим каркасом (Эйфелева башня, инж.Г.Эйфель,1889). Группой архитекторов т.н. чикагской школы в США были созданы первые небоскребы. Однако влияние вкусов нового заказчика – буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитекторами, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы архитектуры прошедших эпох (эклектика). Противоречия между архитектурой и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить стиль модерн, возникший в 1890-е годы. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер. Декоративистские тенденции модерна представлены работами В.Орта, Ф.Шехтеля, а рационалистические – работами Ч.Макинтоша, Х. ван де Вельде и др. В начале ХХ века велись поиски новых архитектурных форм – и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции; одновременно делались попытки прямого возрождения классики (Фомин, Щуко, Жолтовский). В 1910-е годы складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нем производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники,рационалисты (Ле Корбюзье во Франции,группа архитекторов «Баухауза» в Германии – В.Гропиус, ранний Мис ван дер Роэ) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавали основное значение конструктивно-технической стороне здания и его функции. Преемником исканий рационализма стал функционализм. Попыткам функционализма выработать общий, интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла органическая архитектура (основоположник – Ф.Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создается здание, сохранить и подчеркнуть органическое единство природы и постройки.

В послевоенные годы принципы функционализма получили новое решение, зависящее от местных условий и культурных традиций; функционализм обрел национальные черты в архитектуре Финляндии (арх. Аалто), Японии (арх. Тангэ), Бразилии (арх. Нимейер). В европейской архитектуре конца 1950-х – в 1960-е годы возник брутализм как отражение конфликта между личностью и обществом. Брутализм соединил четкую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнаженных конструкций, выступил своеобразным противовесом эклектической красивости ряда работ (поздние работы Ле Корбюзье, Л.Кана). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий, получили художественное осмысление в сооружениях П.Нерви в Италии, Ф.Канделы в Мексике, А.Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках.

Архитектура – комплексный, синтетический вид искусства, у нее много общего с другими пластическими искусствами. Так, зодчество родственно живописи и графике – оно так же опрерирует линиями и плоскостями (но владеет в полной мере глубиной пространства). Родственна архитектура и скульптуре, т.к. оперирует массами и объемами (но архитектура способна придавать массе форму и снаружи, и внутри). Для всех видов пластических искусств характерна тенденция к взаимообогащению, контакту. Не исключение и архитектура. Понятие «синтез искусств» характеризует процесс образно-творческого объединения многих видов искусств в одном произведении с целью создания яркого художественного образа. «Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ» (3; С.231). Яркими примерами синтеза являются ансамбль Афинского Акрополя в античной Греции, Адмиралтейство, Арка Главного штаба в Петербурге, советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 года, памятник – обелиск «Победа» в Минске.

Архитектура тяготеет к ансамблевости, ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Подходы к решению формы архитектуры обусловлены: 1.Природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света и др.), 2. Социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества). 3. Технически (архитектура теснее других искусств связана с развитием производительных сил, с развитием техники).

Архитектура – и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств (Исаакиевский собор, например, строили полмиллиона человек в течение сорока лет). Архитектурные творения создаются на века. Творец «каменной книги» и ее «читатель» – народ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.182.29 (0.035 с.)