Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы межличностного познания
Выделяют интерпретацию воспринимающим своего опыта общения, идентификацию, атрибуцию и рефлексию других людей. Эмпатию мы тоже относим к той категории. В основе механизма интерпретации (соотнесения) лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя с другими людьми. Механизм идентификации в данном случае подразумевает отождествление себя с другим человеком. Механизм каузальной атрибуции предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения других людей. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить конкретного виновника случившего, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не ища конкретного виновника. Также замечено, что успех люди чаще всего считают своим достижением, а неудачу — влиянием обстоятельств. Механизм рефлексии другого человека. Рефлексия — это способность человека осознанно сосредоточиться на самом себе. Рефлексия в процессе общения получила название социальной рефлексии (способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению). Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к рефлексии и познанию других людей. На функционирование механизмов межличностного познания влияют условия восприятия человека человеком. К ним относятся ситуация, время и место общения. Выводы 1. Социальная перцепция — это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. 2. Функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; установление эмоциональных отношений. 3. На процесс социальной перцепции влияют определенные характеристики наблюдателя и наблюдаемого и адекватность оценок, на которых строится отношение наблюдателя к наблюдаемому. 4. К характеристикам наблюдателя, влияющим на процесс социальной перцепции, можно отнести его индивидуальные, половые, возрастные, национальные, профессиональные, полоролевые различия, состояние здоровья и опыт общения. Наибольшее значение имеют его психологические качества и система установок.
5. Среди характеристик наблюдаемого основополагающим может быть внешний облик, включающий в себя физический и социальный аспекты. 6. К механизмам, влияющим на адекватность представления о воспринимаемом, относятся функционирование внутренней структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм. 7. К механизмам межличностного познания относят механизмы интерпретации, идентификации, атрибуции и рефлексии. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: социальная перцепция, функции социальной перцепции, механизмы социальной перцепции, имплицитная структура личности, схемы формирования первого впечатления, каузальная атрибуция, саморефлексия, социальная рефлексия. Материалы для самопроверки к главе 16 Вопросы для самопроверки 1. Как восприятие друг друга партнерами по общению влияет на возникающие между ними отношения? 2. Как разворачивается восприятие одним человеком другого? 3. Что такое социальная перцепция? 4. Что влияет на социальную перцепцию? 5. Какие особенности наблюдателя и наблюдаемого влияют на эффективность общения? 6. Какие психологические особенности индивида как бы запускают его схему социальной перцепции? 7. Перечислите составляющие физического и социального облика наблюдающего, влияющие на социальную перцепцию. 8. Какие две группы механизмов вовлечены в социальную перцепцию? 9. Перечислите механизмы, влияющие на оценку наблюдаемого. 10. Дайте характеристику факторов ситуации знакомства, влияющих на восприятие друг друга партнерами по общению. 11. Каким образом люди чаще всего объясняют поступки других людей? 12. Что такое рефлексия? Какие виды рефлексии вы знаете? Заполнить пробелы 1. В процессе социальной перцепции есть слабые места, где наиболее часто происходят восприятия другого человека.
2. Способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению, называется______. 3. Механизм__ — это перенос на наблюдаемого психических особенностей наблюдателя. 4. Люди с__ атрибуцией склонны приписывать причину про изошедшего конкретному человеку. 5. На понимание и познание других людей наиболее влияет система человека. 6. Суть фактора__ в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. 7. Механизм __ подразумевает отождествление себя с другим человеком. Верно или неверно 1. В экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке. 2. Адекватное понимание информации зависит от личности реципиента. 3. Адекватное понимание информации зависит от личности коммуникатора. 278 < Раздел И. Социальная психология 4. На социальную перцепцию не влияет состояние сознания индивида. 5. Внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать и по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. 6. Профессия не влияет на социальную перцепцию. 7. Познание другого осуществляется с помощью идентификации, эмпатии и рефлексии. 8. Механизм каузальной атрибуции позволяет корректировать собственное поведение. 9. Фактор превосходства гораздо легче запускается в экстремальных ситуациях. 10. Схемы формирования первого впечатления всегда ошибочны. 11. Все вновь появляющиеся представления о людях со временем встраиваются в имплицитную структуру личности человека. Выбрать правильный ответ 1. Формирование имплицитной структуры личности в основном заканчивается: а) в пубертатном возрасте; б) к 16—18 годам; в) к 22—25 годам; г) к 32—35 годам. 2. Перцептивная сторона общения рассматривает: а) невербальные способы кодирования информации; б) коммуникативные барьеры; в) пути выхода из конфликтов; г) познание себя и партнеров по общению. 3. Социальная рефлексия — это: а) приписывание наблюдаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки; б) отнесение наблюдаемого к одному из известных типов людей; в) способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению; г) перенос на наблюдаемых психических особенностей наблюдателя. 4. Установка — это: а) способность человека осознанно сосредоточиться на самом себе; б) неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование; в) предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении; г) определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении. Учебные задания 1. Вспомните основные функции социальной перцепции. Что нового и интересного вы можете узнать о себе и о людях, какую совместную деятельность вы можете организовать и какие эмоциональные отношения установить, стоя поздним вечером на автобусной остановке? 2. Какие особенности людей, принимаемые и понимаемые большинством окружающих, вы не приемлете? С чем это связано? Насколько вам это помогает или мешает? 3. Вспомните, как работает механизм первичности, или новизны. Проанализируйте, какой из параметров (ум, рост, материальное положение, красота и т.д.) оказывает на вас наибольшее влияние в ситуации знакомства?
4. Приведите конкретные примеры действия механизмов межличностного восприятия. Ответы Заполнить пробелы 1. искажения; 2. социальная рефлексия; 3. проекции; 4. личностной; 5. установок; 6. превосходства; 7. идентификации. Верно или неверно 1 — верно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — неверно; 5 — верно; 6 — неверно; 7 — верно; 8 — верно; 9 — верно; 10 — неверно; 11 — неверно. Выбрать правильный ответ 1. б; 2. г; 3. в; 4. г. Глава 17 ИНТЕРАКТИВНАЯ 17.1. Понятие о межличностном взаимодействии и его мотивах Интерактивное общение предусматривает приспособление человека к человеку в совместной работе, учебе, на отдыхе. Это совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, взаимное влияние контактирующих. В различных исследованиях выявлены основные мотивы, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми: — мотив максимизации общего выигрыша (мотив коопераций}. Кооперация (лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основных форм межличностного взаимодействия, объединение усилий участников взаимодействия для достижения совместной цели; — мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм}', — мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм}', — мотив минимизации выигрыша другого (агрессия}', — мотив минимизации различий в выигрышах (равенство}. 17.2. Виды контактного взаимодействия В социальной психологии существуют различные структурные описания взаимодействий. С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия может занимать одну из 3 позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Это не роли, исполняемые людьми в жизни, а поведенческие стереотипы. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребенка — «Хочу!», позиция Взрослого — и «Хочу», и «Надо». Взаимодействие эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый, и тот отвечает ему с такой же позиции. В этом случае коммуникация может продолжаться неопределенно долго. Если один из участников взаимодействия адресуется к другому как Взрослый, а тот отвечает ему с позиции Ребенка, взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться (рис. 17.1).
Рис. 17.1. Пересекающиеся взаимодействия.
РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ, РЕБЕНОК Структура личности предполагает 3 состояния Я: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Родитель - это наставления, поучения, правила, нормы, запреты. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил, а с другой - вместилище предрассудков и предубеждений. Родитель может выступать в виде Контролирующего родителя (запреты, санкции) и Заботящегося родителя (советы, поддержка, опека). Диагностировать состояние Родителя можно по высказываниям «я должен», «мне нельзя», поучающим, оценивающим, поддерживающим или критическим замечаниям типа «всегда», «никогда», «прекрати», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор». Физическими признаками Родителя являются нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст», постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т.п. Ребенок - это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный ребенок включает в себя доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим чертам Естественный ребенок приобретает большую ценность независимо от возраста человека: он придает человеку обаяние и теплоту. Однако Естественный ребенок не только обаятелен, но и капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный ребенок - 282 < Раздел И. Социальная психология это та часть личности, которая, желая быть принятой и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего ожиданиям и требованиям. Адаптированному ребенку свойственны повышенная конформность, неуверенность, особенно при общении с родителями и со значимыми лицами, робость, стыдливость. Разновидностью Адаптированного ребенка является Бунтующий (против Родителя) ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину. Ребенок диагностируется на основании высказываний, выражающих чувства, желания, опасения: «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно» и др. К невербальным характеристикам относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга. Взрослое Я-состояние — это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать решения, адекватные ситуации. Если Родитель - это преподанная концепция жизни, а Ребенок - концепция жизни через чувства, то Взрослый - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию. Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке уместно поведение, диктуемое Я-состоянием Ребенка, и неуместно морализирование Родителя на тему образа жизни. В этом ключе необходимо понимать девиз трансактного анализа: «Будь всегда Взрослым».
Классический пример Берна «Запонки»: муж не может найти запонки и спрашивает у жены: «Ты не знаешь, где мои запонки?». Это вопрос Взрослого, и ответ Взрослого был бы таким: «Посмотри в верхнем ящике гардероба». Однако жена может сказать: «Куда положил, там и возьми». Стимул исходит от Взрослого, но жена дала ответ Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на место. Если бы ответ жены исходил от Ребенка («Вечно я у тебя во всем виновата!»), образовался бы тот же тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются упреками, колкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: «Это все из-за тебя!». Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998. Родитель, Ребенок и Взрослый — это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека и влияющие на его поведение, которые не всегда можно произвольно припомнить. Родитель — это воспоминания индивида о том, как реагировали его мать и отец на подобную ситуацию, а Ребенок — это он сам в детстве в подобной ситуации. П.Н. Ершов, обозначая позиции вхождения в контакт, говорит о возможной «пристройке сверху», «пристройке снизу» и «пристройке наравне». Авторы «Interpersonal skills» выделяют взаимодействие с позиций агрессивного, уверенного и неуверенного поведения и дают им следующие характеристики (табл. 17.1). С.А. Ефремцева полагает, что неуверенный тон соответствует позиции ребенка, агрессивный — родителя, уверенный — взрослого. В последнее время распространилось понятие «ассертивность». Его определяют как «выражение индивидом его прав и эмоций» и четко дифференцируют понятия ассертивности и агрессивности[XXV]. Предполагают, что почти каждый может быть ассертивным в одних ситуациях и совершенно неассертивным в других. Люди с менее ассертивным поведением полагают, что не имеют права на выражение своих чувств, верований, мнений. Они не считают, что все люди равны и именно на этом должно быть построено общение. В результате они не могут противостоять манипулированию со стороны других или плохому обращению. Вероятно, в детстве им часто указывали, что их восприятие, мнения, чувства, желания менее важны или просто неверны по сравнению с другими. Они выросли сомневающимися в себе людьми, привыкшими обращаться к другим за помощью в принятии решения. Ассертивность рассматривается как необходимый для личностной и профессиональной компетентности социальный навык. Континуум ассертивного поведения представлен в табл. 17.2. Приведенные выше подходы к структурному описанию взаимодействий (Родитель, Взрослый, Ребенок; «пристройка сверху», «пристройка наравне», «пристройка снизу»; агрессивное, уверенное и неуверенное поведение; неассертивное, ассертивное, агрессивное поведение) перекрывают друг друга, но в чем-то имеют особенности.
286 -О Раздел II. Социальная психология Выводы 1. Основные мотивы, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми, это кооперация, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство. 2. В социальной психологии существуют различные структурные описания взаимодействий. 3. С точки зрения трансактного анализа, взаимодействие осуществляется с одной из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок. 4. С другой точки зрения, позиции вхождения в контакт — это «пристройка сверху», «пристройка снизу» и «пристройка наравне». 5. Можно рассматривать структуры на основе неуверенного, уверенного и агрессивного поведения, а также неассертивного, ассертив- ного и агрессивного поведения. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: интерактивная сторона общения, мотив, кооперация, виды контактного взаимодействия, ассер- тивность, агрессивность. Материалы для самопроверки к главе 17 Вопросы для самопроверки 1. Каковы мотивы, с которыми человек вступает во взаимодействие? 2. Что такое «кооперация»? Приведите иллюстрирующие примеры из студенческой жизни. 3. В каких ситуациях с точки зрения трансактного анализа процесс коммуникации будет продолжаться неопределенно долго и наоборот? 4. Каким образом у человека формируются стереотипы поведения Родитель, Взрослый, Ребенок? 5. Что такое «пересекающиеся взаимодействия»? Как они влияют на процесс общения? 6. В чем специфика вербальных и невербальных компонентов общения, свойственные рассматриваемым поведенческим типам? 7. Как ведет себя каждый из описываемых типов при передаче и получении информации? 8. Почему люди в определенных ситуациях демонстрируют неуверенное, неассертивное поведение? Заполнить пробелы 1. Позиция Родителя может быть определена как позиция___, как пристройка___, как___ поведение. 2. Три звена действия: оценка —___ — воздействие. 3. Важно четко дифференцировать понятия ассертивности и_. 4. Частое поглаживание других по голове свойственно позиции 5. Родитель, Взрослый и Ребенок — это стереотипы поведения, продуцируемые___ ситуацией. 6. Недооценка других свойственна человеку, выбравшему__ поведение. 7. Недооценка себя свойственна человеку, выбравшему_ по ведение. 8. Мотив минимизации выигрыша другого — это__. 9. Можно выделить 3 вида детского Я-состояния: Естественный ребенок, Адаптированный ребенок и___ ребенок. 10. Главную роль в пристройках играет__ действующего о со отношении своих сил и сил партнера. 11. Родитель может выступать в роли Контролирующего родителя и родителя. 12. Если человек при разговоре постоянно прислоняется к стенке или держится за что-то, то, вероятно, он демонстрирует______________________________________ тип поведения. 13. Мотив__ различий в выигрышах — это равенство. Верно или неверно 1. Человек, выбирающий при общении агрессивное поведение, при получении информации не достигает своих целей. 2. Не уверенный в себе человек стремится повиноваться другому. 3. Человек, выбирающий при общении агрессивное поведение, занимает оборонительную позицию. 4. Мотив максимизации выигрыша другого — это индивидуализм. 5. Пристройки произвольны. 6. Не уверенный в себе человек при получении информации проявляет уважение к источнику информации. 7. Человек, занимающий агрессивную позицию в общении, обычно стремится скрывать смысл используемых слов. 288 -О Раздел II. Социальная психология 8. Человек в одной ситуации может вести себя ассертивно, а в другой агрессивно. 9. Один и тот же человек к разным объектам будет пристраиваться одинаково.
в) сдерживает себя; г) имеет представление о точке зрения каждого; д) с заниженной самооценкой; е) считает, что его недооценивают. Поведение: а) глаза часто опущены вниз; б) вторжение в чужое пространство; в) искреннее выражение того, что человек думает; г) нервные, беспокойные жесты; д) расхаживание взад и вперед; е) пристальный взгляд. Дополнительные вопросы и задания 1. Что общего и различного между описанными выше структурами взаимодействий? 2. Женщина и мужчина решили создать семью. Приведите конкретные примеры мотивов, которые могли ими двигать. 3. Что значит быть взрослым с точки зрения трансактного анализа? 4. П.Н. Ершов считал, что многие особенности поведения человека связаны с подсознательным ощущением веса собственного тела. Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие это мнение. 5. Каким образом по пристройке можно увидеть отношение одного человека к другому? Ответы Заполнить пробелы 1. «надо», «сверху», агрессивное; 2. пристройка; 3. агрессивности; 4. Родителя; 5. актуальной; 6. агрессивное; 7. неуверенное (не- 290 Раздел II. Социальная психология ассертивное); 8. агрессия; 9. бунтующий; 10 представление; 11. заботящегося; 12. неуверенный; 13. минимизации. Верно или неверно 1 — верно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — неверно; 5 — неверно; 6 — неверно; 7 — неверно; 8 — верно; 9 — неверно. Найти соответствие I. 1 — б; 2 — г; 3 — в; 4 — а; 5 — д. II. 1 — б, в; 2 — а, г, д. III. 1 — д; 2 — а, в; 3 — б, г. IV. 1 — а, б, е; 2 — а, в, д; 3 — г. V. 1 — в; 2 — а, г; 3 — б, д, е. Глава 18 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ Для укрепления сплоченности любого коллектива (семейного, студенческого, производственного) необходимо оказывать друг другу различные услуги, проявлять искреннюю заботу, делать добро. Однако как бы человек ни относился к другим людям, как бы он ни стремился к сотрудничеству, всегда найдутся недовольные его поведением, особенно если он будет хоть небольшим, но руководителем. Недовольства не надо бояться. К замечаниям следует относиться конструктивно, не считая несогласие трагедией, иначе это приведет к конфликтной ситуации, которая может перерасти в конфликт. 18.1. Конфликт — дефект общения? Всегда ли конфликт — это плохо? Что было бы в жизни без конфликтов? Там, где есть различные мнения, различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах деятельности, там, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации. Однако как только они возникают, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят к стрессовой ситуации, выйти из которой порой нелегко. Большинство людей не умеют достойно выходить из конфликтной ситуации. Это неумение легко объяснить тем, что ни в школе, ни в вузе умению разрешать конфликты не обучают. В промышленности это стали учитывать раньше, чем в педагогике и в медицине. Так, фирма «Дженерал моторе» запрещает в первой половине дня делать замечания конструкторам и портить им настроение любым другим способом. Психологи фирмы экспериментально установили, что при плохом настроении резко снижа ется продуктивность мышления. Руководителю особенно важно сохранять хорошее настроение и не конфликтовать с людьми. Финансовый успех, по Дейлу Карнеги, на 15% зависит от технических знаний специалиста и на 85% — от умения работать с людьми, пробуждать у них энтузиазм, творческое отношение к делу (см. 2.3). Мрачному, неулыбчивому начальнику цеха на заводе в Японии грозит увольнение. Такое состояние руководителя не создает хорошего настроения у рабочего, а значит, не будет высокой прибыли. 18.2. Формула конфликта Конфликт — это резкое обострение противоречия и борьбы двух сторон-участников или более в разрешении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из них. Формула конфликта'. Конфликт = Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент. Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным в зависимости от того, как его разрешают. Конфликт помогает выявить взаимоотношения в группе. Иногда можно изменить направление конфликта, взглянув на него по-другому, но подобные преобразования требуют особых навыков. Разногласия есть часть нашей жизни, и не нужно пытаться избежать их. Следует научиться предвосхищать конфликт и конструктивно его разрешать. 18.3. Сигналы конфликта Разрешение конфликта зависит во многом от уровня бдительности человека, так как он предваряется более-менее очевидными сигналами. 1. Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. К интуиции полезно прислушаться. Спросите себя: «Могу ли я что-то сейчас предпринять?». Может прийти в голову решение, о котором вы и не подозревали. Порой ничего не остается, как быть начеку. 2. Инциденты (лат. incidens — случающийся; в данном контексте — случай, столкновение, происшествие, обычно неприятное). Незначительные инциденты могут вызывать временное волнение или раздражение, обычно через несколько дней они забываются. Если инциденты накапливаются, обрастая недоразумениями и вызывая состояние напряженности, то любой незначительный толчок может привести к эскалации конфликта. 3. Недоразумение. Мы часто впадаем в недоразумения, делая ложные выводы из-за недостатка информации. Иногда недоразумение вызвано тем, что ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из ее участников. 4. Напряженность. Это состояние искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Отношения с ним становятся источником постоянного беспокойства. 5. Кризис. Когда человек рвет связь с коллегой или близким человеком, имеется неразрешенный конфликт. На кризис указывают насилие, ожесточенные споры, оскорбления. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Если человек научится распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, можно предотвратить недоразумения, напряжение и кризисы. 18.4. Стратегии конфликтного реагирования [XXVI] В преддверии конфликта можно сознательно выбрать подход к нему. Обычно люди не делают этого, а следуют привычной цепи реакций. Можно считать эти реакции естественными, но многие из них — просто привычки, полученные в раннем детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт определенным образом, значит, вы выработали у себя одну из описанных ниже «конфликтных привычек». Если вы молчите, удаляетесь, игнорируете обидчика, переходите на «чисто деловые отношения» или полностью отказываетесь от любых отношений с «провинившейся» стороной, впадаете в депрессию, испытываете затаенный гнев, делаете едкие замечания по «их» поводу у «них» за спиной, значит, вы выбрали стратегию ухода от конфликта. Если вы делаете вид, будто все в порядке, продолжаете действовать, как будто ничего не произошло, миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой, ругаете себя за вашу раздражительность, подавляете все ваши негативные эмоции, то вы выбрали стратегию подавления конфликта. Если вы требуете безоговорочного послушания, стремитесь доказать, что другой человек неправ, пытаетесь перекричать или перехитрить своих оппонентов, призываете на помощь союзников, требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений, то вы предпочитаете стратегию соперничества. Если в конфликте вы поддерживаете дружеские отношения, ищете справедливого исхода, делите предмет желаний поровну, избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве, избегаете столкновения в лоб, немного уступаете ради поддержания отношений, то вы предпочитаете идти на компромисс. Уход, подавление, соперничество и компромисс — четыре наиболее часто встречающиеся «конфликтные привычки». Быть под властью этих привычек — значит потерять гибкость и вызвать к жизни ненужные трудности. Это случается тогда, когда мы пытаемся доказать свою правоту вместо того, чтобы снизить тон, или когда мы делаем вид, что все в порядке, вместо поиска совместного решения. В некоторых случаях уход, подавление, соперничество и компромисс вполне приемлемы, но от нас требуются гибкость и умение для полноценного использования этих подходов. Для многих победитель автоматически предполагает существование побежденного. Это верно в отношении спортивных состязаний, но не всегда верно в других сферах жизни. Во многих случаях каждый участник может выиграть что-то. Вместо «Я должен выиграть и поэтому я должен помешать выиграть тебе», попробуйте «Я хочу выиграть и хочу, чтобы ты тоже выиграл!». Преимущество стратегии сотрудничества заключается в том, что вы находите наиболее приемлемое для всех сторон решение и тем самым укрепляете и улучшаете взаимоотношения. Когда выигрывают все стороны, они более склонны поддерживать принятое решение. Чтобы выиграл каждый, желательно: • признавать ценности других; • определить потребности всех участников и попытаться их удовлетворить; • стараться быть объективным; • искать творческие и неординарные решения; • не щадить проблему, но щадить людей. Выводы 1. Разногласия — это часть нашей жизни, избегать их не следует. Нужно научиться предвосхищать возможный конфликт и конструктивно подходить к его разрешению. 2. Конфликт — это резкое обострение противоречия и борьба двух сторон-участников или более в решении вопроса, имеющего личную значимость для каждого из участников. 3. Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным. Одна из важных функций конфликта — диагностическая. Конфликт может выявить проблемы во взаимоотношениях. 4. Конфликт = Проблема + конфликтная ситуация + участники+ + инцидент. 5. Большинство людей не умеют достойно выходить из конфликтной ситуации. 6. Можно выделить сигналы конфликта: дискомфорт, инциденты, недоразумение, напряжение, кризис. 7. Существуют различные стратегии конфликтного реагирования: сотрудничество, соперничество, компромисс, подавление, уход. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, формула конфликта, сигналы конфликта, стратегии конфликтного реагирования, компромисс. Материалы для самопроверки к главе 18 Вопросы для самопроверки 1. Конфликт — это хорошо или плохо? 2. Назовите формулу конфликта и дайте определения его составляющим. 3. Дайте характеристику сигналам конфликта. Зачем нужно быть внимательным к ним? 4. Когда стратегия «выиграть/проиграть» оправдана? 5. Когда уход от конфликта может быть разумным шагом? 6. Может ли быть подавление конфликта разумной тактикой? 7. Охарактеризуйте поведенческие реакции человека в зависимости от того, какую стратегию конфликтного реагирования он выбрал. 8. Может ли конфликт разрешиться сам собой? Заполнить пробелы 1. При плохом настроении__ продуктивность мышления. 2. Согласно мнению Д. Карнеги, финансовый успех на____ % зависит от технических знаний специалиста и на___ % — от уме ния работать с людьми. 3. Если вы ругаете себя за раздражительность и подавляете негативные эмоции, то вы выбрали стратегию . 4. Недоразумения возникают из-за__ информации. 5. Конфликт = Проблема + конфликтная ситуация + участники + +. 6. Сигналы конфликта: дискомфорт, ___, кризис, недоразуме ние, инцидент. Верно или неверно 1. Если человек стремится доказать, что другой человек неправ, значит, он выбрал стратегию «выиграть/проиграть». 2. Победитель автоматически означает существование побежденного. 3. Есть ситуации, когда стратегия «выиграть/проиграть» оправдана. 4. Инциденты приводят к недоразумениям. 5. Недоразумения приводят к инцидентам. 6. Конфликт не может разрешиться сам собой. 7. Конфликты могут быть полезны. 8. Раздел имущества поровну — это стратегия «выиграть/выиг- рать». Выбрать правильный ответ 1. Инцидент — это: а) угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими; б) действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 3229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.178 с.) |