Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалы для самопроверки к главе 4
Вопросы для самопроверки 1. Дайте краткую характеристику различных видов памяти. 2. Что влияет на переход информации из кратковременной памяти в долговременную? 3. Опишите факторы, влияющие на забывание. 4. Какие лекарственные препараты способствуют ухудшению памяти? 5. Какие нарушения памяти вы знаете? 6. Почему не рекомендуется знакомиться с предметом в ночь перед экзаменом, если вы хотите стать компетентным специалистом? 96 -О Раздел I. Общая психология 7. Почему не рекомендуется укладывать детей спать в самый разгар игры? 8. Умножить 32 на 64 сравнительно легко, но многие не могут этого сделать без карандаша и бумаги. Почему? 9. Почему «счастливые» билеты на экзаменах чаще достаются не нам? 10. Почему рекомендуют учить материал перед сном? Заполнить пробелы 1. В памяти выделяют 3 взаимосвязанных процесса:___. 2. По времени хранения информации различают_,____ и____ память. 3. Объем кратковременной памяти — от_ до____ единиц ин формации. 4. В зависимости от преобладания в процессах памяти анализаторов различают, , , , память. 5. Если вы заучиваете материал бессмысленно, то в 1-й час забывается примерно до % информации. 6. Чтобы хорошо выполнять сложные манипуляции (венепункция, катетеризация вен), медсестре необходимо развивать _________________________________ и __ память. 7. Медицинскому работнику важно развивать эмоциональную память, потому что___. 8. По мнению Б.В. Зейгарник, мы дольше помним о_ работе. 9. Психологическое и поведенческое сходство родственников передается через__ память. 10. Память — это способность не только к запоминанию, но и к информации. 11. При любой проверке знаний лучше сначала отвечать на__ вопросы. Верно или неверно 1. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала, воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов. 2. Отсутствие мотивации отрицательно влияет на запоминание информации. 3. Информация легче воспроизводится в том контексте, в котором происходило запоминание. 4. Если по дороге в училище вам постоянно хочется свернуть в переулок, где находится ваша бывшая школа, то вам мешает ретроактивная интерференция. 5. Вытеснение информации происходит осознанно. 6. Все лекарственные препараты отрицательно влияют на процессы памяти.
7. Нарушения чувства знакомости могут встречаться у практически здоровых людей. 8. Иллюзии памяти не имеют места в действительности. 9. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение. 10. При запоминании лучше воспроизводится середина изучаемого материала. 11. Легкий аромат шоколада помогает оживить память. 12. Самое хорошее воспроизведение информации бывает тогда, когда человек находится в том же состоянии, что и при запоминании информации. Выбрать правильный ответ 1. Сенсорная память: а) действует на уровне рецепторов; б) действует 15—30 с; в) от повторного обращения к информации улучшается; г) не поддается развитию. 2. В среднем объем кратковременной памяти равен: а) 7 элементам; б) 7±2 элемента; в) 9 элементам; г) неограничен. 3. Вытеснение — это: а) сознательный способ защиты от тяжелых воспоминаний; б) забывание новой информации из-за того, что она перепутывается со старой; в) метод припоминания снов под гипнозом; г) бессознательная блокировка неприемлемых воспоминаний. 4. Непроизвольная память включается: а) при составлении вопросов к изучаемому материалу и ответе на них; б) при установке на запоминание; в) по нашему желанию; 98 ’v- Раздел I. Обшая психология г) при использовании мнемических приемов. 5. Чтобы не волноваться на экзамене, студент принял таблетку реланиума. Скорее всего: а) он не будет волноваться и вспомнит весь материал; б) он будет волноваться и вспомнит весь материал; в) он будет волноваться и забудет весь выученный материал; г) он не будет волноваться и не сможет вспомнить изученный материал. 6. Студентка закончила изучение материала по анатомии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать материал по психологии, так как она все время вспоминает анатомию. Ей мешают: а) проактивная интерференция; б) ретроактивная интерференция; в) симптом уже виденного; г) симптом никогда не виденного. 7. Учащийся пользуется фразой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» для запоминания цветов спектра. Это:
а) непроизвольное запоминание; б) зазубривание; в) заучивание; г) мнемический прием. 8. При подготовке к экзамену эффективнее: а) как можно больше материала сразу заучивать наизусть; б) распределять заучивание в течение суток; в) сразу лечь спать, если начинает клонить в сон; г) готовиться, располагаясь в любимой позе на диване или в кресле. Дополнительные вопросы и задания 1. Расскажите конкретно, зачем медсестре необходимо развивать зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, произвольную, непроизвольную, кратковременную, долговременную память. 2. В сестринской практике широко используются 7 основных групп дезинфектантов: галогенсодержащие, кислородсодержащие, поверхностно-активные вещества (ПАВ), гуанидины, альдегидсодержащие, спирты, фенолсодержащие. Каким образом лучше организовать их запоминание? 3. Питание пациентов является одним из ведущих факторов лечения. Существует научно обоснованная система питания — специально разработанные диеты. Для облегчения запоминания показаний к назначению той или иной диеты можно использовать различные мнемические приемы. Например, 8 — самая «кругленькая толстенькая» цифра. Это поможет запомнить, что диету № 8 назначают при избыточной массе тела и ожирении. Цифра 3 напоминает букву з. Диету № 3 назначают при гипомоторной дискинезии толстой кишки с длительными запорами. Подумайте над другими мнемическими приемами запоминания 15 диет. 4. Как лучше запомнить приготовление раствора первомура по рецептуре С-4 для обработки рук хирургического персонала? 5. В вашу группу пришел новый преподаватель. Дайте ему несколько рекомендаций, чтобы побыстрее запомнить имена и фамилии студентов. 6. Вы вернулись на работу из отпуска. Как быстрее запомнить имена и фамилии пациентов отделения? Дайте конкретные рекомендации на примере реального списка пациентов одного из отделений практической базы. 7. Человек ехал на мотоцикле. На 78-м километре от города его сбила грузовая машина. После черепно-мозговой травмы он мог припомнить только то, что было до 64-го километра, и те события, которые происходили по истечении нескольких часов после травмы. Какая амнезия наблюдается у пациента и почему? Ответы Заполнить пробелы 1. запоминание, сохранение, воспроизведение; 2. сенсорную, кратковременную, долговременную; 3. от 5 до 9; 4. зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую; 5. 60; 6. двигательную и осязательную; 7. память на пережитое — непременное условие развития способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию; 8. незавершенной; 9. генетическую; 10. забыванию; 11. легкие. Верно или неверно 1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — неверно; 5 — неверно; 6 — неверно; 7 — верно; 8 — верно; 9 — неверно; 10 — неверно; 11 — верно; 12 — верно. Выбрать правильный ответ 1. а; 2. б; 3. г; 4. а; 5. г; 6. а; 7. г; 8. б. Глава 5 ВООБРАЖЕНИЕ Воображение — создание новых образов на основе ранее сформированных представлений. Память помогает человеку составить представление об образах прошлого, восприятие — об образах настоящего, воображение — об образах будущего. С помощью воображения человек компенсирует недостающую информацию, что позволяет ему принять решение.
Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмоциями, восприятием, памятью и другими познавательными процессами. 5.1. Виды воображения Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Пользуясь активным воображением, человек может вызвать у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно. В продуктивном воображении действительность сознательно конструируется, а не копируется или воссоздается. Репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, в каком она есть; хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение скорее напоминает восприятие или память, чем творчество. С феноменом воображения связан прежде всего процесс художественного творчества. Например, во время работы над романом «Госпожа Бовари» Густав Флобер, описывая отравление героини, ясно ощущал во рту вкус мышьяка, вызвавшего у него рвоту. Оноре де Бальзак, описывая Аустерлицкую битву, слышал крики раненых, пушечные выстрелы, ружейные залпы. Вольтер всегда заболевал в годовщину Варфоломеевской ночи. Мысли об этом событии, об убийстве тысяч невинных людей, ставших жертвами религиозного фанатизма, вызывали у него приступ лихорадки. Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. Существуют и другие виды воображения. Это сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к пассивным формам воображения. Их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. 5.2. Воображение в деятельности медсестры Воображение — очень коварный психический процесс. Он может быть и созидательным, и разрушительным в зависимости от его направленности. Впервые с коварством воображения студент сталкивается в учебном заведении, когда начинает изучать клинические симптомы различных заболеваний и сразу с ужасом обнаруживает их у себя. Придя в ЛПУ сначала в качестве практиканта, а затем и специалиста, медсестра сталкивается с результатами действия воображения на пациентов. У пациентов с достаточно богатой фантазией в результате воображения могут непроизвольно изменяться органические процессы. Например, появляются признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение артериального давления, повышенное потоотделение и т.д.). Это возникает тогда, когда человек воображает какую-нибудь значимую для себя ситуацию. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может вызвать некоторые виды заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Возникают так называемые психосоматические расстройства.
ГДЕ МОЯ РОДИЛЬНАЯ ГОРЯЧКА? Как-то я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, - кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник, нашел все, что мне было нужно; а потом, от нечего делать, начал перелистывать книгу, просмат- ривая то, что там было сказано о других болезнях. Я уже позабыл, в какой недуг я погрузился раньше всего, - знаю только, что это был какой-то ужасный бич рода человеческого, - и не успел я добраться до середины перечня «ранних симптомов», как стало очевидно, что у меня именно эта болезнь. Несколько минут я сидел, как громом пораженный; потом с безразличием отчаяния принялся переворачивать страницы дальше. Я добрался до холеры, прочел признаки и установил, что у меня холера, что она мучает меня несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался всей этой историей и решил разобраться в ней досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить через две недели. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и будь у меня она одна, я мог бы прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которую я у себя не обнаружил, была родильная горячка. Вначале я даже обиделся; в этом было что-то оскорбительное. С чего это вдруг я ею обойден? Зато тифозная горячка совсем меня скрутила, и я этим удовлетворился, тем более что ящуром я страдал, очевидно, с детства. Ящуром книга заканчивалась, и я решил, что больше мне ничего не угрожает. Тут мне стало любопытно, сколько я еще протяну. Я решил устроить врачебный осмотр. Я пощупал свой пульс. Сначала пульса не было. Вдруг он появился. Я стал считать. Вышло 147 ударов в минуту. Я стал искать сердце. Я его не нашел... Я вступил в этот читальный зал счастливым человеком. Я выполз оттуда жалкой развалиной. Я пошел к своему врачу. Джером К. Трое в лодке, не считая собаки. - Л.: Лениздат, 1958. Известно мнение, что «язва возникает не от того, что едим мы, а от того, что “ест” нас», т.е. от разных переживаний, сопровождаемых фантазиями. Воображенными могут быть рвота и даже приступы аппендицита, иногда приводящие на операционный стол, где выясняется, что червеобразный отросток вовсе не изменен. Французский психиатр и гипнолог Леон Черток описал юношу с сильно развитым воображением, которому сделали множество ненужных операций ввиду его высокой самовнушаемости и психосоматической переключаемости. В медицинской литературе даже возник термин, обозначающий такое патологическое воображение, — «синдром Мюнхгаузена».
Работу медиков порой осложняют и плоды детского воображения. Нередко малыши воспринимают свои фантазии как реальность, что затрудняет диагностику. В трехлетием возрасте Костя Алексеев (Станиславский) так живо рассказал о якобы проглоченной им иголке, что сам поверил в это, переполошив родителей. Эти особенности воображения детей и подростков необходимо учитывать при сборе анамнеза. Вместе с тем с помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма. Это лежит в основе аутогенной тренировки, широко используемой для саморегуляции. Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить, как в его теле происходили удивительные перемены. Он мог одновременно повысить температуру правой руки на 2 °C, а левой — понизить на 1,5 °C. Для этого он «видел», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял пульс, «видя» себя бегущим за трамваем, или замедлял его, «видя» себя спокойно лежащим в постели. На связи между образами и органическими состояниями строятся теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение необходимо, чтобы планировать и программировать свою практическую деятельность. Воображение помогает настроиться на деятельность путем создания модели конечного или промежуточного продукта. Как организовать перевязки, которых сегодня чуть больше, чем обычно, да еще успеть на сестринскую конференцию? Как построить беседу с главным врачом, чтобы убедить его в целесообразности эксперимента? Благодаря воображению врач и медсестра могут на основе внешних симптомов болезни, жалоб пациента, его поведения представить развитие патологических процессов, почувствовать состояние пациента, прогнозируя дальнейшее взаимодействие с ним. Стоит или не стоит сообщать окончательный диагноз? Как отнесется к этому пациент? Поможет ли это ему собраться и еще побороться или, наоборот, станет приговором? Можно предположить, что воображение способствует развитию такого профессионально важного качества личности медицинского работника, как эмпатия (греч. empatheia - сопереживание, вчув- ствование). В дальнейшем именно эмпатия поможет вообразить, что происходит с пациентом. Вместе с тем не следует позволять воображению уводить себя слишком далеко. 5.3. Сновидение как психическое явление Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью). Обычно это происходит на уровне подсознания, на фоне торможения, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Припоминание содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активно работает память. Во сне люди психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчетливо сохраняется избирательность реакций (мать и ребенок, водитель и автомашина). Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы. Уже классическими стали примеры открытий, сделанных Д.И. Менделеевым, Нильсом Бором, О. Антоновым, Фридрихом Кекуле во сне. Анализировать сны важно и полезно для человека, желающего лучше понять себя. Являясь мостиком из сознательной жизни в подсознательную, сны несут в себе информацию. Толкование сновидений можно встретить уже в Библии [сон фараона о семи коровах, «хороших видом и тучных плотью», и о семи других коровах, «худых видом и тощих плотью», которые пожрали тучных (Быт. 40, 41)]. Происхождение и содержание сновидений в науке объясняют по-разному. В работах 3. Фрейда «Толкование сновидений», «Психология сна» преобладает мысль о том, что сновидения представляют скрытое выражение наших желаний. Основатель онтопсихологии итальянский профессор Антонио Менегетти (Т. Meneghetti) полагает, что иногда сны могут сигнализировать о начинающихся болезнях. Автор описывает пациента, которому часто снилось, что он мнет виноград и сливает сок в бочку, а из бочки вытекает вино. Менегетти заподозрил галопирующую опухоль простаты и направил пациента к специалисту. Диагноз был подтвержден, хотя пациент не ощущал никакого недомогания. Треть жизни мы проводим во сне. Менегетти считает что если человек не запоминает свои сны, то теряет осознание себя, не получая представления об одной из важнейших частей своей жизни, или просто подсознательно не хочет видеть ряд своих проблем.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.032 с.) |