Вопрос 1. Административное правонарушение и административная ответственность: понятие и признаки. Особенности административной ответственности несовершеннолетних 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Административное правонарушение и административная ответственность: понятие и признаки. Особенности административной ответственности несовершеннолетних



Понятие административного правонарушения сформулировано в ст. 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП).

Так, административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

· оконченного административного правонарушения;

· покушения на административное правонарушение.

Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния (ст. 2.2 КоАП).

Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (ст. 2.3 КоАП).

Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административное правонарушение характеризуется следующими признаками:

· общественная опасность;

· противоправность;

· виновность;

· наказуемость.

Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т.д.

Общественная опасность деяния зависит от многих факторов: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др.

Исходя из степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений. Для этого используются следующие признаки:

· наличие тяжких последствий;

· возможность наступления тяжких последствий;

· размер материального ущерба;

· неоднократность совершения правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным или общественно варедным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.

Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям.

Никто не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке.

Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить, что в совершенных им деяниях имеется состав административного правонарушения. Лицо может быть признано виновным и может подлежать административной ответственности только при наличии в его действиях всех необходимых субъективных и объективных признаков состава административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения, будучи закрепленными в нормах права, образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности для правонарушителя.

Совокупность установленных нормативными правовыми актами признаками, конкретизирующих, определяющих действие или бездействие лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения.

Элементами состава административного правонарушения является:

· объект;

· объективная сторона;

· субъект;

· субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются те охраняемые правом, нормами отраслей права общественные отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Субъективную сторону административного правонарушения характеризует психическое отношение субъекта к противоправному действию либо бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона при наличии других признаков состава правонарушения дает основание говорить о вине лица при совершении противоправного действия или бездействия и наступлении его вредных последствий.

Административная ответственность один из наиболее распространяемых видов юридической ответственности. В Республике Беларусь ежегодно привлекается к административной ответственности более 3 млн. человек. Наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной она направлена на защиту существующего правопорядка и воспитания граждан.

Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП (ст. 4.1 КоАП).

Основными чертами административной ответственности является:

· Административная ответственность имеет собственную нормативно – правовую основу, которая состоит из законов, многочисленных законодательных и подзаконных актов, либо из норм об административных правонарушениях. Прежде всего, это КоАП, являющийся одним из основных источников законодательной основы института административной ответственности, а также совокупность законодательных и подзаконных актов. Говоря об административной ответственности, необходимо отличать ее от других видов юридической ответственности и знать, что уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь, дисциплинарная – законодательством о труде и другими законами, законодательными и подзаконными актами; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права.

· Основанием применения административной ответственности является административное правонарушение (в то время как уголовная ответственность наступает за преступление, дисциплинарная – за дисциплинарный проступок, материальная – за причинение материального ущерба).

· Согласно Конституции Республики Беларусь и КоАП, находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. Должностные лица как субъекты административной ответственности несут ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере управления, охраны, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности.

· За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (заметим, что за преступления предусмотрены уголовные наказания, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях).

· Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

· Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

· Меры административной ответственности применяются в соответствии с законом, законодательными и подзаконными актами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях.

Среди вышеуказанного ряда черт административной ответственности особое место занимают ее основание и меры – административные взыскания.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП.

Необходимо обратить внимание на то, что лицо должно достичь шестнадцатилетнего возраста именно ко времени совершения правонарушения, а не ко времени рассмотрения дела или к началу исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Ребенок в возрасте до 14 лет не может быть привлечен к административной ответственности. За совершенные детьми правонарушения несут ответственность их законные представители, которым могут вынести предупреждение или наложить штраф в размере до 10 базовых величин (ст. 9.4 КоАП).

В соответствии со ст. 4.6 КоАП административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с КоАП.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.

На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.

Установление возраста наступления административной деликтоспособности основано на презумпции того, что физическое лицо в этом возрасте способно в полной мере руководить своими действиями (или бездействием), осознавая их фактический характер, противоправность и общественную опасность, и может без ущерба для своего психофизиологического здоровья претерпеть физические и моральные лишения, связанные с административным взысканием.

В ст. 4.3 КоАП перечислены составы административных правонарушений, предусмотренные Особенной частью КоАП, за нарушение которых физическое лицо подлежит административной ответственности в возрасте от 14 до 16 лет. К ним относятся:

· ст. 9.1 КоАП «Умышленное причинение телесного повреждения»;

· ст. 10.5 КоАП «Мелкое хищение»;

· ст. 10.9 КоАП «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества»;

· ст. 15.29 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках»;

· ст. 15.45 КоАП «Жестокое обращение с животными»;

· ст. 15.58 КоАП «Разжигание костров в запрещенных местах»;

· ст. 17.1 КоАП «Мелкое хулиганство»;

· ч. 1–3,5 ст. 18.3 КоАП «Нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте»;

· ст. 18.4 КоАП «Нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта»;

· ст. 18.9 КоАП «Нарушение правил пользования транспортным средством»;

· ст. 18.10 КоАП «Нарушение правил пользования метрополитеном»;

· ст. 18.34 КоАП «Нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте»;

· ст. 19.4 КоАП «Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности»;

· ст. 19.7 КоАП «Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ»;

· ст. 23.46 КоАП «Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия»;

· ст. 23.47 КоАП «Незаконные действия в отношении холодного оружия».

Установив, что за ряд правонарушений административная ответственность наступает с четырнадцати лет, законодатель учел, что с достижением такого возраста несовершеннолетний в полной мере способен оценивать свое поведение в отношении только ряда своих деяний. Малолетние в силу своего психического развития не всегда способны осознавать общественную опасность совершаемых ими деяний или руководить ими, поэтому они не могут быть признаны субъектами состава административного правонарушения и не несут административную ответственность за совершенные ими общественно опасные деяния.

Вместе с тем, следует отметить, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного законом возраста, необходимого для привлечения его к административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Таким образом, законодатель учел неравномерность психического развития несовершеннолетних и дал возможность освобождать их от административной ответственности. Задержка в психическом развитии в данном случае не связана с психическим расстройством, т.е. медицинский критерий невменяемости отсутствует. Задержка в психическом развитии связана только с индивидуальными возрастными особенностями психофизиологического развития личности. Отставание несовершеннолетнего в умственном развитии и степень отставания устанавливаются путем проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не записанное в ст. 4.3 КоАП, то ответственность будут нести его законные представители.

При совершении указанных выше правонарушений несовершеннолетнему могут назначить следующие виды наказаний:

· Предупреждение (ст. 6.4 КоАП), которое выражается в письменном предупреждении о недопустимости противоправного поведения в будущем и может быть вынесено за любое правонарушение даже в случаях, если это не предусмотрено в соответствующей статье Кодекса (ч. 3 ст. 4.6 КоАП);

· Штраф (ст. 6.5 КоАП), назначаемый в случаях, когда подросток получает заработную плату, стипендию или имеет иной доход (ч. 2 ст. 4.6 КоАП). Размер штрафа устанавливается на день вынесения приговора и не может быть ниже 0,1 и выше 50-ти базовых величин

· Исправительные работы (ст. 6.6 КоАП), которые выражаются в отчислении суммы до 20% с заработной платы получаемой несовершеннолетним осужденным на основании решения суда ежемесячно.

Несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, могут привлечь к административной ответственности за большинство правонарушений, записанных в КоАП.

По достижении 18-летнего возраста лицо несет полную административную ответственность за совершенные им правонарушения.

Крайне важно обратить внимание и на то факт, что в КоАП предусмотрен ряд составов административных правонарушений, которые могут быть совершены в отношении несовершеннолетних, причиняя вред правам и законным интересам детей. К ним, например, можно отнести следующие составы:

· ст. 9.1 КоАП «Умышленное причинение телесного повреждения»;

· ст. 9.2 КоАП «Клевета»;

· ст. 9.3 КоАП «Оскорбление»;

· ст. 9.4.КоАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»;

· ст. 9.5. КоАП «Незаконные действия по усыновлению (удочерению)»;

· ст. 9.16. КоАП «Отказ в приеме на работу»;

· ст. 17.4 КоАП «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение»;

· ст. 17.12. КоАП «Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы несовершеннолетних»;

· ст. 17.13 КоАП «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»;

· и другие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.034 с.)