Вопрос5. Устройство детей оставшихся без попечения родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос5. Устройство детей оставшихся без попечения родителей



Воспитание подрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В последнее время во всем мире наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителях. Причины, по которым дети лишаются попечения со стороны родителей, могут быть самыми разнообразными, обусловленными различными, часто непредвиденными обстоятельствами, поэтому в законе нельзя предусмотреть их исчерпывающий перечень.

Основными причинами увеличения числа социальных сирот являются материальные и жилищные трудности семьи, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи, защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Республике Беларусь крайне важное значение.

Каждому ребенку должно быть обеспечено право на воспитание, которое является одним из важнейших прав ребенка. Как правило, детей воспитывают их родители, но если они по каким-либо причинам не могут это сделать, то заботу о детях, их устройстве, содержании и воспитании берет на себя государство. Непосредственное выполнение этой обязанности возлагается на органы опеки и попечительства.

К основным функциям органов опеки и попечительства по осуществлению защиты прав и интересов детей ч.1 ст. 117 КоБС относит:

· выявление детей-сирот;

· выявление детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении;

· учет детей, оставшихся без попечения родителей;

· выбор формы устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

· осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

На основании ч. 1 ст. 116 КоБС к детям-сиротам относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель.

К детям, оставшимся без попечения родителей, на основании вышеуказанной статьи относятся дети, которые остались без попечения обоих или единственного родителя вследствие:

· лишения родителей родительских прав;

· отобрания-детей у родителей без лишения родительских прав;

· признания родителей недееспособными или ограниченно дееспособными;

· признания родителей безвестно отсутствующими;

· объявления родителей умершими;

· нахождения родителей в розыске;

· нахождения родителей в местах содержания под стражей;

· заболевания, при котором родители не могут выполнять родитель­ские обязанности;

· отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих на­казание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста;

· оставления детей родителями в организациях здравоохранения;

· согласия родителей на усыновление детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми;

· обнаружения детей брошенными;

· в других случаях отсутствия попечения родителей.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими; документами из медицинских учреждений о длительной болезни родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей; документами из органов внутренних дел о розыске родителей и др. (перечень вышеуказанных документов определяется законодательством Республики Беларусь).

Ребенок, находящийся в социально опасном положении, может быть признан нуждающимся в государственной защите в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 85 прим. КоБС, по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка. В случае если нахождение ребенка в социально опасном положении не связано с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, он может быть признан нуждающимся в государственной защите по решению органа опеки о попечительства. Данное решение принимается на основании документов, подтверждающих нахождение ребенка в социально опасном положении, и акта обследования условий жизни и воспитания ребенка.

В случае признания ребенка нуждающимся в государственной защите руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе не позднее двух недель со дня принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите утверждается план защиты его прав и законных интересов, в котором определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.

Порядок, сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, а также форма плана защиты прав и законных интересов ребенка устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Деятельность других юридических и физических лиц, кроме органов опеки и попечительства и Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь, по выявлению и устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, не допускается (ч. 8 ст. 117 КоБС). Другие юридические и физические лица могут лишь содействовать органам опеки и попечительства в осуществлении возложенных на них функций по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем ч. 2 ст. 117 КоБС возлагает обязанность на должностных лиц учреждений и граждан, которым стало известно о случаях утраты детьми родительского попечения, немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту фактического нахождения этих детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех суток со дня получения сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить защиту прав и законных интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Орган опеки и попечительства направляет сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, в Министерство образования Республики Беларусь или уполномоченную им организацию для внесения в республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Одновременно органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения.

При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства обеспечивают защиту прав и интересов детей, а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение. Сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, заносятся в журнал первичного учета, затем органом опеки и попечительства принимаются меры к устройству ребенка.

Руководители детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, осуществляющие опеку, попечительство над детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает их устройство на воспитание в семью.

При невозможности передать ребенка на воспитание в семью родствен­ников орган опеки и попечительства по истечении месячного срока направляет сведения о таком ребенке в Национальный центр усыновления.

К основным формам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 118 КоБС относит:

· усыновление;

· устройство на воспитание в опекунскую семью;

· устройство на воспитание в приемную семью;

· устройство на воспитание в детский дом семейного типа;

· устройство на воспитание в детские интернатные учреждения (в том числе на патронатное воспитание).

Усыновление это оптимальная форма устройства, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучшие. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с тем, что усыновление является хорошо продуманным, подготовленным и взвешенным решением, к которому приходят люди, желающие обрести счастье отцовства или материнства. Усыновление редко бывает случайным поступком, и для большинства людей, которые пришли к такому решению, нет родных детей.

Усыновлению (удочерению) как форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, принадлежит особое место. Белорусское законодательство рассматривает его в качестве приоритетной формы, так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения) со стороны органов опеки и попечительства. Так как усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, то в законодательстве термин усыновление применяется к принятию в семью как мальчиков, так и девочек.

Согласно ст. 119 КоБС усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Анализ брачно-семейного законодательства Республики Беларусь позволяет выделить следующие условия усыновления.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении).

В связи с этим первым условием усыновления выступает допустимость его в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований ч. 2 ст. 118 КоБС (при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны учитываться их этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, родственные связи), а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Могут быть усыновлены как здоровые, так и больные дети, так как законодательство не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием. В случае усыновления больного ребенка законодатель обязывает органы опеки и попечительства предоставить кандидату в усыновители всю информацию о здоровье усыновляемого им ребенка. Предупреждение о состоянии здоровья ребенка производится под роспись кандидата в усыновители.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный или оба родителя которых умерли; лишены родительских прав; дали согласие на усыновление ребенка; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими; неизвестны.

Усыновление родных братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин не противоречит интересам детей.

Данные случаи прямо определены в белорусском законодательстве:

· дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно;

· дети не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья;

· когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных детей с братьями и сестрами (например, когда одновременное усыновление всех детей из многодетной семьи усыновителями невозможно и др.);

· дети, имеющие одну мать (или отца), совместно не воспитывались в семье, находятся в разных детских учреждениях, значатся под разными фамилиями, и об их родственных связях знает лишь их мать (отец), длительное время не проявляющие о них заботы.

В случае разъединения братьев и сестер при усыновлении суд возлагает на усыновителей обязанность сообщать ребенку об имеющихся у него братьях и сестрах, их местонахождении и не препятствовать их общению с усыновленными детьми.

Второе условие усыновления (удочерения) устанавливает, что усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, а также несовершеннолетние лица, которые в соответствии со ст. 26 ГК приобрели полную дееспособность (то есть эмансипированные).

Возрастные ограничения выступают в качестве третьего условия усыновления (удочерения), закрепленные законодательством. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет и не более 45 лет.

Введение данной нормы обусловлено стремлением законодателя придать отношениям между усыновителем и усыновленным характер, максимально приближенный к отношениям между родителями и детьми, в том числе и по возрастным параметрам. При меньшей разнице в возрасте усыновление возможно лишь в случае, когда в качестве усыновителя выступает отчим (мачеха) ребенка.

Обязательным условием для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При этом не имеет значения, состоят ли родители в браке или их брак был расторгнут либо признан недействительным. Согласие на усыновление должно быть получено от каждого из родителей независимо от того, проживают они совместно с ребенком или отдельно.

Кроме согласия родителей, законодатель закрепляет согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста. При отсутствии согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста, усыновление портив его воли недопустимо. Предполагается, что с достижением 10-летнего возраста ребенок в состоянии осознанно выразить свою волю и отношение к предстоящему усыновлению, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Если ребенок не усыновляется обоими супругами, при усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление. Усыновление ребенка одним из супругов без согласия другого супруга возможно в случае, если тот на основании ст. 38 ГК признан безвестно отсутствующим

Усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, поэтому ст. 125 КоБС устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Так, усыновителями не могут быть:

· лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

· супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

· лица, лишенные судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

· лица, отстраненные от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

· бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

· лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь;

· лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

· лица, имеющие на момент усыновления непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, а также лица, осуждавшиеся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

· лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права и обязанности;

· лица, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с ч. 1 ст. 85 прим.1 КоБС.

Кроме того, законодатель устанавливает ограничения для усыновления лицам, имеющим определенные заболевания. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 декабря 2017г. № 108 «Об установлении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут быть усыновителями, приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка), опекунами и попечителями».

Дела об усыновлении рассматриваются судом в закрытом судебном заседании в соответствии с требованиями параграфа 10 Главы 30 ГПК. Факт усыновления утверждается решением суда по месту нахождения ребенка. Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, которая производится на основании решения суда об усыновлении ребенка. Порядок регистрации усыновления определяется Главой 5 Положения «О порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005г. № 1454 (в ред. от 14.12.2018г.).

Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребенку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Разглашение тайны усыновления противоречит интересам как усыновителей, так и усыновленного ребенка, и может причинить моральные и нравственные страдания ребенку, воспрепятствовать нормальной семейной обстановке и затруднить процесс воспитания ребенка. Тайна усыновления охраняется законом. В настоящее время установлена уголовная ответственность за умышленное разглашение тайны усыновления против воли усыновителя или усыновленного.

Усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

· установление правовой связи между усыновителем (усыновителями) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;

· прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.

Таким образом, усыновление одновременно является и правопрекращающим, и правообразующим юридическим фактом.

Поскольку родительские права и обязанности у усыновителей возникают в результате усыновления, а не происхождения от них детей, в случаях, указанных в ст. 138 КоБС, суд отменяет усыновление, а не лишает усыновителей родительских прав.

К лицам, имеющим право требовать отмены усыновления, относятся:

· родители ребенка;

· усыновители ребенка;

· усыновленный ребенок, достигший 14 лет;

· орган опеки и попечительства;

· прокурор;

· Национальный центр усыновления – по делам о международном усыновлении.

Указанный перечень лиц является исчерпывающим.

Предъявление иска органом опеки и попечительства или прокурором необходимо, если у ребенка отсутствуют родители или в его интересах нужно безотлагательно принять решение об отмене усыновления, если установлено виновное поведение усыновителей (уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию усыновленного, злоупотребление своими правами, жестокое обращение с ребенком, аморальное или антиобщественное поведение, оказывающее вредное влияние на ребенка, хронический алкоголизм и др.).

Усыновленный ребенок, не достигший 14 лет, государственные и общественные организации, а также граждане, считающие, что усыновление не соответствует интересам ребенка, самостоятельно не вправе предъявить иск об отмене усыновления. С такой просьбой они могут обратиться в орган опеки и попечительства или к прокурору, которые непосредственно решают вопрос о необходимости предъявления иска об отмене усыновления.

Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства

В рассмотрении дел об отмене усыновления обязательно участие органа опеки и попечительства и прокурора. Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни усыновленного ребенка и представляет суду заключение о соответствии отмены усыновления интересам ребенка. Такое же заключение по существу дела после судебных прений лиц, участвующих в деле, дает и прокурор.

Дела об отмене усыновления детей, произведенного иностранными гражданами и лицами без гражданства, рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, прокурора и представителя Национального центра усыновления.

Отмена усыновления допускается лишь в случаях, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Усыновление ребенка может быть отменено, если усыновители:

· признаны недееспособными или ограничено дееспособными;

· являются больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, ток­сикоманией;

· уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;

· злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с усыновленным ребенком;

· не могут выполнять родительские обязанности в связи с наличием заболевания, включенного в перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности. Этот перечень заболеваний устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

· ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на усыновленного ребенка.

При установлении обстоятельств, свидетельствующих о виновном поведении усыновителей, противоречащем интересам ребенка, суд выносит решение об отмене усыновления.

Усыновление ребенка также может быть отменено в иных случаях, предусмотренных ч.7 ст. 125 КоБС, если это необходимо для защиты прав и законных интересов ребенка, достигшего 10 лет.

Суд, исходя из интересов усыновленного ребенка, вправе отменить усыновление и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам относятся: отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя или усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии и т. п.

Основанием для отмены усыновления могут послужить и другие обстоятельства, например, касающиеся самих усыновителей (безвестное отсутствие, тяжелая болезнь, ухудшение материального положения, существенное изменение семейного положения и т. п.), или же причины, связанные с изменением после усыновления обстоятельств, сделавших невозможным само усыновление (родитель выздоровел и признан дееспособным, суд отменил решение о признании родителя безвестно отсутствующим в связи с его явкой и др.).

Права и обязанности, возникшие в связи с усыновлением между усыновленным и усыновителем, прекращаются с момента вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления.

Еще одним видом устройства детей на воспитание в семью, которые остались без попечения родителей и детей-сирот является их устройство на воспитание в опекунскую семью. Целью такого устройства является содержание, воспитание, образование, а также защита законных интересов и прав детей. Назначается данная форма устройства детей административным актом государственного органа, а именно решением местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства лица, подлежащего опеке и попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного (ст.ст. 146, 147 КоБС).

Опека применима к детям до 14 лет, попечительство – к детям от 14 до 18 лет. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

Семейное законодательство содержит ряд требований, предъявляемых к характеристике лица, которое может быть назначено опекуном или попечителем. Так, согласно ст. 152 КоБС, при выборе опекуна или попечителя принимаются во внимание его личные качества, способность к выполнению предстоящих обязанностей, отношения, существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Поэтому, чаще всего опекунами или попечителями становятся самые близкие родственники ребенка (дед, бабка, дядя, тетя и т.д.).

Кроме того, ст. 153 КоБС определяет категории граждан, которое не могут быть опекунами или попечителями. К ним относятся:

· лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

· лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами или попечителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь);

· лица, лишенные судом родительских прав;

· бывшие усыновители, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

· лица, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

· лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

· лица, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью 1 статьи 151 Кодекса Республики Беларусь о семье.

На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, порядок выдачи которого определяется Правительством Республики Беларусь.

Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и несет полную ответственность за ребенка, однако формально права опекуна отличаются от родительских.

Биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям. Опекун не вправе присвоить ребенку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье.

Органы опеки и попечительства регулярно контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Контрольные обследования условий жизни подопечных производится не реже двух раз в год.

Органы опеки и попечительства освобождают опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при усыновлении или помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения.

Опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (болезнь опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.

При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 178 КоБС, по достижении подопечным четырнадцати лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без особого на то решения. Попечительство прекращается автоматически по достижении подопечным восемнадцати лет, при вступлении несовершеннолетнего в брак, если ему в соответствии со статьей 18 КоБС был снижен брачный возраст, а также при приобретении им дееспособности в полном объеме (эмансипация).

Устройство на воспитание в приемную семью это такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с положением о приемной семье, утвержденной правительством, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора.

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый навоспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми),а такая семья – приемной семьей.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. На должности приемных родителей назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. При наличии нескольких лиц, желающих стать приемными родителями одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований законодательства, а также интересов ребенка.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

· лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

· лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

· лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями (перечень заболеваний, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь);

· лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

· лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

· бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

· лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

· лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

· лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Договор заключается в отношении приемных родителей и органов опеки и попечительства. В договоре прописывается следующие условия:

· срок, на который ребенок отдается приемной семье;

· условия воспитания, образования, содержания;

· права и обязанности самих приемных родителей и органов опеки и попечительства в отношении приемной семье;

· основания для прекращения договора и его последствия.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать четырех человек. При этом детей на воспитание могут взять как семейные пары, так и одинокие граждане. Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически невозможно передать на усыновление. Биологические родители имеют право навещать ребенка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами.

В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов (попечителей) ребенка вплоть до его совершеннолетия. Они обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной, взрослой жизни.

Ежемесячно на содержание каждого из детей выплачивается денежное пособие в размерах, установленных Министерством образования и Министерством финансов республики Беларусь. Кроме того, приемным родителям выплачивается заработная плата за воспитание приемного ребенка (детей). Приемные родители не состоят с приемным ребенком (детьми) в алиментных отношениях.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтные отношения между детьми и другие), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

Договор считается прекращенным досрочно с момента вынесения решения о прекращении договора органом опеки и попечительства. Решение прекращении договора может быть обжаловано в судебном порядке.

Детский дом семейного типа семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.086 с.)