Вопрос 4. Правовое положение и организация деятельности инспекций по делам несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Правовое положение и организация деятельности инспекций по делам несовершеннолетних



Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими оперативно-служебную деятельность ИДН, являются:

· Закон Республики Беларусь № 263-З от 17 июля 2007 года «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (в ред. от 23.07.2019 г.);

· Закон Республики Беларусь № 200-З от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 09.01.2017г.);

· Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (в ред. от 23.02.2012г.);

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 15 января 2019года «О признании детей находящимися в социально опасном положении»;

· соответствующие главы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Республики Беларусь, Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Кроме того, деятельность ИДН регламентируют и иные ведомственные нормативные правовые акты, которые касаются организации работы всех служб и подразделений ОВД по определенным направлениям деятельности.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, контроль за организацией деятельности ИДН возлагается на заместителя начальника ОВД – начальника милиции общественной безопасности, а в тех ОВД, где такая должность не предусмотрена штатным расписанием, первого заместителя начальника ОВД, который утверждает должностные обязанности сотрудников ИДН.

Организационное построение ИДН можно представить следующим образом:

МВД Республики Беларусь

Министр внутренних дел Республики Беларусь
Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь – начальник милиции общественной безопасности
Главное управление охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Республики Беларусь
Управление профилактики ГУОПП МОБ МВД РБ
Отдел организации работы инспекций по делам несовершеннолетних управления профилактики ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь

ГУВД Мингор-исполкома, УВД облисполкомов

Начальник ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов
Заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов – начальник милиции общественной безопасности
Управления охраны правопорядка и профилактики МОБ ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов
Отделения (группы) по организации работы ИДН управлений охраны правопорядка и профилактики МОБ (организация работы ИДН может являться одной из линий работ управления без образования организационной структуры)

Территориаль-ные ОВД, ОВДТ

Начальник ОВД, ОВДТ
Заместитель начальника ОВД, ОВДТ – начальник милиции общественной безопасности (первый заместитель начальника в ОВД, где должность начальника МОБ не предусмотрена штатным расписанием ОВД)
Начальник ИДН
Старшие инспектора по делам несовершеннолетних (в ОВД, где данные должности предусмотрены штатным расписанием ОВД. При необходимости данные должности могут замещаться лицами из числа гражданского персонала)
Старшие участковые инспектора ИДН (при необходимости данные должности могут замещаться лицами из числа гражданского персонала)
Участковые инспектора ИДН (при необходимости данные должности могут замещаться лицами из числа гражданского персонала)

 

Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь – начальник милиции общественной безопасности непосредственно руководит деятельностью милиции общественной безопасности ОВД Республики Беларусь, а также в пределах компетенции главным управлением охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Республики Беларусь.

Отдел организации работы ИДН управления профилактики ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь, в соответствии со своими полномочиями осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности ИДН, организует проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности курируемых служб и подразделений, в том числе ИДН, разрабатывает основные направления совершенствования деятельности курируемых служб и подразделений, в том числе ИДН, а также проектов соответствующих управленческих решений, на основе результатов анализа преступности и прогнозирования динамики ее развития разрабатывает и представляет в установленном порядке начальнику ГУОПП проекты управленческих решений об организации мероприятий по профилактике правонарушений, в том числе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивает взаимодействие с подразделениями центрального аппарата и центрального подчинения МВД, другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики правонарушений, в том числе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организует в установленном порядке проведение профилактических мероприятий в регионах республики с учетом анализа оперативной обстановки, совместно с подразделениями центрального аппарата и центрального подчинения МВД проверки состояния служебной деятельности, оказание практической и методической помощи курируемым подразделениям, в том числе ИДН, внесение предложений начальнику ГУОПП по повышению эффективности их служебной деятельности, разрабатывает проекты нормативных правовых актов и организационно-методических документов, изучает, обобщает и распространяет передовой опыт, прогрессивные формы и методы работы курируемых служб и подразделений, в том числе ИДН, проводит совместно с главным управлением кадров, учреждениями образования МВД, территориальными ОВД мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников курируемых служб и подразделений, учебно-методические сборы, семинары-совещания, научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные мероприятия, направленные на повышение их уровня профессиональной подготовки, а также осуществляет иные функции.

Управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов в основном дублируют функции отдела организации работы ИДН управления профилактики ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь в пределах обслуживаемой административно-территориальной единицы.

ИДН строят свою деятельность по зональному принципу.

Приказом начальника ОВД за старшими участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних и лицами из числа гражданского персонала закрепляется часть территории, обслуживаемой ОВД, т.е. административный участок с населением не более 1500 человек в возрасте до 18 лет. Перевод инспектора ИДН с одного административного участка на другой осуществляется в соответствии с письменным приказом начальника ОВД.

Начальник ИДН за административным участком не закрепляется, за исключением случаев, когда такое закрепление обусловлено складывающейся оперативной обстановкой и штатной численностью инспекторов ИДН. Начальник ИДН организует деятельность ИДН в соответствии с действующим законодательством и несет персональную ответственность за организацию деятельности ИДН, состояние служебной (трудовой) дисциплины и служебной подготовки, соблюдение законности.

При назначении на должность сотрудников ИДН начальник ИДН знакомит их с особенностями административных участков, с должностными лицами местных органов управления и самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений.

Информация о сотрудниках ИДН с фотографиями, указанием границ административных участков, контактных телефонов представляется в городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах) по мере необходимости, но не реже одного раза в год, для размещения на интернет-сайтах и для опубликования в районных (городских) печатных средствах массовой информации (далее по тексту – СМИ).

В ОВД, где отсутствуют должности начальника ИДН, его обязанности выполняет старший участковый инспектор ИДН.

Старший участковый инспектор ИДН, помимо выполнения своих основных обязанностей, оказывает участковым инспекторам ИДН практическую помощь в выполнении ими служебных обязанностей, в подготовке выступлений и бесед, в проведении индивидуальной профилактической работы.

Сотрудники ИДН выполняют свои служебные обязанности на основании ежемесячного графика выхода на службу, утверждаемого начальником (заместителем начальника) ОВД. Сотрудники ИДН в соответствии с графиком выхода на службу самостоятельно планируют свою работу.

Большое значение для правильной организации работы сотрудника ИДН, рационального использования его рабочего времени имеет ежедневное планирование, которое мобилизует, дисциплинирует сотрудника, позволяет избежать непроизводительных затрат.

Данная форма планирования – это эффективное средство самоконтроля, при этом его составление не требует больших затрат времени.

Рабочий день сотрудника ИДН должен завершаться подведением итогов работы за день или небольшим анализом сделанного, а также составлением плана на следующий день. Записи производятся в произвольной форме (от руки в тетради или блокноте, набором на клавиатуре в планшете, смартфоне и др.). Работа на день планируется на основе текущих мероприятий и конкретизируется. В плане на день указывается не только то, что нужно сделать, но определяется приблизительный период времени для исполнения.

По всем мероприятиям обязательно надо предусмотреть отметку об исполнении в любой удобной форме.

Контроль за порядком ведения журнала постовых ведомостей возлагается на заместителя начальника ОВД.

Схематично план работы сотрудника ИДН на день можно представить следующим образом:

 

 

Сотрудники ИДН в течение рабочего времени обязаны не реже одного раза в два часа докладывать в оперативно-дежурную службу ОВД о своем местонахождении, о чем оперативным дежурным производится запись с указанием времени выхода на связь и местонахождения инспектора ИДН в журнале выхода на связь участковых инспекторов ИДН.

Контроль за периодичностью доклада в течение дежурных суток возлагается на ответственного дежурного по ОВД.

В целях обеспечения системного контроля за состоянием оперативно-служебной деятельности инспекторов ИДН устанавливается следующая периодичность контроля (гласного, негласного) за организацией их работы на административном участке в течение месяца:

· начальник ОВД – не менее 10 процентов личного состава;

· заместитель начальника ОВД – не менее 20 процентов личного состава;

· начальник (старший участковый инспектор) ИДН – не менее 50 процентов личного состава.

Информация о проведенном контроле отражается в журнале постовых ведомостей.

Оценка служебной деятельности ИДН осуществляется с учетом оперативной обстановки по следующим показателям:

· количество несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа;

· количество несовершеннолетних, направленных в специальные учебно-воспитательные или специальные лечебно-воспитательные учреждения;

· количество лиц, привлеченных к ответственности по ст. 9.4 КоАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»;

· количество лиц, привлеченных к ответственности по ч. 6 и 7 ст. 12.17 КоАП «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению»;

· количество несовершеннолетних, привлеченных к ответственности по ст. 17.3 КоАП «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения»;

· количество лиц, привлеченных к ответственности по ст. 17.4 КоАП «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение»;

· количество несовершеннолетних, привлеченных к ответственности по ст. 17.9 КоАП «Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах»;

· количество лиц, привлеченных к ответственности по ст. 17.12 КоАП «Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы несовершеннолетних»;

· количество лиц, привлеченных к ответственности по ст. 17.13 КоАП «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»;

· коэффициент преступной активности несовершеннолетних (в расчете на 10 тысяч несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

· удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними (т.е. соотношение преступлений, совершенных несовершеннолетними за отчетный период времени к общему количеству совершенных преступлений за этот же период);

· удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, находившимися в состоянии алкогольного опьянения (рассчитывается исходя от общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними за отчетный период времени);

· удельный вес несовершеннолетних, участвовавших в совершении преступлений и имеющих на момент совершения преступления не погашенную или не снятую судимость (рассчитывается исходя от общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними за отчетный период времени);

· количество установленных лиц, совершивших преступления по направлениям деятельности «уголовный розыск» и «незаконный оборот наркотиков и торговля людьми».

Результаты служебной деятельности ИДН рассматриваются на оперативных совещаниях ОВД в соответствии с планами работы ОВД.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что признается административным правонарушением?

2. Назовите признаки административного правонарушения.

3. Что означает общественная опасность административного правонарушения?

4. Что означает противоправность административного правонарушения?

5. Что означает виновность административного правонарушения?

6. Что означает наказуемость административного правонарушения?

7. Каковы особенности административных взысканий в отношении несовершеннолетних?

8. Перечислите составы административных правонарушений, за совершение которых физическое лицо в возрасте от 14 до 16 лет подлежит административной ответственности.

9. Каковы особенности административного судопроизводства в отношении несовершеннолетних?

10. Назовите органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

11. Определите пределы компетенции ИДН.

12. Какими нормативными правовыми актами регламентируется работа ИДН?

13. Каким образом должен быть спланирован рабочий день сотрудника ИДН?

Перечень использованной и рекомендованной литературы по теме:

 

1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2019. – 62 с.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.; одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2019г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

4. Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 20 дек. 2006 г., № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от17.07.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

5. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: в ред. от 23.7.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

6. Об основах деятельности по профилактике правонарушений [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 4 янв. 2014 г., № 122-З: в ред. от 09.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

7. О некоторых вопросах организации деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и приемников-распределителей для несовершеннолетних: приказ МВД Республики Беларусь, 28 июня 2013 г., № 283 – Минск: М-во внутр. дел Респ. Беларусь, 2013. – 26 с.

8. Об утверждении Инструкции об организации работы органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений: приказ МВД Республики Беларусь, 28 марта 2014 г., № 94 – Минск: М-во внутр. дел Респ. Беларусь, 2014. – 18 с.

9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З: в ред. от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

10. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18: в ред. от 23.02.2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

11. О признании детей находящимися в социально опасном положении [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15янв. 2019 г., № 22 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

12. Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел по противодействию насилия в семье: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-й годовщ. со дня образов. участк. инспекторов милиц. (Минск, 22 ноября 2013 г.) / МВД Респ. Беларусь, учреждение образования «Академия МВД внутр. дел Респ. Беларусь»; под ред. С.В. Добрияна, И.Л. Федчука. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 183 с.

13. Ковалева, О. Н. Правовое регулирование реализации мер административного принуждения: монография / О. Н. Ковалева, О. Ч. Яковицкий, А. А. Косенко; Министерство внутренних дел Республики Беларусь; Учреждение образования "Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь". – Могилев: УО "Могилевский высший колледж МВД РБ", 2014. – 88 с.

14. Косенко, А. А. Организация деятельности участковых инспекторов милиции: Рекомендовано Министерством внутренних дел Республики Беларусь в качестве пособия для обучающихся учреждений высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь / А. А. Косенко, О. Ч. Яковицкий. – Могилев: Могилевский институт МВД РБ, 2015. – 217 с.

15. Круглов, В. А. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / В. А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2013. – 1064 с.

16. Методические рекомендации по тактике действий сотрудников ОВД при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, и информированию заинтересованных / под общ. ред. А. П. Барсукова. – Минск, 2012. – 22 с.

17. Организация подготовки и проведения профилактических акций подразделениями охраны правопорядка и профилактики, надзорно-исполнительной деятельности: методические рекомендации / В. В. Коляго [и др.]; под общ. ред. В. А. Синякова. – Минск: М-во внутр. дел Респ. Беларусь, 2011. – 66 с.

18. Применение на практике сотрудниками органов внутренних дел законодательства, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: методические рекомендации / О. Г. Каразей [и др.]; под общ. ред. Р. И. Мельника.– Минск, 2013. – 51 с.

19. Профилактика бытовой преступности: сб. науч. ст. / Акад. МВД Респ. Беларусь; под ред. В. А. Ананича. – Минск, 2010. – 119 с.

20. Профилактическая деятельность милиции общественной безопасности органов внутренних дел: учеб. пособие. В. В. Коляго [и др.]. – Минск: Академия М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 2013. – 164 с.

21. Реализация законодательства, регламентирующего запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 23.00 до 06.00 вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры: выдержки из законодательства, образцы процессуальных документов, методические рекомендации / под общ. ред. Р. И. Мельника. – Минск, 2012. – 20 с.

22. Янковский, С. И. Методические рекомендации по проведению республиканской акции «Семья без насилия» и выявлению фактов жестокого обращения с детьми / Янковский С. И.: под. общ. ред. Р. И. Мельника. – Минск, 2011. – 18 с.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.055 с.)