Материалы для самопроверки к главе 4 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для самопроверки к главе 4



Вопросы для самопроверки

1. Дайте краткую характеристику различных видов памяти.

2. Что влияет на переход информации из кратковременной па­мяти в долговременную?

3. Опишите факторы, влияющие на забывание.

4. Какие лекарственные препараты способствуют ухудшению памяти?

5. Какие нарушения памяти вы знаете?

6. Почему не рекомендуется знакомиться с предметом в ночь перед экзаменом, если вы хотите стать компетентным специалистом?


96 -О Раздел I. Общая психология

7. Почему не рекомендуется укладывать детей спать в самый разгар игры?

8. Умножить 32 на 64 сравнительно легко, но многие не могут этого сделать без карандаша и бумаги. Почему?

9. Почему «счастливые» билеты на экзаменах чаще достаются не нам?

10. Почему рекомендуют учить материал перед сном?

Заполнить пробелы

1. В памяти выделяют 3 взаимосвязанных процесса:___.

2. По времени хранения информации различают_,____ и____

память.

3. Объем кратковременной памяти — от_ до____ единиц ин­

формации.

4. В зависимости от преобладания в процессах памяти анализа­торов различают,     ,     ,     ,      память.

5. Если вы заучиваете материал бессмысленно, то в 1-й час за­бывается примерно до % информации.

6. Чтобы хорошо выполнять сложные манипуляции (венепунк­ция, катетеризация вен), медсестре необходимо развивать _________________________________  и

__ память.

7. Медицинскому работнику важно развивать эмоциональную

память, потому что___.

8. По мнению Б.В. Зейгарник, мы дольше помним о_ работе.

9. Психологическое и поведенческое сходство родственников

передается через__ память.

10. Память — это способность не только к запоминанию, но и к информации.

11. При любой проверке знаний лучше сначала отвечать на__

вопросы.

Верно или неверно

1. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала, вос­принятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов.

2. Отсутствие мотивации отрицательно влияет на запоминание информации.

3. Информация легче воспроизводится в том контексте, в кото­ром происходило запоминание.


4. Если по дороге в училище вам постоянно хочется свернуть в переулок, где находится ваша бывшая школа, то вам мешает ретро­активная интерференция.

5. Вытеснение информации происходит осознанно.

6. Все лекарственные препараты отрицательно влияют на про­цессы памяти.

7. Нарушения чувства знакомости могут встречаться у практи­чески здоровых людей.

8. Иллюзии памяти не имеют места в действительности.

9. Серьезная проработка материала в течение короткого време­ни приводит к более эффективному запоминанию, чем его дли­тельное изучение.

10. При запоминании лучше воспроизводится середина изучае­мого материала.

11. Легкий аромат шоколада помогает оживить память.

12. Самое хорошее воспроизведение информации бывает тогда, когда человек находится в том же состоянии, что и при запомина­нии информации.

Выбрать правильный ответ

1. Сенсорная память:

а) действует на уровне рецепторов;

б) действует 15—30 с;

в) от повторного обращения к информации улучшается;

г) не поддается развитию.

2. В среднем объем кратковременной памяти равен:

а) 7 элементам;

б) 7±2 элемента;

в) 9 элементам;

г) неограничен.

3. Вытеснение — это:

а) сознательный способ защиты от тяжелых воспоминаний;

б) забывание новой информации из-за того, что она перепуты­вается со старой;

в) метод припоминания снов под гипнозом;

г) бессознательная блокировка неприемлемых воспоминаний.

4. Непроизвольная память включается:

а) при составлении вопросов к изучаемому материалу и ответе на них;

б) при установке на запоминание;

в) по нашему желанию;


98 ’v- Раздел I. Обшая психология

г) при использовании мнемических приемов.

5. Чтобы не волноваться на экзамене, студент принял таблетку реланиума. Скорее всего:

а) он не будет волноваться и вспомнит весь материал;

б) он будет волноваться и вспомнит весь материал;

в) он будет волноваться и забудет весь выученный материал;

г) он не будет волноваться и не сможет вспомнить изученный материал.

6. Студентка закончила изучение материала по анатомии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать материал по психологии, так как она все время вспоминает анатомию. Ей мешают:

а) проактивная интерференция;

б) ретроактивная интерференция;

в) симптом уже виденного;

г) симптом никогда не виденного.

7. Учащийся пользуется фразой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» для запоминания цветов спектра. Это:

а) непроизвольное запоминание;

б) зазубривание;

в) заучивание;

г) мнемический прием.

8. При подготовке к экзамену эффективнее:

а) как можно больше материала сразу заучивать наизусть;

б) распределять заучивание в течение суток;

в) сразу лечь спать, если начинает клонить в сон;

г) готовиться, располагаясь в любимой позе на диване или в кресле.

Дополнительные вопросы и задания

1. Расскажите конкретно, зачем медсестре необходимо разви­вать зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, произвольную, непроизвольную, кратковременную, долговременную память.

2. В сестринской практике широко используются 7 основных групп дезинфектантов: галогенсодержащие, кислородсодержащие, поверхностно-активные вещества (ПАВ), гуанидины, альдегидсо­держащие, спирты, фенолсодержащие. Каким образом лучше орга­низовать их запоминание?

3. Питание пациентов является одним из ведущих факторов ле­чения. Существует научно обоснованная система питания — спе­циально разработанные диеты. Для облегчения запоминания пока­заний к назначению той или иной диеты можно использовать


различные мнемические приемы. Например, 8 — самая «круглень­кая толстенькая» цифра. Это поможет запомнить, что диету № 8 назначают при избыточной массе тела и ожирении. Цифра 3 напо­минает букву з. Диету № 3 назначают при гипомоторной дискине­зии толстой кишки с длительными запорами. Подумайте над дру­гими мнемическими приемами запоминания 15 диет.

4. Как лучше запомнить приготовление раствора первомура по рецептуре С-4 для обработки рук хирургического персонала?

5. В вашу группу пришел новый преподаватель. Дайте ему не­сколько рекомендаций, чтобы побыстрее запомнить имена и фа­милии студентов.

6. Вы вернулись на работу из отпуска. Как быстрее запомнить имена и фамилии пациентов отделения? Дайте конкретные реко­мендации на примере реального списка пациентов одного из отде­лений практической базы.

7. Человек ехал на мотоцикле. На 78-м километре от города его сбила грузовая машина. После черепно-мозговой травмы он мог припомнить только то, что было до 64-го километра, и те события, которые происходили по истечении нескольких часов после трав­мы. Какая амнезия наблюдается у пациента и почему?

Ответы

Заполнить пробелы

1. запоминание, сохранение, воспроизведение; 2. сенсорную, крат­ковременную, долговременную; 3. от 5 до 9; 4. зрительную, осязатель­ную, обонятельную, вкусовую, слуховую; 5. 60; 6. двигательную и ося­зательную; 7. память на пережитое — непременное условие развития способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию; 8. незавер­шенной; 9. генетическую; 10. забыванию; 11. легкие.

Верно или неверно

1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — неверно; 5 — неверно; 6 — неверно; 7 — верно; 8 — верно; 9 — неверно; 10 — неверно; 11 — верно; 12 — верно.

Выбрать правильный ответ

1. а; 2. б; 3. г; 4. а; 5. г; 6. а; 7. г; 8. б.


Глава 5

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение — создание новых образов на основе ранее сфор­мированных представлений. Память помогает человеку составить представление об образах прошлого, восприятие — об образах на­стоящего, воображение — об образах будущего. С помощью вооб­ражения человек компенсирует недостающую информацию, что позволяет ему принять решение.

Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмо­циями, восприятием, памятью и другими познавательными про­цессами.

5.1. Виды воображения

Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Пользуясь активным воображением, человек мо­жет вызвать у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно. В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется, а не копируется или воссоздается. Репродуктивное воображение воспроизводит реаль­ность в том виде, в каком она есть; хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение скорее напоминает восприя­тие или память, чем творчество.

С феноменом воображения связан прежде всего процесс худо­жественного творчества. Например, во время работы над романом «Госпожа Бовари» Густав Флобер, описывая отравление героини, ясно ощущал во рту вкус мышьяка, вызвавшего у него рвоту. Оноре де Бальзак, описывая Аустерлицкую битву, слышал крики ране­ных, пушечные выстрелы, ружейные залпы. Вольтер всегда заболе­вал в годовщину Варфоломеевской ночи. Мысли об этом событии, об убийстве тысяч невинных людей, ставших жертвами религиоз­ного фанатизма, вызывали у него приступ лихорадки.


Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничива­ется литературой и искусством.

Существуют и другие виды воображения. Это сновидения, галлю­цинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к пассивным формам воображения. Их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя извест­но, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение мно­гие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

5.2. Воображение в деятельности медсестры

Воображение — очень коварный психический процесс. Он мо­жет быть и созидательным, и разрушительным в зависимости от его направленности.

Впервые с коварством воображения студент сталкивается в учеб­ном заведении, когда начинает изучать клинические симптомы раз­личных заболеваний и сразу с ужасом обнаруживает их у себя.

Придя в ЛПУ сначала в качестве практиканта, а затем и специ­алиста, медсестра сталкивается с результатами действия воображе­ния на пациентов.

У пациентов с достаточно богатой фантазией в результате вооб­ражения могут непроизвольно изменяться органические процессы. Например, появляются признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повыше­ние артериального давления, повышенное потоотделение и т.д.). Это возникает тогда, когда человек воображает какую-нибудь зна­чимую для себя ситуацию. Неуемная фантазия у особенно чувстви­тельных, эмоционально неуравновешенных людей может вызвать некоторые виды заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой си­стемы и желудочно-кишечного тракта. Возникают так называемые психосоматические расстройства.

ГДЕ МОЯ РОДИЛЬНАЯ ГОРЯЧКА?

Как-то я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, - ка­жется, сенной лихорадки. Я взял справочник, нашел все, что мне было нужно; а потом, от нечего делать, начал перелистывать книгу, просмат-

ривая то, что там было сказано о других болезнях. Я уже позабыл, в какой недуг я погрузился раньше всего, - знаю только, что это был ка­кой-то ужасный бич рода человеческого, - и не успел я добраться до середины перечня «ранних симптомов», как стало очевидно, что у меня именно эта болезнь.

Несколько минут я сидел, как громом пораженный; потом с безраз­личием отчаяния принялся переворачивать страницы дальше. Я добрал­ся до холеры, прочел признаки и установил, что у меня холера, что она мучает меня несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался всей этой историей и решил разоб­раться в ней досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии и убедился, что она у меня есть и что обострение должно насту­пить через две недели.

Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и будь у меня она одна, я мог бы прожить еще несколь­ко лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнения­ми, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросове­стно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которую я у себя не обнаружил, была родильная горячка.

Вначале я даже обиделся; в этом было что-то оскорбительное. С чего это вдруг я ею обойден? Зато тифозная горячка совсем меня скрутила, и я этим удовлетворился, тем более что ящуром я страдал, очевидно, с детства. Ящуром книга заканчивалась, и я решил, что больше мне ничего не угрожает.

Тут мне стало любопытно, сколько я еще протяну. Я решил устроить врачебный осмотр. Я пощупал свой пульс. Сначала пульса не было. Вдруг он появился. Я стал считать. Вышло 147 ударов в минуту. Я стал искать сердце. Я его не нашел...

Я вступил в этот читальный зал счастливым человеком. Я выполз отту­да жалкой развалиной.

Я пошел к своему врачу.

Джером К. Трое в лодке, не считая собаки. - Л.: Лениздат, 1958.

Известно мнение, что «язва возникает не от того, что едим мы, а от того, что “ест” нас», т.е. от разных переживаний, сопровождае­мых фантазиями.

Воображенными могут быть рвота и даже приступы аппендицита, иногда приводящие на операционный стол, где выясняется, что чер­веобразный отросток вовсе не изменен. Французский психиатр и гипнолог Леон Черток описал юношу с сильно развитым воображе­нием, которому сделали множество ненужных операций ввиду его высокой самовнушаемости и психосоматической переключаемости. В медицинской литературе даже возник термин, обозначающий та­кое патологическое воображение, — «синдром Мюнхгаузена».

Работу медиков порой осложняют и плоды детского воображе­ния. Нередко малыши воспринимают свои фантазии как реальность, что затрудняет диагностику. В трехлетием возрасте Костя Алексеев (Станиславский) так живо рассказал о якобы проглоченной им игол­ке, что сам поверил в это, переполошив родителей. Эти особенно­сти воображения детей и подростков необходимо учитывать при сборе анамнеза.

Вместе с тем с помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма. Это ле­жит в основе аутогенной тренировки, широко используемой для саморегуляции. Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить, как в его теле происходили удивительные перемены. Он мог одновре­менно повысить температуру правой руки на 2 °C, а левой — пони­зить на 1,5 °C. Для этого он «видел», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял пульс, «видя» себя бегущим за трамваем, или за­медлял его, «видя» себя спокойно лежащим в постели.

На связи между образами и органическими состояниями стро­ятся теория и практика психотерапевтических воздействий.

Воображение необходимо, чтобы планировать и программиро­вать свою практическую деятельность. Воображение помогает на­строиться на деятельность путем создания модели конечного или промежуточного продукта. Как организовать перевязки, которых сегодня чуть больше, чем обычно, да еще успеть на сестринскую конференцию? Как построить беседу с главным врачом, чтобы убе­дить его в целесообразности эксперимента?

Благодаря воображению врач и медсестра могут на основе внеш­них симптомов болезни, жалоб пациента, его поведения предста­вить развитие патологических процессов, почувствовать состояние пациента, прогнозируя дальнейшее взаимодействие с ним. Стоит или не стоит сообщать окончательный диагноз? Как отнесется к этому пациент? Поможет ли это ему собраться и еще побороться или, наоборот, станет приговором?

Можно предположить, что воображение способствует развитию такого профессионально важного качества личности медицинского работника, как эмпатия (греч. empatheia - сопереживание, вчув- ствование). В дальнейшем именно эмпатия поможет вообразить, что происходит с пациентом. Вместе с тем не следует позволять воображению уводить себя слишком далеко.

5.3. Сновидение как психическое явление

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследова­ния, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятель­ность практически все органические структуры, связанные с психо­логическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью). Обычно это происходит на уровне подсозна­ния, на фоне торможения, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Припоминание содержания сно­видений с несомненностью говорит о том, что во сне активно рабо­тает память.

Во сне люди психологически не полностью изолированы от вос­приятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчетливо сохраняется избира­тельность реакций (мать и ребенок, водитель и автомашина). Во сне человек даже может принимать определенные решения, фор­мировать планы. Уже классическими стали примеры открытий, сделанных Д.И. Менделеевым, Нильсом Бором, О. Антоновым, Фридрихом Кекуле во сне.

Анализировать сны важно и полезно для человека, желающего лучше понять себя. Являясь мостиком из сознательной жизни в подсознательную, сны несут в себе информацию. Толкование сно­видений можно встретить уже в Библии [сон фараона о семи коро­вах, «хороших видом и тучных плотью», и о семи других коровах, «худых видом и тощих плотью», которые пожрали тучных (Быт. 40, 41)].

Происхождение и содержание сновидений в науке объясняют по-разному. В работах 3. Фрейда «Толкование сновидений», «Пси­хология сна» преобладает мысль о том, что сновидения представ­ляют скрытое выражение наших желаний. Основатель онтопсихо­логии итальянский профессор Антонио Менегетти (Т. Meneghetti) полагает, что иногда сны могут сигнализировать о начинающихся болезнях. Автор описывает пациента, которому часто снилось, что он мнет виноград и сливает сок в бочку, а из бочки вытекает вино. Менегетти заподозрил галопирующую опухоль простаты и напра­вил пациента к специалисту. Диагноз был подтвержден, хотя па­циент не ощущал никакого недомогания.

Треть жизни мы проводим во сне. Менегетти считает что если человек не запоминает свои сны, то теряет осознание себя, не по­лучая представления об одной из важнейших частей своей жизни, или просто подсознательно не хочет видеть ряд своих проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.032 с.)